29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Пионеры путинской эпохи
Общество

Пионеры путинской эпохи

В октябре сразу несколько шестых классов школы №27 подмосковного Подольска торжественно приняли в пионеры. Об этом редакции «Профиля» сообщила обеспокоенная мама одной из школьниц. Инициатива повязать детям красные галстуки исходила, по ее словам, от городской администрации, и, чтобы спасти свою дочь от пионерской клятвы, маме пришлось писать официальный отказ. Так же поступили еще несколько родителей. Корреспондент «Профиля» отправился в Подольск, чтобы посмотреть, откуда в городе пионеры и какую идеологию они исповедуют.  

Судя по сообщениям на сайте подольской городской администрации, в пионеры здесь принимают уже не один год и не только 27-ю школу, но начать мы решили именно с нее. Идеологию и партийную принадлежность новых пионеров выявить оказалось непросто.

Идеология: Закон Божий

Красных галстуков на детях нет, советской символики на стенах тоже. Только на втором этаже на пионерском стенде прикреплен маленький портрет Ленина с подписью «Всегда готов». Пионеры тем не менее в школе есть, уверяет директор Людмила Панова.

«Отряды начинают действовать с 5-го класса, начальную школу мы пока не трогаем», — говорит она. Вопрос об идеологии новых пионеров неприятно удивил и немного обеспокоил директора.

«Какая сейчас может быть идеология? Главное — увлечь детей общим делом», — рассуждает директор. Впрочем, никакой особой идеологии, по ее словам, не было и раньше. Свою пионерскую клятву Панова не помнит.

— Вот «Отче наш» помню. Главная идеологическая подкладка, которая была при коммунистическом строе, — не убей, не укради, будь честен, будь справедлив, помогай близким.

— А еще в школах проводили комсомольские собрания, на которых клеймили детей врагов народа, — напоминаю я.

— Но, простите, тогда был советский период. Тогда, если не заклеймишь, тебя заклеймят. Это было совсем другое время, демократией там даже не пахло. Но ценности, духовные и душевые, у человека остаются одни и те же во все времена.

В том, что пионеры исповедуют христианские ценности, удалось убедить и местное духовенство.

— Мой папа священник, — рассказывает вожатая одного из пионерских отрядов школы Ольга Сидорова. — И поначалу он был против возвращения пионеров, он считал, что они, как коммунисты.

— Тоже ищут врага народа... — подсказала директор.

— ...и проповедуют атеизм, — продолжала Сидорова. — Но я ему объяснила, что мы и плащаницу смотрели, и храмы ходили освящать. Стараемся как можно ближе к этому детей привлекать, даже мусульман.

Девиз сегодняшних пионеров «Любовь к Родине, добро и справедливость», пояснили учителя.

— А что такое справедливость?

— Это Божий закон: не укради, не убей, не лги, не прелюбодействуй, — не сговариваясь с директором повторила ее заместитель по воспитательной работе Валентина Бутакова. Немного подумав, она предложила еще один вариант. — Справедливость — это правильность, а правильность — это на основе добра, любви, сочувствия к людям. Это наша русская душа.

Божий закон и русская душа запросто уживались в Бутаковой с тоской по СССР. Она уверена, что Союз можно было сохранить, тогда сохранился бы и порядок. «Союз был, всех кормил и держал мир в нормальном состоянии: не было у нас здесь ни киргизов, ни казахов, они работали все у себя и знали, что их не бросят», — говорит она.

Директор, казалось бы, тоже не против возвращения советского строя, хотя дед у нее погиб в штрафбате, куда попал за какую-то безделицу.

— Союз я не виню. Людьми все равно кто-то управляет, а управляют иногда не очень хорошие люди, — рассуждает она. — Как можно строй винить? Как можно обвинить себя, живущую в этом строе? Вот сейчас говорят: «Россия во всем виновата». В чем виновата? Был сначала у нас грузин правителем, потом хохол — а виноваты русские.

Кто именно винит во всем русских, директор не уточнила, но с идеологией кое-как разобрались.

Партийность: зависит от спонсора

С партийностью все оказалось сложнее. Пионерские организации действительно курируются мэрией Подольска. Главная пионервожатая города Ольга Баканина (сотрудница мэрии) прямо сказала корреспонденту «Профиля», что постановление об их возрождении подписано главой города. В официальных документах, кстати, о пионерах ни слова: просто «Детские организации Подольска». Октябрята, оказывается, тоже есть — «Искорки», а комсомольцы (третья ступень) в целях конспирации называются «Лигой старшеклассников». Вступать или нет, каждый ребенок решает сам. «Проводятся родительские собрания, собрания детей», — поясняет Баканина.

В ее кабинете в рамке висит благодарственное письмо подольской «Лиге страшеклассников» от «Единой России».

«Мы встречали ветеранов войны и детские организации Москвы, провезли их по нашим памятным местам. И они нас наградили за то, что мы их накормили, сводили пописать (извините за подробности), — смущаясь и словно оправдываясь, объясняла Баканина. — И не только их, но и «Единую Россию», КПРФ, которые к нам приезжали».

Есть грамота и от коммунистов, уверяет Баканина, где Зюганов лично благодарит ее за воспитание молодежи. Повесить ее на стену чиновница не решилась и говорила о ней с крайним смущением. «Там не написано «за коммунистическое воспитание»», — на всякий случай уточнила она, но саму грамоту так и не нашла.

Смущение чиновницы было вызвано замечанием, что беспартийных представителей «детских организаций» специально возили на Красную площадь в Москву, где их принимали в пионеры коммунисты. Об этом мне рассказали в школе.

«Да, деньги выделял Зюганов. Мы не настолько богаты, чтобы отказаться от четырех икарусов, а нас еще и накормили там и в музей сводили. Даже если Жириновский оплатит автобус (а я, например, буду против либерального течения) — мы все равно поедем», — заключила главная пионервожатая. Она, к слову, тоже за справедливость и тоже выводит ее из Закона Божьего.

«Не будь тоталитарного режима...»

В школе тоже уверены, что за поездку в Москву денек можно побыть и коммунистами. «Ну и что, что на Красной площади? Ну и пусть Зюганов! — горячится Бутакова. — Я вас уверяю, что 80% детей, которые поехали, ни разу не были на Красной площади: родителям некогда детьми заниматься».

Убедив корреспондента «Профиля», что коммунистов и атеистов у них в школе не готовят, учителя рассказали о том, чем пионеры занимаются сегодня. Выяснилось, что в 27-й школе есть отряды юных экологов, юных помощников дорожного патруля и даже юных помощников полиции. Собственно пионерами называется патриотическое крыло детского движения, которое специализируется на помощи ветеранам ВОВ. Красные галстуки выдают только пионерам, у остальных — синие, зеленые, желтые.

Клятва при вступлении, а точнее, «обещание» тоже не совсем пионерское: «Я тожественно обещаю служить Родине, добру, справедливости, горячо любить свой город и гордо носить имя подольчанин». Патриотическое воспитание, как объяснили, включает гимн по понедельникам, посещение ветеранов ВОВ, «углубленное изучение истории» — периода Великой Отечественной войны — и посещение памятных мест в городе, тоже связанных с ВОВ.

Недавно дети заняли призовое место на викторине по ВОВ, похвасталась классный руководитель 7 «Б» Татьяна Гончарова (это их принимали в пионеры на Красной площади).

— А вне войны историю Советского Союза вы изучаете?

— Пока еще это не по программе: сначала Древний мир, потом Средние века, сейчас у нас Новое время.

— А как же углубленное изучение истории?

— Оно углубленное не с позиции, наверное, науки, а с позиции воспитания: научить гордиться тем, чего достигли наши предки, знать родной край.

— А про ошибки предков вы говорите с детьми?

— Да. Но что значит ошибки? — задумалась Гончарова. — Есть просчеты. И вообще всегда есть две стороны: не будь тоталитарного режима, может быть, не получилось бы победы в войне.

— А дети знают о тоталитарном режиме?

— Мы просматриваем документальные фильмы на классных часах. В частности, по блокаде Ленинграда. Говорим о том, что в начале войны были поражения из-за просчетов.

Учительницу отпустили. Как только она вышла за дверь, директор и ее заместитель приняли суровый вид и потребовали у меня документы.

— Почему вы нашу школу выбрали? — резко спросила Бутакова, пока директор исследовала мой паспорт.

— Просто знакомые рассказали.

— Какие знакомые? — в голосе зазвучали железные нотки.

— Это уже напоминает полицейский допрос, — не выдержала я.

— Если вы хотите написать о пионерских организациях, вы должны обращаться в администрацию города, там этим занимаются, — отрезала Бутакова.

— Кто вам рассказал про пионеров? — не унималась директор.

Клуб добрых сердец

В коридоре я решила сама найти пионеров (по распоряжению директора ко мне уже подводили двух девочек, которые от испуга не могли ничего сказать), но это оказалось непросто.

— Не знаю никаких пионеров, — заявил ученик 9 «Г» класса Данил.

Он был уже третий из опрошенных. Зато его одноклассница Даша пионеров знала и сама несколько лет была пионеркой, но недавно экстерном сдала программу 8-го класса и теперь учится в 9-м. Ее бывшие одноклассники, все еще пионеры, остались в 8-м. Данил пионером вообще не был.

— По какому принципу отбирают классы для посвящения в пионеры?

— Приходят и говорят: вы пионеры, и все. Потом говорят: сегодня вы едете туда-то, — объясняла Даша.

Произнесение клятвы и хорошая успеваемость, по ее словам, значения не имеют: все равно участвуют всем классом. С бывшими одноклассниками-пионерами Даша отношений не поддерживает.

— А как же совместные пионерские походы, сплоченность?

— Не было у нас походов, — заявила Даша. — Просто выбирался какой-то день, нам давали инструкции по пожарной безопасности, мы ходили и рассказывали первоклашкам, выступали на мероприятиях. Больше ничего интересного. Каждый год одно и то же.

— Бред это все, условность, — комментировал Данил, — для понтов сделано: мы, мол, такие крутые, у нас пионеры вот.

Тут подошла директор и отправила Данила и Дашу на уроки. Последних слов Данила она не слышала, но на всякий случай предупредила, что расспрашивать у них про пионеров — пустая трата времени. По ее словам, оба они пришли в школу недавно, год-два назад, и в пионерскую деятельность не вовлечены. Впрочем, других, вовлеченных школьников Панова опрашивать не разрешила: только в присутствии родителей. Одну меня она больше не оставляла, пока я не покинула здание школы.

По словам мамы, написавшей отказ (ее имя я не назвала директору), с родителями советоваться никто и не думал. «Все решилось в один момент: в понедельник объявили, а в среду уже принимали на площади в центре города», — говорит она. Классный руководитель ее дочери была не восторге от этой идеи, рассказывает мама, но завуч ссылалась на указание мэрии.

«Для чего это надо, так не смогли внятно объяснить. Тут, мол, не идеология, а вроде клуба добрых сердец. А почему нельзя без всякой пионерии собраться и организовать кружок добрых дел?» — недоумевает родительница. Отказ в итоге написали меньше десяти человек из трех шестых классов.

«Жесткой идеологии здесь точно не будет, — уверена председатель родительского комитета 5 «В» класса Мария Панина, ее ребенка приняли в пионеры месяц назад. — Мы все люди с нормальной психикой: никто заветы Ильича давать детям не будет, я тоже против этого». Мама надеется, что в пионерах ее ребенок будет ходить к бабушкам и больным детям, читать им книги, увидит другую жизнь.

Внедрения какой-нибудь новой партийной идеологии она не боится. «Если за 20 лет идеология не появилась — уже не появится, — считает она. — Какая у нас может быть идеология? Путин есть, Путин жив, Путин будет жить?».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама