Вместо рубля: можно ли ожидать возвращения цен в условных единицах
Санкции вернули российскую финансовую систему в 1998 год. Рубль перестал быть конвертируемым, что поставило в тупик бизнес, зависящий от импорта. Кажется, самое простое решение – снова устанавливать цены в условных единицах (у.е.). Насколько оно выполнимо, разбирался «Профиль».
- Новое – забытое старое
- Валютная оговорка
- Юани и золото вместо долларов и евро
- Обратный эффект от санкций
Новое – забытое старое
Еще несколько недель назад никто не задумывался о том, что цены на товары и услуги могут быть выражены не в российских рублях. Конвертацией в доллары или евро если и занимались, то ради личного интереса, чтобы понять, насколько выгодна покупка, сделанная за границей. Но в начале марта все резко изменилось.
Санкции Запада по отношению к золотовалютным и международным резервам страны, а это несколько сотен миллиардов долларов, обрушили курс рубля. Происходящее стало основанием для Минфина и Банка России ввести ряд ограничений на валютные операции.
В ЦБ объяснили, сколько россияне смогут снять с валютного вклада
Так, кредитным организациям временно, до 9 сентября, запретили продавать валюту населению, владельцам валютных вкладов теперь разрешено снимать не более $10 тыс., а экспортеров обязали продавать 80% валютной выручки. Также действуют ограничения на переводы денежных средств за рубеж для населения и бизнеса.
До объявления жестких мер ходили слухи о том, что государство может конфисковать доллары и евро, лежащие на банковских счетах и вкладах. Предположения казались правдоподобными, учитывая, что, по оценкам экспертов, накопления россияне сейчас составляют примерно $90 млрд.
При ближайшем рассмотрении все оказалось не так страшно. Нечто подобное однажды мы уже пережили – после августовского дефолта 1998 года. Поэтому введенные финансовыми властями ограничения правильнее называть «старыми новыми». Просто специфику денежного обращения и торговых операций конца 1990-х годов многие успели забыть.
Валютная оговорка
Сегодня кажется невероятным, но четверть века назад государство продолжительное время пыталось искоренить двойные ценники – в рублях и в у.е. Под условными единицами по умолчанию тогда все понимали доллары США. Цену товара при оплате рублями продавец и покупатель каждый раз сверяли по действующему курсу ЦБ. Зарплату в частных компаниях тоже часто привязывали к доллару или даже платили в валюте.
Ужесточение наказания за незаконные валютные операции могут обсудить уже в ближайшее время
Такой алгоритм вроде бы может быть применен и сегодня. Нормативная правовая база позволяет. Согласно положениям российского законодательства, рубль является единственным законным средством платежа. Однако в законе о валютном регулировании и контроле допускается право продавца устанавливать стоимость товара или услуги в эквиваленте определенной суммы в иностранной валюте или в условных денежных единицах.
В конце 1990-х и начале нулевых это упрощало расчеты, но создавало определенные риски. В частности, именно доходы и расходы, номинированные в у.е., после 2014 года (рубль обесценился к доллару на 41%) аукнулись валютным ипотечникам. Проблему, дабы предотвратить рост социальной напряженности в обществе, решали при активном участии государства.
Может показаться, что возврат населения и бизнеса к долларам и евро, если таковой случится, погрузит российскую экономику в хаос, восстановит полукриминальные схемы «лихих 90-х». Но это совсем не так. Как уже упоминалось, действующее законодательство позволяет устанавливать цену договора в иностранной валюте или у.е. Никаких запретов на этот счет для бизнеса не существует. Правило работает, даже если обе стороны – резиденты РФ. Такие особенности при заключении сделки называются «валютной оговоркой».
Теперь что касается розничной торговли. Чтобы устанавливать цены в у.е., магазин обязан всего лишь информировать покупателя о сумме оплаты за товар в рублях. Например, на видном месте разместить курс ЦБ иностранной валюты по отношению к рублю.
Иными словами, закон требует проводить расчеты только в российских рублях, но цены могут указываться в у.е. В периоды стабильности экономики и финансов это выглядит странным. Но не стоит забывать, что выбор валюты платежа осуществляется на основе независимых решений экономических агентов.
Юани и золото вместо долларов и евро
Чаще всего расчеты в долларах или евро актуальны при импорте товаров. Поставщики стремятся обезопасить себя от рисков резкого колебания курса, устанавливаемого ЦБ. Импорт товаров – длительный процесс, нередко проходит несколько месяцев от момента заключения сделки до реализации товара конечному потребителю. За это время валютный курс может существенно измениться, что обернется для импортера убытками. Именно поэтому в 1990-е и применялись цены в у.е. как самый простой способ обезопасить бизнес от рисков, связанных с волатильностью рубля.
Россия сохранит доступ к необходимым товарам. Главное из выступления Мишустина
С тех пор много воды утекло, и этот механизм выглядит достаточно архаичным. Сейчас у импортеров есть возможность заключать срочные валютные сделки с банками, которые хеджируют риски при колебаниях курса рубля. Смысл хеджирования – зафиксировать курс валюты по отношению к рублю в будущем. Следовательно, предпринимателю вроде бы не надо переживать, что произойдет на биржевых торгах через месяц – на руках него срочный контракт на покупку долларов или евро.
Справедливости ради надо признать, что хеджирование не решает всех проблем. На рынке существуют разные компании, и не всем доступны сложные финансовые инструменты. Поэтому сейчас кто-то вынужден переписывать ценники каждый день.
Кроме этого, нельзя исключать расчеты в условных единицах или иностранных валютах на бытовом уровне. Крайне сложно будет запретить и проконтролировать, если граждане начнут продавать и покупать товары на разных интернет-площадках, расплачиваясь наличной валютой. Впрочем, доля таких расчетов едва ли будет значительной. Бизнесу же это не позволят сделать жесткое государственное регулирование и состояние отечественной экономики.
Обратный эффект от санкций
Для ренессанса у.е. колебаний курса рубля или введения валютных ограничений самих по себе недостаточно. Современная экономика РФ зависит не только от импорта товаров народного потребления и экспорта энергоресурсов. Существуют ЕАЭС и Таможенный союз, на пространстве которых закрепился региональный статус российского рубля. Так, в ЕАЭС доля расчетов в рублях за последние 10 лет выросла с 60% до 75%, тогда как расчеты в долларах США снизились до 20%.
Плюс к этому наша национальная валюта используется в торговле не только на формирующихся рынках, но и с развитыми странами. Как это ни парадоксально, но новые антироссийские санкции приведут к обратному эффекту. Логично ожидать увеличения расчетов в локальных валютах между странами ЕАЭС и БРИКС.
Еще один важный нюанс: золотовалютные резервы России хотя и заморожены, но половина, номинированная в китайских юанях и золоте, по-прежнему доступна Банку России. Это позволяет диверсифицировать структуру расчетов. Очевидно, что отечественному бизнесу, ориентированному на китайский рынок, будет проще адаптироваться к текущей ситуации. Для него возврат к у.е. явно неактуален.
Банки после истории с валютными заемщиками в 2014 году пошли по пути девалютизации бизнеса. Кредиты в долларах или евро стали очень специфичным продуктом и сегодня практически не встречаются.
Устойчивости рублю придает и инфраструктура – в России создана Национальная система платежных карт (НСПК). Розничные платежи проводятся с помощью банковских карт «Мир». Рубль доминирует в качестве валюты трансграничных переводов физических лиц, что свидетельствует о предпочтениях обычных людей.
Все секторы финансового рынка РФ прошли процесс девалютизации. Для них мосты сожжены, да и контроль со стороны мегарегулятора не позволит двигаться в обратном направлении. При таком раскладе цены в у.е., скорее всего, – история, которая вряд ли повторится.
Автор – доцент департамента мировых финансов Финансового университета при правительстве РФ
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".