"Анатомия падения": обладательница "Золотой пальмовой ветви" препарирует брак
В этом году «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля в третий раз в истории получила женщина – а именно французская постановщица Жюстин Трие за картину «Анатомия падения». Ее уже можно посмотреть на экранах кинотеатров. В 1993 году главная награда смотра досталась Джейн Кэмпион (правда, фильм «Пианино» разделил ее с «Прощай, моя наложница» Чена Кайге). В 2021-м – Жюлии Дюкурно («Титан»). Каннский фестиваль при всей своей смелости крайне консервативен во многих вопросах, и авторы-мужчины для смотра всегда были в приоритете.
Не отсмотрев конкурсную программу полностью, сложно сказать, была ли «Анатомия падения» лучшей в каннском 2023-м – да и в искусстве всё, как ни крути, субъективно. Но можно определенно согласиться с тем, что картина Жюстин Трие – очень сильная, мастерская работа, которая в любом случае достойна была получить каннскую «пальму».
Трие пригласила на главную роль большую немецкую актрису Сандру Хюллер («Тони Эрдманн», «Между рядами»). У Трие она уже снималась в небольшой роли в ее предыдущей картине «Соблазн», которая тоже была отобрана в каннский основной конкурс. Наблюдать за Хюллер в сложной драматической роли – само по себе большое удовольствие. Ее героиня – писательница Сандра Войтер, живет с мужем в шале во французских Альпах. Это родные места ее мужа Самюэля Малески (Самюэль Тейс – интересно, почему имена героев совпадают с именами изобразивших их актеров?) Самюэль преподает, а еще много лет пытается написать роман.
Одним роковым утром к Сандре приезжает студентка, пишущая диплом по ее творчеству. Она должна взять у своей героини интервью, но разговору мешает громкая музыка, звучащая сверху. Самюэль делает там ремонт, и громкость увеличивает явно из вредности. В итоге Сандра сначала пытается сама задавать вопросы студентке, а потом вынужденно с ней прощается. После этого сын героев, почти полностью ослепший в раннем детстве из-за несчастного случая 11-летний мальчик Даниэль (Мило Машадо Гранер), идет гулять с собакой Снупом (отдельный прекрасный персонаж фильма в исполнении питомца самой Сандры Хюллер по имени Месси). Возвращаясь, он видит на снегу окровавленное тело отца.
Поскольку установить, была ли трагедия несчастным случаем или самоубийством, почти невозможно, Сандра становится подозреваемой в убийстве мужа. Большую часть фильма занимает судебный процесс, на котором семейную жизнь супругов препарируют до мельчайших деталей. В итоге сомневаться в невиновности Сандры начинают не только зрители, но и, что более печально, ее сын. К нему даже приставляют женщину, с которой он может делиться своими мыслями по поводу матери и процесса. Она должна контролировать, чтобы Сандра не повлияла на объективность сына.
Жюстин Трие удалось создать идеальный темпоритм, благодаря которому эта картина, длящаяся почти два с половиной часа, смотрится на одном дыхании. Немалую роль в этом играет и отличный сценарий, написанный Трие вместе с ее постоянным соавтором Артуром Харари. Визуально картина сделана сухо, минималистично, она лишена сентиментальности и мелодраматизма, и в этом ее плюс: авторы здраво оценивают положение вещей.
Фестиваль "Каро.Арт": алые паруса по-итальянски и сказка про диктаторов
На самом деле, главный вопрос фильма заключается не в том, убила ли Сандра своего мужа: когда доказательств недостаточно, остается только принять ту или иную сторону, истину выяснить почти невозможно. Главный вопрос в том, кто в их семье вел себя хуже по отношению к другому. Впрочем, каждый из них, конечно, ответил бы на это по-своему. Жюстин Трие изобразила в своей картине людей, которые похожи на реальных: каждый из героев по-своему неприятен, по-своему жесток. Они отнюдь не идеальны, но оба не лишены и светлой стороны. Оба по-разному справляются с трагедией, из-за которой сын ослеп.
Самюэль винит себя, старается посвящать Даниэлю все свободное время, но в итоге обвиняет жену в том, что она мало делает для семьи, зато на писательство всегда находит время. Сандра не согласна с ним: ее вклад не так и мал, к тому же это муж захотел переехать в места своего детства, сам решил делать в доме ремонт и больше заниматься ребенком. Из-за этого ему не удается писать книгу, но способен ли он вообще это сделать?
"Исчезнувшая в звездах" и "Клетка ищет птицу": два фильма об опасности ловушек
«Анатомия падения» – это, конечно, не просто история брака, в котором настоящую любовь и уважение постепенно замещают злость, раздражение, обиды, ревность, предательства, непроработанные травмы. Это история брака между творческими людьми, которые еще и пытаются работать на одном поле – в данном случае литературном. И когда Самюэль понимает, что жена его в этом смысле обыгрывает, он просто не может с этим смириться: хрупкое эго не выдерживает.
Забавно, но рабочей конкуренции между любящими людьми и особенностям мужского эго посвящена и недавняя премьера Netflix «Честная игра» – высокооцененный дебют Хлои Домон из американского конкурса кинофестиваля «Сандэнс». Его герои в исполнении Фиби Дайневор и Олдена Эйренрайка Эмили и Люк работают вместе в хедж-фонде и втайне от всех встречаются, а потом даже обручаются. После очередного увольнения в фирме проходит слух о том, что Люк получит повышение. В итоге внезапно для всех повышают Эмили: талантливую девушку без связей, которая всего добилась сама. Из-за этого отношения пары начинают стремительно портиться. Люк просто не может пережить, что его обошла женщина, и из страстно любящего человека превращается в психически неуравновешенного абьюзера, стремящегося разрушить карьеру любимой некогда девушки.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".