22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Сели на иглу: в России вводят регулярную вакцинацию от коронавируса
COVID-19 вакцинация Общество пандемия

Сели на иглу: в России вводят регулярную вакцинацию от коронавируса

30 июня Минздрав РФ выпустил новые рекомендации о вакцинации россиян от COVID-19. В них говорится, что после достижения коллективного иммунитета нужно будет прививаться один раз в год. Это первый документ, из которого следует, что прививка от коронавируса станет в России постоянной. На следующий день повторная вакцинация стала доступной для жителей Москвы.

Пункт вакцинации от Covid-19

©Киселев Сергей / Агентство «Москва»

По мнению ученых, эта мера действительно может поддержать иммунитет, обновив защиту организма в условиях возникновения новых штаммов. Однако в экспертном сообществе нет консенсуса по поводу сроков ревакцинации, комбинирования разных препаратов и необходимости регулировать такие вопросы административно, не принимая во внимание индивидуальные особенности иммунитета. «Профиль» выяснил, какие существуют позиции и чем аргументируют свой выбор российские власти.

Что даст повторная вакцинация?

Весной, пока на массовом уровне только набирала ход первичная вакцинация, уже появились свидетельства тех, кто прошел ее во второй раз. В основном это люди, причастные к созданию вакцин и опробовавшие их на себе на самом первом этапе испытаний. Их отзывы сходятся: повторная доза служит эффективным бустером, позволяющим быстро увеличить количество антител, «истощившихся» с момента первой вакцинации.

«Если мы ревакцинируем людей через четыре–шесть месяцев, то имеем очень хорошие отклики», – сообщил в апреле один из разработчиков вакцины «Спутник V» Денис Логунов, пояснив, что такие случаи «на сотрудниках уже были». «Было показано, что ревакцинация через шесть месяцев позволяет бустировать антительный ответ у 100% добровольцев», – рассказал директор НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи Александр Гинцбург. «На собственном примере я увидел, что уровень антител, который снизился примерно через год после вакцинации, резко восстановился и вырос в 6 раз в течение 3 дней», – поделился генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев.

Власти заговорили о повторной вакцинации в июне. Как заявил мэр Москвы Сергей Собянин, она «жизненно необходима». Сам Собянин первую прививку сделал в мае 2020 года «до начала испытаний», а недавно привился во второй раз. «[Чувствую себя] прекрасно, небольшое недомогание было чуть-чуть. Но зато теперь антитела просто зашкаливают», – отметил градоначальник.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал повторную вакцинацию «неизбежной». Сам он не делает прививку, ссылаясь на иммунитет, приобретенный после болезни в мае 2020 года.

Когда снова идти на укол?

Здесь мнения расходятся. Айдар Ишмухаметов, директор Центра им. Чумакова РАН, разработавшего вакцину «КовиВак», утверждает, что момент для повторной вакцинации наступает через 6–8 месяцев после первой. Ринат Максютов, гендиректор новосибирского центра «Вектор», разработавшего «ЭпиВакКорону», полагает, что должно пройти 9–12 месяцев. А замминистра здравоохранения Олег Гриднев в середине июня заявил, что ревакцинация «Спутником V» должна проходить раз в один или два года.

Но затем руководитель ведомства Михаил Мурашко задал иные сроки: раз в полгода, а «если ситуация будет спокойная», то раз в 12 месяцев. Они же относятся к носителям естественного иммунитета, то есть переболевшим, добавил Мурашко.

Очевидно, эта формула – 6 или 12 месяцев в зависимости от обстоятельств – принята властями за основную. Ее же озвучила вице-премьер Татьяна Голикова. По ее словам, из-за очередной волны пандемии, связанной с распространением индийского штамма коронавируса, сейчас актуальна нижняя планка – шесть месяцев.

Рестораны закодировали: как получить свой QR, и что теперь будет с общепитом

Кстати, справляются ли вакцины с новым штаммом? Судя по высказываниям ученых, да, но антител требуется больше. Причина в том, что инкубационный период индийского вируса существенно меньше, чем у оригинального китайского, – 3–4 дня против 10–12. При этом клетки памяти у вакцинированного распознают попавший в организм вирус не сразу, в некоторых случаях эффективная борьба с ним начинается спустя несколько дней. Вывод: чтобы не опоздать, нужно встретить вирус во всеоружии. «Его надо ловить только на входе, то есть исходно надо иметь постоянно высокие антитела», – уверен Александр Гинцбург.

Но пройти повторную вакцинацию можно только после запуска соответствующей программы в регионе проживания. Иначе записаться на процедуру не получится ни в поликлиниках, ни на портале «Госуслуги»: система учета ЕМИАС отсекает вакцинированных, кому пока не положен следующий укол.

Первым регионом, открывшим ревакцинацию, 1 июля стала Москва. Она адресована горожанам, у которых с момента ввода первого компонента прививки прошло больше полугода. Такие уже появились: прививочная кампания в столице началась 4 декабря.

С 1 июля привиться без предварительной записи можно в восьми павильонах «Здоровая Москва» в московских парках, с 5 июля – еще в 12 городских поликлиниках по записи (адреса перечислены на сайте мэрии). На выбор предлагаются два препарата: «Спутник V» и его однокомпонентный вариант «Спутник Лайт». Как раз в конце июня первые серии «Спутник Лайта» поступили в гражданский оборот. При этом вакцины «ЭпиВакКорона» и «КовиВак» в Москве в дефиците: по состоянию на 1 июля они недоступны даже для первичной прививки.

Чем прививаться во второй раз?

Между тем специалисты не раз высказывали сомнения в том, что «Спутник V» подходит для ревакцинации. Причина в принципе работы препарата: модифицированный аденовирус проникает в организм и запускает в клетках выработку коронавирусного белка, против которого иммунная система создает защитные антитела. Но она может отреагировать и на сам аденовирус, сформировав защиту от него: при повторной вакцинации он оказывается «заблокирован», и укол не достигает эффекта.

Весной мнение о том, что повторно прививать «Спутником», «скорее всего, уже не будут», выразила директор по клинико-аналитической работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная. Другие специалисты указывали на малоизученность этой темы (для прояснения картины потребуется год-два) и отсутствие испытаний повторного применения «Спутника».

Есть и противоположный взгляд, которого придерживается Александр Гинцбург. Он заявил о наличии исследований других аденовирусных вакцин, показавших, что полученный ранее иммунитет к аденовирусу «практически не влияет» на итоговую эффективность прививки. По логике Гинцбурга, нет оснований предполагать, что относящийся к этому классу «Спутник V» будет вести себя иначе.

Возможна и другая постановка вопроса: какой эффект даст сочетание разных вакцин от COVID-19? В ходе эксперимента Университета Саара (Германия) было установлено, что пациенты, привившиеся сначала вакциной AstraZeneca, а затем – BioNTech/Pfizer, выработали более качественный иммунный ответ, чем те, кто два раза получил идентичную инъекцию.

Про российские вакцины подобных исследований не было, а частные мнения расходятся. Завкафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Сеченовского университета, академик РАН Виталий Зверев полагает, что при повторной вакцинации желательно менять препарат. Завкафедрой госпитальной терапии РНИМУ им. Пирогова, академик РАН Александр Чучалин, наоборот, не советует «винегрет» из вакцин.

Официальные рекомендации Минздрава звучат нейтрально: ревакцинация разрешена любой зарегистрированной вакциной. А смена препарата является опцией на тот случай, если при первой прививке были «серьезные нежелательные явления».

Еще одна дилемма: если выбор пал на «Спутник V», нужно ли повторять двухкомпонентный курс или достаточно первого компонента («Спутник Лайт»)? Свой вариант предложила внештатный специалист Минздрава РФ по терапии и общей врачебной практике Оксана Драпкина. По ее мнению, можно выбрать «Спутник V», а на 21-й день после инъекции сдать тест на антитела. «Если они достаточно высоки, то можно воздержаться от второго компонента. Если нет, то повторить ревакцинацию полностью», – пояснила Драпкина.

Нужно ли проверять антитела?

И по этому вопросу среди экспертов согласия нет. Учитывать ли вообще текущий уровень антител, принимая решение о ревакцинации?

Академик РАН Александр Чучалин убежден, что частота прививок должна определяться индивидуально. «К примеру, когда люди болели SARS (острым респираторным синдромом во время вспышки в 2002–2004 годах. – «Профиль»), у кого-то иммунитет сохранялся аж на протяжении 19 лет. У других он пошел на убыль через 6–7 месяцев», – вспомнил он. «Ревакцинацию нужно делать обязательно, но при этом необходимо следить за уровнем антител», – согласен вице-президент РАН, куратор медицинского направления Владимир Стародубов.

Но против такого подхода есть возражения. Во-первых, досконально неизвестно, какой титр антител гарантирует защиту от болезни (этот довод, в частности, приводит мэрия Москвы).

Во-вторых, нет единого, признанного во всем мире метода определения антител: лаборатории используют разные тест-системы, не все из которых являются показательными.

В-третьих, в борьбе с вирусом важен не только гуморальный иммунитет, о котором свидетельствует наличие антител, но и Т-клеточный иммунитет, – для него есть специальные сложные тесты, стоящие в несколько раз дороже.

Титры в клетке: могут ли непривитые россияне остаться без работы

В конце июня представитель Всемирной организации здравоохранения в РФ Мелита Вуйнович рекомендовала россиянам прививаться от COVID-19 при любом количестве антител. Эта же позиция отражена в новых рекомендациях Минздрава. «Мы уже статистически это выработали – не нужно ходить каждый день проверять, какой у вас уровень антител, это бессмысленно. Задача по ревакцинации в установленные сроки является наиболее оптимальной», – заявил министр Михаил Мурашко.

«Уровень антител через 6 месяцев такой, который как раз требует ревакцинации. Логика всех событий подталкивает к ее нормативному регулированию», – согласен глава столичного Депздрава Алексей Хрипун.

Судя по всему, россиян нацеливают на то, что новые прививки вошли в нашу жизнь надолго. Глава Центра им. Чумакова Айдар Ишмухаметов уже предложил поработать над терминами: ввести понятия экстренной и плановой вакцинации от COVID-19. Во втором случае «это будет просто вакцинация, как с гриппом – ежегодная», пояснил он.

Осталось разобраться, станут ли подобные инъекции принудительными. Но и здесь, как показывает российская практика, трудно ответить «да» или «нет». Так, на прямой линии 30 июня президент РФ Владимир Путин сообщил, что не поддерживает обязательную вакцинацию. Но одобрил июньские решения в десятках регионов РФ, власти которых ввели нормативы по вакцинации работников разных сфер.

А как за рубежом?

Судя по числу источников и упоминаний, Россия находится в авангарде мировой повестки ревакцинации. В большинстве зарубежных стран до этого банально не дошли руки: собственные или импортные вакцины у них появились позже России, а имеющихся доз зачастую не хватает и для первичного охвата населения.

Тем временем в роли лоббистов регулярных прививок выступают их производители. Гендиректор Pfizer Альберт Бурла в апреле рассказал, что повторную вакцинацию следует провести через 6–12 месяцев после первичной, а впоследствии эта процедура станет ежегодной. В пользу «хронических» вакцин-бустеров, подпитывающих иммунитет, высказывался президент компании Moderna Стивен Хоге.

В западном медицинском сообществе, как и российском, нет однозначного отношения к этой перспективе. Врачи, участвовавшие в опросе Reuters, указывают на недостаток надежных исследований. Эксперты National Georgraphic считают, что безальтернативная ежегодная вакцинация от COVID-19 будет сопряжена с административными трудностями и дискриминацией части населения.

На официальном уровне о планах ревакцинации объявила Великобритания. Еще в феврале был опубликован доклад премьер-министра Бориса Джонсона, согласно которому повторная прививочная кампания назначена на осень–зиму 2021 года. «Ревакцинация, скорее всего, будет состоять из единичной дозы-бустера. Идеальным бустером может стать новая вакцина, специально разработанная против [актуальной] формы вируса», – говорится в документе.

В июне видные британские эксперты уже заговорили о том, сколько лет придется проводить бустерную вакцинацию. Разброс оценок велик: от двух–трех лет (главный медицинский советник правительства Великобритании Крис Уитти) до «пяти, шести, семи, восьми или десяти» (один из боссов National Healthcare System Крис Хопсон).

Другой пример – Австралия. «Дополнительные или бустерные дозы после основного двухкомпонентного курса на данном этапе не рекомендуются. Данные о реальном сроке действия вакцин <…> будут собираться в течение предстоящих месяцев и лет», – утверждалось в рекомендациях национального минздрава, выпущенных в феврале. Те же формулировки повторены в июньской версии документа.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".