24 февраля 2024
USD 92.75 +0.31 EUR 100.44 +0.55
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Трамвайный путь: каковы перспективы развития городского рельсового транспорта
общественный транспорт Общество

Трамвайный путь: каковы перспективы развития городского рельсового транспорта

В России реализуется программа комплексного развития городского электрического транспорта. Документ предусматривает строительство и реконструкцию нескольких сотен километров трамвайных путей, обновление подвижного состава. Как регионы и производители решают поставленные задачи, разбирался «Профиль».

Скоростной двухэтажный низкопольный трамвай «Антар»

Оригинальный проект, который ждет старта,  – скоростной двухэтажный низкопольный трамвай "Антар"

©АО "УКВЗ"

Содержание:

Дорогой перемен

Правительство обратило внимание на проблемы городского электротранспорта, выполняя соответствующее поручение президента РФ. Один из приоритетов госпрограммы, принятой в апреле 2022 года, – комплексное обновление подвижного состава. Системным решением такой задачи государство в новейшей истории России до этого еще не занималось.

Проекты, связанные с трамвайным транспортом, реализуют Курская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Нижегородская, Волгоградская и Ярославская области, Краснодарский, Красноярский и Пермский края. До 2028 года планируется построить и реконструировать 620 км трамвайных путей, 11 депо и 97 тяговых подстанций и 100 зарядных станций. В рамках обновления подвижного состава решено закупить 646 трамвайных вагонов.

Электробусы или водоробусы: какое будущее ждет общественный транспорт

График комплексной программы составлен таким образом, что почти 70% основного объема работ запланировано выполнить в 2023-м и 2024-м годах. В прошлом году было закуплено 150 новых низкопольных трамваев, реконструировано и построено 100 км трамвайных путей. Таким образом, в 2024-м эти показатели должны быть еще выше.

«Развитие электротранспорта, в особенности трамвая, – один из наиболее эффективных способов снижения негативного воздействия на окружающую среду и уровня транспортного шума, – подчеркивает Минтранс. – Также реализация программы позволит обновить парк электрического транспорта и инфраструктуру для него, тем самым повысив доступность, комфорт и удобство перемещения по городу».

Проекты реализуются с применением механизма концессии. Кроме того, средства на развитие электротранспорта выделяют регионы. В программе участвуют и частные инвесторы, кредитные линии открыл ВЭБ. Производство транспортных средств и объектов инфраструктуры сосредоточено в России. Это обеспечит не только вывод отечественного транспортного машиностроения на качественно новый уровень, но и ускоренное выполнение программ импортозамещения.

Скорость, экономичность, безопасность

Внимание к электротранспорту в целом и трамваям в частности объясняется его значимостью для экономики и социальной сферы. Трамваи – один из важных элементов общественного транспорта в 59 городах РФ. Услуги населению оказывают 29 трамвайно-троллейбусных предприятий и 30 трамвайных компаний. В эксплуатации находится более 7,4 тыс. вагонов, а общая протяженность трамвайных путей превышает 2,4 тыс.

По данным Росстата, в настоящее время трамваи перевозят до 1 млрд пассажиров в год. Между тем в 2000 году этот показатель составлял 7,4 млрд, а в 2005-м – около 4,1 млрд. Столь существенное снижение объема пассажиропотока объясняется «перегибами на местах». С 2000 по 2018 год трамвайное сообщение ликвидировали муниципалитеты десяти городов, а ряд других значительно сократили протяженность путей и подвижной состав.

«В Архангельске, Иваново, Воронеже, Рязани городской рельсовый транспорт прекратил существование. Набор аргументов в пользу такого решения был универсальным: шум, инфраструктура дорогая в содержании и занимает много места на улицах, перегруженных автомобилями», – объясняет доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания Московского университета им. С.Ю. Витте Кирилл Парфенов.

Примерно по тем же основаниям убирали из городов троллейбусы. Однако при ближайшем рассмотрении отказ от электротранспорта в пользу автобусов нельзя считать рациональным. В Российской академии транспорта видят немало конкурентных преимуществ у трамваев. Это экологичный, экономичный, удобный и безопасный вид городского общественного транспорта.

Согласно статистике, у трамвая вероятность попасть в ДТП в четыре раза ниже, чем у автобуса, и в 130 раз – чем у легкового автомобиля. При этом скорость перевозки пассажиров в среднем на 8–12% выше (за счет обособленных путей и приоритета на перекрестках). В сравнении с автобусом эксплуатационные затраты у трамвая меньше примерно на 30–40%, а с микроавтобусом («маршруткой») – в несколько раз.

Специфика внутреннего рынка

Пятилетняя программа комплексного развития городского электротранспорта, безусловно, важный инструмент преодоления кризиса. Однако ее мероприятия охватывают лишь часть городов, которые сохранили и готовы выводить на качественно новый уровень рельсовый транспорт.

Для выполнения поставленных задач необходимо обновление подвижного состава. По оценкам экспертов, средний возраст вагонов сегодня составляет более 28 лет, а некоторые раритеты разменяли пятый десяток. Только треть трамваев пока не превысила нормативный срок эксплуатации – 30 лет. Таким образом, в среднесрочной перспективе замене подлежат без малого 5 тыс. из 7,4 тыс. вагонов. Работа в этом направлении ведется, но темпы едва ли можно считать удовлетворительными: в 2021-м заказчикам поставлено 250 вагонов, в 2022-м – 276.

Отечественные производители способны удовлетворить заявки городов на закупку новых вагонов. Ресурсная база позволяет решать выпускать подвижной состав с высоким (до 90% и выше) уровнем импортозамещения.

Свою продукцию, не уступающую лучшим мировым образцам, предлагают семь предприятий, но ключевых игроков три, считает Кирилл Парфенов. Твердая репутация у Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ), который выпускает трамваи с 1901 года, занимая 40% российского рынка. У предприятия есть потенциал оперативно нарастить годовые объемы производства почти в два раза – со 120 до 220 штук. Крупные доли на внутреннем рынке у екатеринбургского завода транспортного машиностроения «Уралтрансмаш» (трамваи производит с 1990-х) и компании «Транспортные системы» (основная производственная площадка в Твери), заявившей о себе несколько лет назад.

Инновационный трамвай "Витязь" в сборочном корпусе производственной компании "Транспортные системы"

Трамваи – один из важных элементов общественного транспорта в 59 городах России

Петр Ковалев/ТАСС

Следующая остановка – космос

Научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв отдает должное продуктовой линейке УКВЗ. Старейшее предприятие отрасли (к слову, входящее в госкорпорацию «Роскосмос») с 2021 года выпускает полностью низкопольный вагон 71-628, который удовлетворяет запросы самых требовательных заказчиков. Модель на сегодняшний день уже получила три модификации, отличающиеся по экстерьеру, интерьеру и электрооборудованию, уточнил собеседник «Профиля».

С производственной программой прошлого года завод успешно справился: трамвайные вагоны поставлены в Санкт-Петербург, Челябинск, Новокузнецк, Магнитогорск, Липецк, Ярославль. Причем по просьбе заказчиков контракты предприятие способно выполнять с опережением графика. Пример – заказ для Северной столицы: заявка на 2024 год была выполнена наряду с заявкой 2023-го.

Специально для Санкт-Петербурга, с учетом особенностей организации движения в городе, была разработана модель 71-628-02. Конструкторы УКВЗ работают над двумя модификациями трехсекционного вагона и первого в истории России пятисекционного трамвая (испытания начнутся в 2024-м).

Меняем литры на амперы: когда по российским дорогам поедут электромобили

В активе еще один оригинальный проект, который ждет старта, – скоростной двухэтажный низкопольный трамвай «Антар». Презентация необычной во всех отношениях инновационной модели состоялась в июле 2022 года. «Антар» создан в интересах «Роскосмоса» фактически для работы на загородной линии – перевозок между космодромом Восточный и городом Циолковский. Двухэтажный трамвай способен развивать скорость до 100 км/ч. По плану сначала он должен выйти на обычную железнодорожную магистраль, а в дальнейшем для него построят отдельную скоростную линию. Аналогов «Антара» в России до сих пор не создано.

Со своей стороны, гендиректор УКВЗ Роман Новиков отмечает, что в 2023 году завод в полном объеме выполнил производственную программу и достиг поставленных экономических показателей. Теперь уже кажется невероятным, что всего пять-шесть лет назад предприятие с трудом сводило концы с концами. Сегодня приоритетом УКВЗ стало техническое перевооружение, что позволяет наращивать и совершенствовать производственно-технологические возможности. В том числе решены задачи локализации производства значительной части комплектующих.

«Успех во многом стал возможен благодаря полной поддержке руководства «Роскосмоса» во главе с Юрием Борисовым. Выстроено взаимодействие с Челябинской областью – регион, обновляя и развивая общественный транспорт, размещает заказы на УКВЗ. За пять лет область закупила 470 трамвайных вагонов», – говорит Роман Новиков.

Новинки в стиле ретро

В июле прошлого года на международной выставке «Иннопром-2023», проходившей в Екатеринбурге, компания «Транспортные системы» представила свою новинку – первый отечественный трамвай двустороннего движения с элементами автопилота «Невский». Модель имеет две кабины водителя и двери по обе стороны, что позволяет обходиться без разворотных колец.

В вагонах – просторный салон, панорамные окна, система климат-контроля, USB-розетки, мультимедийные комплексы и площадка для велосипедов. Локализация производства «Невского» составляет 90–95%. Из Китая и Индии пока импортируются резинотехнические элементы, а также отдельные комплектующие для электрооборудования.

Своя изюминка у завода «Уралтрансмаш»: по заказу Петербурга предприятие приступило к серийному выпуску низкопольных ретротрамваев. Производит сразу две модели – «Довлатов» и «Достоевский», которые предназначены для перевозок пассажиров в историческом центре Северной столицы. Прежде всего – гостей города, поэтому стандартная комплектация салона предусматривает интерактивное окно-экран «Белые ночи» с навигационной и туристической информацией.

Таким образом, российские предприятия в полной мере готовы выполнить заявки регионов на обновление городского рельсового транспорта. Ведущие заводы в короткий срок успешно реализовали программы импортозамещения компонентной базы и наладили серийный выпуск современных трамваев, полностью удовлетворяющих требованиям заказчиков.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама