30 апреля 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Полеты во сне и наяву"

Архивная публикация 2003 года: "Полеты во сне и наяву"

Структуры Романа Абрамовича продали свою долю в "Аэрофлоте" Национальному резервному банку. В результате крупнейший российский авиаперевозчик может пополнить свой парк не американскими или европейскими, а отечественными лайнерами.На прошлой неделе Национальный резервный банк (НРБ) и компания Millhouse Capital сообщили о завершении сделки по купле-продаже 26-процентного пакета акций "Аэрофлота". Сумма сделки сторонами не разглашается. Однако, по оценке ряда экспертов, она составила более $133 млн.
В заявлении для прессы председатель совета директоров Millhouse Евгений Швидлер ограничился следующим заявлением: "Мы считаем очень важной работу, которую проделали частные инвесторы в "Аэрофлоте". Высокий интерес к пакету акций "Аэрофлота" и стоимость сделки явились результатом этой работы".
А работу частные инвесторы проделали следующую. К осени 2001 года акционеры "Сибнефти", впоследствии учредившие компанию Millhouse Capital, скупили блокирующий пакет акций "Аэрофлота". Это приобретение по разным оценкам обошлось Millhouse в сумму от $85 млн. до $120 млн.
На очередном собрании акционеров "Аэрофлота" новые собственники заняли три из девяти мест в совете директоров авиакомпании. Однако планам дальнейшей экспансии Millhouse Capital в руководство авиакомпании не дано было осуществиться. Желание структур, подконтрольных Роману Абрамовичу, увеличить свою долю в акционерном капитале "Аэрофлота" также натолкнулось на жесткую оппозицию ее главного акционера -- государства, которому принадлежит 51,17%, и гендиректора авиакомпании Валерия Окулова.
В итоге повторение уже реализованного в 1990-х Борисом Березовским в "Аэрофлоте" сценария (приобретение миноритарного пакета акций с последующим "захватом" совета директоров) не получилось. Поэтому Millhouse потеряла интерес к авиакомпании и начала поиск покупателя на свою долю в авиакомпании.
Судя по текущей капитализации "Аэрофлота", цена принадлежавшего Millhouse пакета на момент продажи составляла не более $102 млн. Однако акции были приобретены Национальным резервным банком существенно дороже ($130 млн). Так что Millhouse не только вернул себе первоначальные вложения ($85 млн. -- $120 млн.), но и сумел заработать, по меньшей мере 10%.
Здесь, естественно, возникает вопрос: а зачем НРБ переплатил компании Millhouse? Объяснение есть. Дело в том, что Национальный резервный банк выступает одним из совладельцев лизинговой компании "Ильюшин-финанс Ко" (ИФК), которая, в свою очередь, является основным заказчиком по проекту постройки шести пассажирских лайнеров Ил-96-300 для "Аэрофлота". Авиалайнеры должны быть построены на Воронежском авиационном заводе. При этом, несмотря на то, что контракт между "Аэрофлотом" и ИФК подписан, авиакомпания не торопится подтверждать свое желание укомплектовывать свой парк новыми Илами.
Наоборот, российский авиагигант в последнее время склоняется к приобретению авиалайнеров западного производства. Не так давно советом директоров компании была одобрена лизинговая сделка, результатом которой станет появление в парке "Аэрофлота" 8 самолетов Airbus на общую сумму $31,6 млн.
Покупка же аэрофлотовских акций "Нацрезервом" с последующим введением своих людей в состав совета директоров компании, по всей видимости, должна ускорить приобретение "Аэрофлотом" воронежских лайнеров.
Впрочем, не исключено, что у главы НРБ Александра Лебедева были и другие мотивы при покупке доли в "Аэрофлоте". Ведь общая стоимость воронежского контракта составляет всего $300 млн., и тратить на его продавливание через совет директоров авиакомпании около $130 млн. вряд ли разумно. Вполне возможно, что покупка аэрофлотовских акций для НРБ и ИФК лишь первый шаг по реализации масштабной программы по обновлению авиапарка "Аэрофлота". По замыслу НРБ, Илы в этой программе, скорее всего, должны играть ведущую роль. Если это так, то $30 млн., переплаченных "Нацрезервом" структурам Абрамовича, -- вполне обоснованное "мотовство".

Структуры Романа Абрамовича продали свою долю в "Аэрофлоте" Национальному резервному банку. В результате крупнейший российский авиаперевозчик может пополнить свой парк не американскими или европейскими, а отечественными лайнерами.На прошлой неделе Национальный резервный банк (НРБ) и компания Millhouse Capital сообщили о завершении сделки по купле-продаже 26-процентного пакета акций "Аэрофлота". Сумма сделки сторонами не разглашается. Однако, по оценке ряда экспертов, она составила более $133 млн.

В заявлении для прессы председатель совета директоров Millhouse Евгений Швидлер ограничился следующим заявлением: "Мы считаем очень важной работу, которую проделали частные инвесторы в "Аэрофлоте". Высокий интерес к пакету акций "Аэрофлота" и стоимость сделки явились результатом этой работы".

А работу частные инвесторы проделали следующую. К осени 2001 года акционеры "Сибнефти", впоследствии учредившие компанию Millhouse Capital, скупили блокирующий пакет акций "Аэрофлота". Это приобретение по разным оценкам обошлось Millhouse в сумму от $85 млн. до $120 млн.

На очередном собрании акционеров "Аэрофлота" новые собственники заняли три из девяти мест в совете директоров авиакомпании. Однако планам дальнейшей экспансии Millhouse Capital в руководство авиакомпании не дано было осуществиться. Желание структур, подконтрольных Роману Абрамовичу, увеличить свою долю в акционерном капитале "Аэрофлота" также натолкнулось на жесткую оппозицию ее главного акционера -- государства, которому принадлежит 51,17%, и гендиректора авиакомпании Валерия Окулова.

В итоге повторение уже реализованного в 1990-х Борисом Березовским в "Аэрофлоте" сценария (приобретение миноритарного пакета акций с последующим "захватом" совета директоров) не получилось. Поэтому Millhouse потеряла интерес к авиакомпании и начала поиск покупателя на свою долю в авиакомпании.

Судя по текущей капитализации "Аэрофлота", цена принадлежавшего Millhouse пакета на момент продажи составляла не более $102 млн. Однако акции были приобретены Национальным резервным банком существенно дороже ($130 млн). Так что Millhouse не только вернул себе первоначальные вложения ($85 млн. -- $120 млн.), но и сумел заработать, по меньшей мере 10%.

Здесь, естественно, возникает вопрос: а зачем НРБ переплатил компании Millhouse? Объяснение есть. Дело в том, что Национальный резервный банк выступает одним из совладельцев лизинговой компании "Ильюшин-финанс Ко" (ИФК), которая, в свою очередь, является основным заказчиком по проекту постройки шести пассажирских лайнеров Ил-96-300 для "Аэрофлота". Авиалайнеры должны быть построены на Воронежском авиационном заводе. При этом, несмотря на то, что контракт между "Аэрофлотом" и ИФК подписан, авиакомпания не торопится подтверждать свое желание укомплектовывать свой парк новыми Илами.

Наоборот, российский авиагигант в последнее время склоняется к приобретению авиалайнеров западного производства. Не так давно советом директоров компании была одобрена лизинговая сделка, результатом которой станет появление в парке "Аэрофлота" 8 самолетов Airbus на общую сумму $31,6 млн.

Покупка же аэрофлотовских акций "Нацрезервом" с последующим введением своих людей в состав совета директоров компании, по всей видимости, должна ускорить приобретение "Аэрофлотом" воронежских лайнеров.

Впрочем, не исключено, что у главы НРБ Александра Лебедева были и другие мотивы при покупке доли в "Аэрофлоте". Ведь общая стоимость воронежского контракта составляет всего $300 млн., и тратить на его продавливание через совет директоров авиакомпании около $130 млн. вряд ли разумно. Вполне возможно, что покупка аэрофлотовских акций для НРБ и ИФК лишь первый шаг по реализации масштабной программы по обновлению авиапарка "Аэрофлота". По замыслу НРБ, Илы в этой программе, скорее всего, должны играть ведущую роль. Если это так, то $30 млн., переплаченных "Нацрезервом" структурам Абрамовича, -- вполне обоснованное "мотовство".

ИЛЬЯ ХАРЛАШКИН

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».