18 мая 2024
USD 90.99 +0.06 EUR 98.78 -0.12
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Покупка недвижимости: на что обратить внимание при заключении сделки

erid: LjN8KCWD2​

недвижимость Общество Юридическая практика

Покупка недвижимости: на что обратить внимание при заключении сделки

Покупка любого недвижимого имущества является серьезным моментом для каждого человека вне зависимости от его финансового положения. Именно поэтому хочется быть уверенным, что сделка пройдет спокойно и после оплаты новый владелец не наткнется на обстоятельства, которые могут привести к печальным последствиям.

подписание договора купли-продажи

©нейросеть leonardo.ai

Рассказываем об основных правовых моментах, на которые стоит обратить внимание каждому, кто собирается приобретать землю, дом, квартиру, таунхаус или другую недвижимость.

Проверка статуса недвижимости

В первую очередь, если планируете покупать дом, земельный участок или таунхаус, необходимо проверить его статус. Как это делается, и что в это входит?

Необходимо запросить у контрагента следующие документы:

  1. Свидетельство о государственной регистрации права собственности (если собственность была приобретена до 2017 года) или выписку из ЕГРН – Единого государственного реестра недвижимости (с 2017 года). Данный документ необходим для подтверждения, что контрагент является собственником недвижимости и нет другого собственника, без согласия которого происходит сделка купли-продажи.
  2. Правоустанавливающий документ, подтверждающий основания приобретения контрагентом данной недвижимости (договор купли-продажи, дарения, мены, свидетельство о праве на наследство, договор долевого участия, решение собственника и т.п.).
  3. Полную выписку из ЕГРН, где будут сведения о том, находится ли недвижимость в залоге и имеет ли какое-либо обременение (ипотека, арест, рента, публичный сервитут). Кроме того, в такой выписке можно получить данные, указанные в пунктах 1 и 2. Запросить ее можно у контрагента либо самостоятельно через сайт Россреестра или МФЦ, чтобы сравнить с той информацией, которую вам сообщит контрагент.
  4. Если речь идет не о земельном участке, а, например, о квартире, доме или таунхаусе, то необходимо также получить выписку из домовой книги, чтобы узнать, зарегистрирован там кто-либо или нет. Это необходимо для того, чтобы после оформления сделки новым правообладателям недвижимости не открылись сюрпризы в виде условной зарегистрированной бабушки прежнего владельца квартиры.
  5. Если продавец находится в зарегистрированном браке, то также необходимо получить от него нотариально заверенное согласие супруга на продажу квартиры.
  6. Не обязательным, но вполне полезным станет подтверждение дееспособности продавца. Это может быть справка о том, что он не состоит на учете в диспансерах, выписка психиатра или другого формата документ, подтверждающий, что гражданин отвечает за свои действия и понимает то, что он делает.
  7. Кроме того, можно запросить у продавца справку об отсутствии задолженности оплаты коммунальных платежей.

Что указывать в договоре купли-продажи

После предоставления всех документов, убедившись в добросовестности продавца, можно переходить к сделке купли-продажи и оформлять соответствующий договор. Для безопасности сделки необходимо прописать следующие позиции в договоре:

  1. Все персональные данные продавца и покупателя: ФИО, паспортные данные, год рождения, адрес регистрации, контактный номер телефона, банковские реквизиты. Если речь идет о юридических лицах, то необходимо указать почтовый адрес, ОГРН, ИНН, полномочия представителя юрлица, банковские реквизиты.
  2. Далее речь идет о предмете договора. Важно прописать точные реквизиты квартиры или дома: полный адрес, кадастровый номер, площадь. Если речь пойдет о земельном участке, то необходимо еще написать его вид разрешенного использования. Кроме того, не будет лишним указать, на основании какого правоустанавливающего документа продавец имеет в собственности данную недвижимость.
  3. В разделе «Цена» необходимо четко прописать условия передачи денежных средств от покупателя продавцу (сумму, срок передачи денежных средств, процедуру передачи). После отправки денежных средств рекомендуется подписать акт приема-передачи денежных средств – это дополнительный аспект, подтверждающий выполнение условий договора.
  4. Сведения об обременении/отсутствии обременения. Помимо того, что продавец предоставляет информацию об обременении недвижимости, нужно также прописать ее в договоре и при желании отметить в качестве приложений к договору (заверенные нотариусом сканы или фото документов).

Нужно ли заверять сделку у нотариуса

После внесения всей необходимой информации договор может быть подписан. Не обязательно, но рекомендуется заверить договор у нотариуса. Нотариус будет обязан также провести нотариальные проверки для подтверждения чистоты сделки. Обязательное заверение сделки у нотариуса будет необходимо в случае, если затронуты интересы несовершеннолетних лиц или при приобретении лишь доли имущества.

Государственная регистрация права собственности

После подписания договора купли-продажи официальным собственником недвижимости до конца вы не станете, необходимо ее зарегистрировать. Для этого покупателю нужно самому либо через своего представителя подать заявление с приложенным договором купли-продажи в Росреестр. Если договор был подписан у нотариуса, то документы подает нотариус.

Срок регистрации права собственности составляет девять рабочих дней. Окончательным подтверждением права собственности является обновленная выписка из ЕГРН.

Покупка недвижимости является ответственным моментом для каждого человека, и быть уверенным, что у сделки нет подводных камней, – это грамотное решение, освобождающее от нервов и недопонимания.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль