Святые отцы на Острове свободы
Историческая встреча Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси готовилась 20 лет. Беседа Патриарха Кирилла и Папы Франциска в Международном аэропорту имени Хосе Марти в Гаване продолжалась более двух часов и завершилась подписанием декларации. В ней главы РПЦ и Римско-католической церкви призвали мировое сообщество сплотиться, чтобы покончить с терроризмом на планете, защитить христиан Ближнего Востока, а также преодолеть конфликт на Украине.
Еще до начала встречи главы Русской православной и Римско-католической церквей согласовали текст совместной декларации, выражающей обеспокоенность ростом экстремизма и «геноцида христианского населения» на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Вопрос, смогут ли Папа и Патриарх повлиять на ситуацию, остается открытым. Однако сам факт их встречи – событие беспрецедентное. Готовилось оно давно, но всякий раз откладывалось из-за проблем во взаимоотношениях между РПЦ и Святым престолом.
Анафема, яд и отлучение от Церкви
Все началось в 1053 году, когда по распоряжению патриарха Константинопольского Михаила Керулария были закрыты латинские церкви в Константинополе. Во время их закрытия из дарохранительниц выбрасывали и затаптывали Святые Дары, приготовленные из пресного хлеба. Папа Римский Лев IX направил в Константинополь своих представителей для урегулирования конфликта, при этом настаивая на верховенстве Святого престола в Единой христианской церкви. Константинопольский патриарх отверг эти притязания. Конфликт завершился в 1054 году объявлением папскими послами патриарха Керулария низложенным и отлученным от Церкви. Патриарх в долгу не остался и через четыре дня предал латинян анафеме.
Только в 1964 году в Иерусалиме патриарх Константинопольский Афинагор встретился с Папой Римским Павлом VI. В декабре 1965 года были частично сняты взаимные анафемы и подписана совместная декларация, в которой четко оговаривалось: «Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним, все еще остающимся между Римско-католической Церковью и Церковью Православной».
Однако с тех пор римские понтифики и константинопольские патриархи встречаются и даже совершают совместные экуменические богослужения.
Представители Русской православной церкви также встречались с римскими папами по линии Отдела внешних церковных сношений (сейчас – Отдел внешних церковных связей, ОВЦС). 15 сентября 1963 года Папа Павел VI дал частную аудиенцию митрополиту Никодиму (Ротову), председателю ОВЦС. 13 сентября 1978 года митрополит Никодим (Ротов) во главе делегации РПЦ нанес визит новому Папе – Иоанну Павлу I и во время этой встречи скончался от острого сердечного приступа. Папа читал разрешительные молитвы на отход души над телом митрополита, а вскоре (через 20 с небольшим дней) сам скоропостижно скончался от инфаркта. Эти события породили множество слухов и версий об отравлении митрополита Никодима ядом, который якобы предназначался Папе. На самом деле митрополит Никодим, как принято было говорить во времена развитого социализма, «горел на работе». У него уже было несколько инфарктов, и врачи настоятельно рекомендовали поберечь свое здоровье. Но деятельный и энергичный митрополит не представлял свою жизнь в покое.
С Папой Бенедиктом XVI встречался, опять же по линии внешних церковных связей, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), а с Папой Франциском – нынешний председатель ОВЦС РПЦ митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
В интервью корреспонденту газеты Corriere della sera в июне 2015 года митрополит Иларион (Алфеев) сказал: «Подготовка к встрече между Патриархом и Папой Римским идет уже почти 20 лет. Первая попытка была в 1997 году, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II должен был встретиться с Папой Иоанном Павлом II». Однако эта встреча не состоялась, хотя о ней было даже объявлено. Официальная причина – ситуация с греко-католиками на Украине и прозелетизм (стремление обратить других в свою веру. – «Профиль») католической церкви на канонических территориях РПЦ.
Таким образом, контактов между главами Римско-католической и Русской православной церквей до сего дня не было.
«Встреча Его Святейшества Папы Франциска с Патриархом Кириллом очень важна для православно-католического диалога, – считает генеральный секретарь Конференции католических епископов России, cвященник Игорь Ковалевский. – Папа Франциск не раз встречался с православными патриархами других церквей, но с Московским Патриархом – впервые в истории. Русская православная церковь – самая большая в православном мире. Эта встреча, безусловно, будет свидетельствовать, что Католическая церковь заинтересована в братском диалоге с РПЦ».
Куба – надежда мира
«В религиозной политике очень важна символика, – считает Борис Фаликов, доцент Центра изучения религии РГГУ. – Патриарх Кирилл – опытный дипломат. Папа летит на встречу из Мексики, а не Патриарх Кирилл – к нему. Встреча происходит в нейтральной зоне».
Папа Франциск – фигура мощная, очень популярная в Европе и Латинской Америке. Уинстон Черчилль в своей книге «Вторая мировая война» привел эпизод встречи Сталина с министром иностранных дел Франции Пьером Лавалем в 1935 году. Министр обсуждал со Сталиным советско-французские отношения и поинтересовался, не мог бы Сталин поспособствовать распространению католицизма в России – мол, это поможет министру в диалоге с Папой Римским. Ответ Сталина вошел в историю: «О! Папа! И сколько у него дивизий?»
«Дивизии» Папы – это около 1 миллиарда 229 миллионов человек (статистические данные на конец 2012 года), католические страны Европы, Центральная и Южная Америка. «Дивизии» Патриарха Кирилла – православные России, стран СНГ, Прибалтики, Японии, на прошедшем недавно Архиерейском соборе к этому списку прибавилась Монголия. Дивизии без штыков, но умеющие показать свою силу в отстаивании прав и свобод христиан.
«В Европе трудно найти нейтральную территорию, – говорит кандидат исторических наук Вероника Язькова, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. – Куба благожелательно встречает Папу – выходца из Латинской Америки, и Патриарх Кирилл там – желанный гость. Как говорил Папа Иоанн Павел II, православие и католицизм – два легких христианства. В данном случае Куба выступает как надежда всего мира».
После кубинской революции 1959 года положение католиков на Кубе было непростым. Новые власти приняли закон об аграрной реформе, который напрямую затрагивал церковные земли. Только в 80–90‑х годах прошлого века ситуация стала меняться в лучшую сторону. Кубу начали посещать католические кардиналы, в 1996 году Фидель Кастро побывал в Ватикане, а в 1998 году Папа Иоанн Павел II сам приехал на Остров свободы. Но Кубинская церковь не испытала на себе тех страшных атеистических гонений, какие пришлось пережить в советское время РПЦ. При этом кубинцев нельзя назвать истово верующими. В 1998 году журнал Newsweek привел такие статистические данные: 4,7 миллиона из 11 миллионов кубинцев крещеные католики, из них воскресные мессы регулярно посещают только 150 тыс. человек.
«Католицизм не стал на Кубе государственной религией, но это та организация, с которой руководство Кубы считается, – рассказал «Профилю» заместитель директора Института Латинской Америки РАН по научной работе, кандидат экономических наук Николай Калашников. – Роль Папы Франциска в нормализации отношений Кубы и США велика, учитывая возможности его личного общения с президентом США, хотя это делалось в обстановке большой секретности».
На пресс-конференции в ОВЦС РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) рассказал, что Патриарх Кирилл давно хотел посетить Кубу. Рауль Кастро приглашал его на Остров свободы еще в 2009 году, однако Патриарху нужно было совершить поездки по епархиям России и стран ближнего зарубежья, и тогда визит пришлось отложить. Вторичное приглашение Патриарх получил в 2011 году. И в сентябре 2015 года он принял решение посетить Кубу, приурочив свой визит к 45‑летию со дня освящения первого в Гаване храма Московского патриархата в честь святых равноапостольных Константина и Елены.
Папа Франциск едет с пастырским визитом в Мексику. И вроде бы случайно их пути пересекаются в Латинской Америке.
«Ничего случайного в этом мире нет, – уверен священник Игорь Ковалевский. – Куба – символическое место. C одной стороны, социалистическая страна, с другой – государство с традиционной западной культурой Католической церкви. Именно Папа Франциск приложил немалые усилия для нормализации отношений Кубы и США в ходе своих визитов в эти страны в 2015 году».
«Встреча Папы и Патриарха будет проходить в аэропорту. То есть подразумевается нейтральная территория, – объясняет Николай Калашников. – Если бы хотели встретиться именно на Кубе, то такая встреча прошла бы в официальной резиденции. Здесь же выбран нетривиальный вариант, условно говоря, в транзитной зоне. В аэропорту есть помещение, где проводятся деловые встречи накоротке, не предполагающие длительных переговоров».
Встреча, не терпящая отлагательств
Папа Франциск на днях заявил, что встреча с Патриархом Кириллом готовилась два года. По другим сведениям – с самого избрания Кирилла на патриарший престол. Так что назвать ее неожиданной нельзя. Внезапной стала дата встречи. Почему именно сейчас?
«Причина экстренности встречи Папы и Патриарха объясняется обеспокоенностью мирового сообщества событиями в Сирии, – уверена Вероника Язькова. – Преследование христиан, наступление ИГИЛ (организация запрещена в России. – «Профиль»), терроризм – явные поводы для встречи. Однако существует и другая цель: необходимость в действенной защите христианской цивилизации, в том числе и перед лицом объективных процессов – секуляризации сознания и общественной жизни, религиозного релятивизма, проблемы религиозной свободы, однополых браков и т. д. Папа давно говорил, что в любое время и в любом месте готов встретиться с Патриархом. Откладывалась встреча по инициативе православной стороны из-за ряда разногласий. Cейчас хороший повод продемонстрировать единство церквей. Откладывать встречу дальше было нельзя».
На пресс-конференции, посвященной визиту Патриарха Кирилла в Латинскую Америку и встрече с Папой Франциском, председатель ОВЦС РПЦ митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) так обозначил основную тему встречи двух религиозных лидеров: «ситуация, сложившаяся сегодня на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и в некоторых других регионах, где экстремистами осуществляется подлинный геноцид христианского населения, требует неотложных мер и более тесного взаимодействия между христианскими Церквами. В нынешней трагической ситуации необходимо отложить в сторону внутренние несогласия и объединить усилия для спасения христианства в тех регионах, где оно подвергается жесточайшим гонениям».
«Причин срочности встречи две – внутрицерковная политика и общая политика, – считает Борис Фаликов. – Как известно, на совещании в Шамбези глав поместных православных церквей удалось достичь договоренностей по Всеправославному собору. И Патриарху Кириллу очень важна поддержка других православных церквей. Сейчас в православном мире есть один конфидент Папы – патриарх Константинопольский Варфоломей. Он – первый по чести в диптихе православных патриархов в мире. Патриарх Московский – на пятом месте. Но РПЦ – самая большая православная церковь, а значит, имеет право на особое отношение. И чтобы повысить свой вес внутри православного мира, Патриарху Кириллу, безусловно, необходимо встретиться с Папой».
Что касается «общей политики», то России «важно искать собеседников на Западе. Причем авторитетных, имеющих политический вес. А тут собеседник – Папа. С ним летом прошлого года встречался Владимир Путин. Был затронут вопрос судьбы православия, христианства на Ближнем Востоке». «Диалог с таким важным партнером, как Папа, повышает авторитет Москвы, – уверен эксперт. – Кремль дал «зеленый свет» встрече Патриарха с Папой. Совпали интересы церковной и нецерковной политики, Кремля и Чистого переулка» (резиденция Патриарха. – «Профиль»).
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".