Не сыпь мне соль без йода: как россиянам проведут профилактику йододефицита
Новый федеральный закон будет называться «О профилактике заболеваний, вызванных дефицитом йода». Для России это актуальная проблема, приводящая к физическим и психическим нарушениям, заболеваниям щитовидной железы, особенно у детей. Документ устанавливает требование для отечественных производителей продуктов питания, особенно хлеба, использовать только йодированную соль. Невыполнение грозит крупным штрафом и даже приостановлением деятельности организации. По мнению экспертов, принятие законопроекта может привести к удорожанию продуктов и росту доли импорта йодированной соли.
Проект размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Согласно тексту документа, при изготовлении пищевых продуктов должна использоваться только йодированная пищевая соль. Особенно это касается производства хлеба и хлебобулочных изделий, подчеркивают авторы. Если же технологический процесс приготовления этого не допускает, продукты должны быть обогащены йодом «иным возможным способом».
Все организации, торгующие этим продуктом в розницу, должны обеспечивать наличие в своем ассортименте йодированной соли. Сама же она должна соответствовать техническим регламентам. Ответственность за невыполнение этих требований будет наступать в рамках общих составов Кодекса РФ об административных правонарушениях. Речь идет о статьях 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», 6.6 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения», 14.7 «Обман потребителей» и 14.43 «Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов». Наказанием по ним могут быть как штрафы (для юридических лиц – от 10 тыс. до 1 млн рублей с конфискацией предмета правонарушения), так и приостановление деятельности организации до девяноста дней.
Как ожидает Минздрав, новый закон будет вступать в силу по частям до 1 июня 2022 года.
Йододефицит и его последствия
Недостаточное поступление йода в организм вызывает нарушения его деятельности, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, говорится в пояснительной записке. Для России это одна из актуальных проблем: распространенность подобных нарушений составляет 10–15% для городского населения и 13–35% для сельского.
По данным Эндокринологического научного центра Минздрава, дефицит йода приводит к тому, что ежегодно в специализированной эндокринологической помощи нуждаются более 1,5 млн взрослых и 650 тыс. детей с заболеваниями щитовидной железы. Регистрируются даже «отдельные случаи йододефицитного кретинизма». Ежегодно только на лечение и реабилитацию таких пациентов тратится более 275 млрд рублей, что в 780 раз больше, чем расходы на «всеобщее йодирование соли», подсчитали в ведомстве.
В среднем россияне употребляют в три раза меньше рекомендуемой нормы йода (40–80 мкг в день вместо 150–250 мкг). При этом восполнить достаточное количество йода естественным путем – из морепродуктов, водорослей, овощей и фруктов – практически невозможно.
«Проведение массовой профилактики йододефицитных заболеваний за счет производства и продажи йодированной соли – наиболее эффективный метод, рекомендованный ВОЗ. В здравоохранении не существует более экономически эффективной программы профилактики распространенных неинфекционных заболеваний», – говорится в документе.
Как показали расчеты ведомства, замена соли только лишь при изготовлении хлеба даст 35% от рекомендуемого суточного потребления йода для взрослых (из расчета 150 граммов хлеба на человека в день). А в комплексе потребление йодированной соли и хлеба с ее добавлением обеспечит все 90%.
В Минздраве убеждены, что предложенные меры позволят «предотвратить отставание детей в физическом и психическом развитии, уменьшить частоту асоциальных форм девиантного поведения детей из-за снижения интеллекта, значительно снизить частоту различных заболеваний щитовидной железы, многих врожденных пороков развития, невынашивания беременности и детской смертности».
Обогащение приведет к удорожанию
Объем рынка пищевой соли в России с учетом импорта в 2018 году составил 1 255 634 тонны, а в 2019 году – 1 362 363 тонны, рассказала член Генсовета «Деловой России», управляющий собственник компании ООО «СтандартПродМаш» Марина Измайлова. При средней цене производителей 4146,9 рублей/т емкость рынка в рублях составила порядка 5 649 582 669 рублей. При этом объем импорта пищевой соли на российский рынок в 2018 году снизился по сравнению с предыдущим годом на 5791 тонну, что в стоимостном выражении составило $43 477 тыс. (в рублях – более 2,7 млрд).
В период 2017–2019 годов средние розничные цены выросли на 7,5%, наибольшее увеличение произошло в 2019 году, темп прироста составил 103,83%.
Между тем йодированной соли в России производится всего 500 тыс. тонн в год – это вдвое меньше, чем во времена СССР (середина 80‑х) при активной йодопрофилактике.
Законопроект не возлагает дополнительного бремени на пищевую промышленность, убеждены авторы законопроекта. Однако обогащение всей пищевой соли сорта «экстра», высшего и первого помола йодатом калия, как предполагается законопроектом, – история недешевая. «Удорожание производства произойдет однозначно, но это транслируется на конечного потребителя», – рассказала Марина Измайлова.
Еще дороже встанет «иной возможный способ обогащения йодом», указанный в законопроекте для случаев, когда технологический процесс приготовления не допускает использования соли. Существуют специальные препараты для йодирования продуктов питания для промышленности, и они достаточно дороги.
При этом из-за йодирования заметно изменятся сроки хранения продукции, так как сроки годности йодированной соли – всего 3–4 месяца. «Йодированная соль просто теряет свои «лечебные» свойства, даже если просто вскрыть пакет и на некоторое время оставить его на солнечном свете – йод легко испаряется. Кстати, он улетучивается из соли и при тепловой обработке, поэтому использование йодированной соли в пищевой промышленности при изготовлении хлебов нецелесообразно», – пояснила Измайлова.
По прогнозам экспертов, в прошлом году объем потребления соли в России увеличился на 8,5%. При росте производства на 2,8% доля импорта будет только расти. Особенно из тех регионов, где процесс йодирования уже хорошо отлажен. Например, в Казахстане и других странах Центральной Азии, в окружающей среде которых редко содержится достаточное количество йода, программы всеобщего йодирования пищевой соли действуют с 90‑х годов. А с 2002 года это стало юридически обязательным. По итогам первого квартала 2019 года производство йодированной соли в Казахстане выросло на 21,7% – до 68,7 тыс. тонн.
Обсуждением проблемы йододефицита профессиональное медицинское сообщество занималось очень длительное время, и законопроект – долгожданный, подчеркнула член регионального штаба ОНФ в Мурманской области, член комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко. По ее словам, вся финансово‑экономическая составляющая нормативного документа сейчас просчитывается. «Законопроект может помочь развитию российского производства йодированной соли, – убеждена она. – Задача поставлена, производители должны решать эти вопросы».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".