29 августа 2025
USD 80.44 -0.08 EUR 93.34 -0.03
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Время чемпионов: как олимпиадники отбирают места у тех, кто поступает в вуз по результатам ЕГЭ

Время чемпионов: как олимпиадники отбирают места у тех, кто поступает в вуз по результатам ЕГЭ

В последнее время все больше выпускников школ поступают в престижные российские вузы на бюджетные места, минуя вступительные экзамены. Это стало возможным благодаря победам на олимпиадах, особенно в области точных наук и инженерии.

Школьники на всемирной школьной олимпиаде "Великая Победа" в общеобразовательной школе № 281 в Москве

©Рамиль Ситдиков/Фотохост-агентство РИА Новости
Содержание:

Распределение неоднородно

Как отмечал в начале июля ректор МГУ Виктор Садовничий, общее число победителей и призеров олимпиад, зачисленных без вступительных испытаний в вузы, составляет примерно 1,2% от всех бюджетных мест, или около 7000 человек. В целом по стране эта доля статистически незначительна, однако распределение олимпиадников неоднородно: свыше 70% приходится на вузы Москвы и Санкт-Петербурга. В результате на самых популярных направлениях обучения в ведущих университетах страны многие первокурсники – это ребята, которые смогли выиграть в интеллектуальных соревнованиях. В некоторых случаях они занимают все бюджетные места, не давая возможности поступить на бесплатное обучение даже абитуриентам с максимальными баллами ЕГЭ.

Выпускной балл: с какими результатами завершилась кампания ЕГЭ-2025

По итогам вступительной кампании 2025-го в отдельных институтах и университетах количество принятых на первый курс призеров и победителей олимпиад возросло в 1,5–2 раза. Так, в МГТУ им. Баумана было зачислено 520 олимпиадников, что на 59,5% превысило прошлогодний показатель (326 человек), сообщили «Профилю» в пресс-службе университета. Победители и призеры олимпиад заняли в этом вузе 14% из 3830 бюджетных мест. На таких направлениях, как «Мехатроника и робототехника», прирост составил 79%, на «Проектировании, производстве и эксплуатации ракет и ракетно-космических комплексов» – 105%, на «Автоматизации технологических процессов и производств» – 175%, на «Биотехнических системах и технологиях» – 238%.

Московский физико-технический институт зачислил 585 абитуриентов без вступительных испытаний, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого – 200 (против 100 в 2024 году). В МГИМО на бюджет поступил 151 финалист олимпиад, заняв 33% бюджетных мест преимущественно на факультетах по истории и праву (по 52 человека).

Ректор Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО) Владимир Васильев сообщил, что вуз принял рекордное число абитуриентов без экзаменов – 728 (половина всех бюджетных мест). По данным приемной комиссии, рост наблюдается второй год подряд: в 2024-м победителей и призеров олимпиад было 683, в 2023-м – 565. Это самый высокий показатель в Санкт-Петербурге и один из самых высоких в стране. Олимпиадники заняли все бюджетные места по трем направлениям подготовки: «Разработка программного обеспечения», «Инженерия искусственного интеллекта», а также на совместной со Сбером и «Яндексом» программе для разработчиков искусственного интеллекта AI360: ML Native.

В Томский политехнический университет поступило на 35% больше олимпиадников, чем в прошлом году, – 73 человека, сообщил заместитель проректора Павел Рвалов.

Алгоритм победы

Право на поступление без вступительных испытаний (БВИ) для победителей и призеров олимпиад закреплено федеральным законом №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации». Однако существующие состязания для школьников старших классов различны по рангу и статусу: участие не во всех олимпиадах дает выпускникам школ возможность автоматически становиться студентами.

Только олимпиады первого уровня позволяют поступать без экзаменов. За победу в других (второго и третьего уровней) можно получить либо 100 баллов по предмету, либо 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ или ДВИ (дополнительного вступительного испытания). Список и статус олимпиад ежегодно утверждает Минобрнауки. Сейчас их 85, из которых 35 дают желанный главный бонус. В первую очередь, Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ), которая гарантирует безусловное поступление в вуз, если направление подготовки там соответствует профилю олимпиады. Подтверждать диплом ВсОШ результатами ЕГЭ не требуется.

Два экзамена для аттестата: что меняется в правилах сдачи ОГЭ и поступления в колледж

Как рассказали «Профилю» в Центре педагогического мастерства (ЦПМ) департамента образования и науки Москвы, «более 780 столичных одиннадцатиклассников в этом году получили диплом победителя или призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и с сентября начнут учебу в вузах».

В министерском реестре есть также международные и перечневые олимпиады, которые вузы обычно учреждают и проводят сами. Последние дают возможность поступления, но с условием, что ЕГЭ по профильному предмету сдан не менее чем на 75 баллов. Например, если абитуриент поступает в технический вуз и выиграл перечневую олимпиаду первого уровня по математике, он должен набрать не менее 75 баллов ЕГЭ по этому предмету, результаты ЕГЭ по другим предметам не имеют значения (даже 24 балла по русскому языку или 22 балла по иностранному языку подойдут, а это минимальные требования для получения аттестата о среднем образовании). Кстати, ЕГЭ теперь можно сдавать и два раза, но засчитывается последняя попытка. «Дипломы заключительного этапа олимпиад, включенных в перечень Минобрнауки РФ, получили 2900 московских одиннадцатиклассников», – сообщили в ЦПМ.

Победители олимпиад оцениваются по рейтингам участников, сумме баллов, сложности выполненных заданий и другим критериям, установленным регламентом. Уровень часто присваивается не всей олимпиаде целиком, а каждому профилю в ее рамках. Например, экономика может быть первого уровня, а журналистика – второго, что дает только 100 баллов по профильному предмету – литературе. Среди олимпиад первого уровня широко известны, например, многопрофильные «Высшая проба» НИУ ВШЭ, «Ломоносов» и «Покори Воробьёвы горы!» МГУ, олимпиада СПбГУ, «Физтех» МФТИ по физике, математике и информатике, «Юные таланты» Пермского национального исследовательского университета, а также узкопрофильные, такие как ВсОШ им. Кондратьева Института экономики РАН, Кутафинская олимпиада по праву, «Евразийская лингвистическая олимпиада» МГЛУ и ряд других. Ежегодно в них участвуют тысячи школьников.

По словам мамы первокурсника, который поступил без экзаменов на географический факультет МГУ, эффективный путь подсказал репетитор: онлайн-испытания СПбГУ и Пермского университета. Победа и призовое место в этих олимпиадах позволили выпускнику выбирать между географическими и экономическими направлениями в ведущих вузах, даже там, где география не является профильным предметом.

В текущем году образовательные учреждения предоставили абитуриентам большую гибкость в использовании права поступления БВИ. Теперь это преимущество распространяется не только на профильную дисциплину, но и на другие предметы из списка вступительных испытаний. В результате ценность олимпиадных дипломов существенно возросла.

Выгодно всем

Эксперты наблюдают значительный подъем в олимпиадном движении. Интерес к интеллектуальным соревнованиям проявляют не только будущие абитуриенты, но и широкий круг образовательных структур. «Участие в олимпиадах позволяет обнаружить студентов с оригинальным мышлением и отличной от общего конкурса подготовкой», – отмечает ответственный секретарь приемной комиссии МГТУ им. Баумана Иван Сидельников.

Как ставка на дешевый труд привела к сильнейшему дефициту кадров в РФ

«Такие ребята вовлечены в предмет, определились с профессиональной траекторией и нацелены на успех, – подчеркивают в ЦПМ. – Кроме того, во время учебы в школе и подготовки к соревнованиям они уже могли познакомиться с экспертами отрасли, преподавателями вузов и попробовать себя в научной деятельности, а следовательно, более осознанно подходят к выбору университета, будущей специальности и уже с первого курса включаются в научную работу».

По мнению доцента РГГУ Татьяны Базжиной, количество олимпиадников – это еще и один из показателей в системе оценки эффективности вузов. Поэтому институты и университеты, безусловно, заинтересованы в привлечении данной категории абитуриентов.

Школы, где учатся будущие чемпионы, в свою очередь, тоже приобретают баллы, влияющие на их рейтинг и увеличение финансирования, а учителя могут рассчитывать на стимулирующие выплаты. «По итогам учебного года общеобразовательные учебные заведения получают гранты на поощрение педагогов, подготовивших олимпиадников. Не забывают при этом и классных руководителей таких ребят», – заверяют в ЦПМ. По словам экспертов, в этом году практически все школы Москвы «могут гордиться дипломами регионального этапа ВсОШ и Московской олимпиады школьников, а более половины учебных заведений столицы – дипломантами заключительного этапа ВсОШ».

Узкие профессионалы

Многие победители и призеры олимпиад действительно талантливы, отмечают преподаватели вузов, однако не все по знаниям и умениям превосходят абитуриентов, подающих документы на стандартных условиях. «Нередко бывает так, что у призеров низкие баллы по ЕГЭ, а у тех, кто на олимпиаде ничего не показал, выше 90. Есть азартные – те, кто любит соревноваться, ставит все на победу и побеждает», – поясняет Татьяна Базжина.

Подготовка к олимпиадам отрывает детей от освоения школьной программы, считает член совета межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. «Их знания оказываются хороши для того, чтобы выиграть конкретную олимпиаду, но даже в рамках предмета недостаточны. Например, на Всероссийской олимпиаде по русскому языку часто встречаются вопросы, связанные с историей языка. Однако такое внимание к прошлому не гарантирует достаточного уровня владения языком и способности применять его на практике», – подчеркнул он в разговоре с «Профилем».

Запрос на интеллект: как изменится российское образование с развитием технологий

Около четверти студентов, поступивших благодаря олимпиадам, не завершают обучение, подсчитали в НИУ ВШЭ. Причина – сосредоточенность ребят на глубокой разработке одного предмета, тогда как вузам требуется комплексный подход ко всем дисциплинам. Например, на факультете компьютерных наук 26% олимпиадников были отчислены в первые три года, а среди поступивших по ЕГЭ показатель составляет лишь 10%. Впрочем, общие показатели успеваемости у победителей олимпиад выше средних, говорится в исследовании.

Год назад в Минобрнауки обсуждалась тема введения квот на число бюджетных мест для олимпиадников и сокращения числа олимпиад, дающих такие льготы. Но позже чиновники заявили, что вопрос о совершенствовании правил приема «будет рассматриваться по итогам комплексного анализа приемной кампании и после детального обсуждения с профессиональным сообществом», и обязали учебные заведения обучать за собственный счет всех подавших документы победителей и призеров, если им не хватит бюджетных мест. Если, например, случается ситуация, когда бюджетных мест 10, а олимпиадников 15, то институт таким ребятам предоставляет грант на обучение в размере 100-процентной скидки. Кстати, месяц назад Российский союз ректоров предложил расширить возможность участия в олимпиадах: допустить студентов колледжей, а также привлечь иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом.

Сегодня олимпиады – это «профессиональный спорт» со множеством заинтересованных сторон, резюмирует Всеволод Луховицкий, поэтому, пока тенденция не изменится, обычным абитуриентам будет все труднее поступать по конкурсу. Иван Сидельников, со своей стороны, полагает, что альтернативой может стать целевое обучение. Это отдельный формат, требующий от абитуриента четкого понимания будущих профессиональных задач. В рамках целевого обучения студент заранее выбирает вуз, предприятие и планирует карьеру, а образовательный процесс тесно интегрирован с потребностями предприятия-заказчика. По убеждению эксперта, такой механизм крайне важен для обеспечения кадрами стратегически значимых предприятий страны.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".