«Мы высадимся на Марсе»
- Господин Вёрнер, подростком вы в саду своих родителей запускали игрушечные ракеты высотой в метр...
- ...многие из которых поднимались достаточно высоко. Но, увы, была и парочка неудачных запусков.
- Вы уже тогда хотели стать космонавтом?
- На какой планете вы бы хотели побывать больше всего?
- Моя мечта - отправиться на Луну и построить там что-нибудь на века, причем из имеющегося сырья. Например, из лунной пыли, реголита, можно замешивать своего рода бетон. Тогда с помощью 3D-принтеров из лунного бетона можно будет строить всё, что заблагорассудится - дома, дороги, обсерватории.
- Вопрос лишь в том, как вы намерены доставлять в космос европейских космонавтов. Сегодня ЕКА целиком и полностью зависит от российских „Союзов“. Если отношения с Москвой еще больше ухудшатся, совместные полеты согут стать невозможными.
- Россия остается для нас очень надежным партнером. К тому же еще во времена холодной войны космонавтика способствовала политической разрядке – вспомните хотя бы знаменитое „космическое рукопожатие“ летом 1975 года, когда американский „Аполлон“ произвел на орбите стыковку с советским „Союзом“. Сегодня мы, космонавты, снова можем поспособствовать преодолению нынешнего кризисного периода.
- И тем не менее, разве не стоит позаботиться об альтернативах?
- Они скоро появятся! Предположительно уже через несколько лет европейцы смогут пользоваться американским кораблем „Орион“, нашим вкладом в создание которого станет система управления. Кроме того, реальным кажется использование космоплана Dream Chaser*, разработанного американской Sierra Nevada Corporation.
- Разве европейцам не нужно иметь возможность самостоятельно, без посторонней помощи, отправлять людей в космос?
- К сожалению, такой шанс мы уже не раз упускали. В частности, мы могли переоборудовать космический грузовик ATV в корабль с экипажем. Мы должны были выжать из него больше.
- Что помешало?
- Как это часто бывает, деньги. Каждая из стран не прочь была бы отправлять в космос людей и пожинать лавры. Однако в том, что касается финансирования космических полетов с экипажем, энтузиазм государств-членов ЕКА оказывается не безграничным. Но, возможно, когда-нибудь нам предоставятся новые возможности. Я не теряю надежды, что европейцы получат собственный выход на орбиту для экипажей.
- Изначально планировалось, что европейские ракеты-носители „Ариан-5“ смогут доставлять в космос в том числе и людей. Сколько еще времени нужно, чтобы их доработать?
- Технически это можно сделать за четыре-пять лет. Во всяком случае, грузоподъемность у „Ариана“ достаточная. Ведь здесь нам не нужно начинать с нуля.
- Эксплуатация Международной космической станции (МКС) началась на рубеже XX и XXI веков. Для многих экспериментов в невесомости она приспособлена не идеально, поскольку на борту часто случается вибрация. Не пора ее законсервировать?
- Ни в коем случае. МКС получилась не вполне удобной для работы, и тем не менее, это научная машина, поражающая воображение. В любом случае, нужно продлить ее эксплуатацию минимум до 2024 года. Тем более что и американцы, и - кстати сказать - русские выступают за это. Только европейцы всё сомневаются. Самое меньшее, что ЕКА следует сделать в этом вопросе - это идти в ногу со своими партнерами. Кроме того, стоит подумать над отменой ограничения доступа. В настоящий момент МКС открыта не для всех, кто хотел бы проводить на ее борту эксперименты. Например, туда не пускают китайских или индийских ученых, поскольку эти страны не участвовали в создании станции. Тем более что нам нужно уходить от принципа закрытого общества. Поэтому я предложил построить на Луне „деревню“, открытую для всех наций.
- Разве не куда интереснее было бы всем вместе осуществить пилотируемую экспедицию на Марс?
- Человечество не упустит возможности ступить на Марс. Однако это произойдет, вероятно, не раньше 2050 года. Тут слишком много проблем, у нас еще нет технологий, необходимых для реализации проекта века. А главное, в настоящий момент полет на Марс продлился бы слишком долго. Отправлять космонавтов на пустынную планету, зная, что вернуться они смогут больше чем через два года, безответственно не только перед наукой.
- Как можно сократить время в пути?
- Чтобы люди смогли продвинуться в космосе дальше, чем это уже было сделано, нам необходимы новые системы двигателей - легкие, надежные, недорогие и в то же время способные выводить космические корабли на более высокую скорость. При разработке, например, плазменных двигателей нам нужно мыслить более революционно - пусть даже это сопряжено с риском провала. Мы, европейцы, в области космонавтики пока что не отличались дерзновением и действовали недостаточно расторопно.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".