Дело в том, что классическая дрессура работает с механизмом условных рефлексов. Во время обучения формируются реакции собаки на конкретные команды и жесты кинолога. Иными словами, животное совсем не понимает слово «сидеть», оно слышит набор звуков и получает поощрение за одно-единственное свое действие – подчинение. Или его накажут за неисполнение приказа. В качестве команд могут использоваться и жесты, и любые звуки, которые можно более-менее одинаково повторять. Так формируются рефлекторные связки «слово/жест – действие».
При этом даже у качественно обученных собак остается животный инстинкт: реакция на резкое движение, громкий звук может быть непредсказуемой. Ведь за пределами набора воспитанных рефлексов остаются тысячи никак не задействованных условий. Невозможно предусмотреть все ситуации, в которых собака будет понимать, что ей делать в ответ на нестандартный контакт. А таких ситуаций обычно на порядки больше, чем внедренных рефлексов.
Хвостатые компаньоны: какие собаки и кошки спасают россиян от одиночества, становясь членами семьи
В итоге мы получаем жутковатую статистику, например, о том, что за последние четыре года в Подмосковье почти 70% случаев нападений собак на людей – это опасное поведение именно домашних, а не бродячих собак.
Если разбирать случаи агрессивных реакций обученных питомцев, можно заметить, что животные проходили классическую кинологическую дрессировку без учета зоопсихологии. Традиционные методы воспитания собак хоть и сильно устарели, но применяются повсеместно. К сожалению, до сих пор многие кинологи уверены в концепции беспрекословного доминирования человека в паре «хозяин – питомец».
Классический способ воспитания основан на методе кнута и пряника. За непослушание собаку наказывают, в том числе и совершенно негуманными способами типа электрошока или ударов хлыстом. Ну а правильное исполнение приказа поощряется лакомством и похвалой. То есть взаимоотношения человека и животного упрощаются до тюремной иерархии: кто агрессивнее и жестче, тот «царь горы» – распределитель наказаний и благ. Но даже в среде уголовников известны случаи, когда забитый и подавленный зэк вдруг кидается на обидчиков. Что уж говорить о животном мире, где куда больше свободы действий и инстинктивных реакций.
Директор Фонда содействия гармонизации отношений животных и общества «Не просто собаки» Оксана Дубинина уверена: человек не может доминировать над собакой хотя бы потому, что это другой вид. И так называемый вожак, вопреки расхожему мнению, не тот, кто наиболее агрессивен, а самый опытный и спокойный. Именно это должно быть в основе взаимоотношений хозяина и пса.

(Иллюстрация)
cynoclub / Shutterstock/FotodomКак достигается такой вариант коммуникации? На помощь приходит этология – наука, изучающая эволюционные и биологические аспекты поведения животных в естественной среде, включая инстинкты, врожденные и приобретенные навыки. Совсем необязательно быть специалистом в области зоопсихологии, чтобы понять несколько простых принципов взаимоотношения со своей собакой.
- Поведение – не каприз, а природная особенность. Собака ведет себя определенным образом не «назло», а потому что это заложено ее инстинктами, опытом и биологией.
- Наблюдай, а не командуй. Прежде чем что-то исправлять, нужно логически разобраться, почему собака так делает. Изменения в поведении – это ее способ передать вам сообщение.
- Понимание вместо наказания. Метод этологии – не наказание, а помощь. Если собака паникует, ее не ругают, ей создают безопасные условия и постепенно приучают проявлять неагрессивные формы реакций.
- Каждая собака – личность. Нет универсального подхода. То, что работает с лабрадором, может не подойти для бордер-колли. Нужно учитывать возраст, породу, характер. Даже в рамках одной породы могут быть вариации поведения. В основе всегда лежит поиск понимания конкретного животного.
- Обучение через доверие. Собака лучше всего учится в состоянии спокойствия и безопасности. Поэтому главное – не страх, не боль, а контакт и взаимное уважение.
- Поведение можно менять в любом возрасте. Даже взрослая или пожилая собака может изменить свои привычки, если выстроить процесс правильно: шаг за шагом, мягко и последовательно.
Что вы получите в итоге следования правилам этологического воспитания?
Рабы, помощники, любимцы: как изменялось отношение к домашним животным в России
В отличие от методов доминирования, приемы зоопсихологии способны создать между хозяином и воспитанником максимальный эмоциональный контакт. Причем контакт этот работает в обе стороны. С течением времени вы без слов станете понимать настроение друг друга, тревоги, радости, желания. Питомец в любом случае будет зависим от вас, поскольку домашние собаки давно разучились самостоятельно добывать еду. Но к этому добавится и активный симбиоз, привычное повседневное взаимодействие. Не требуется никаких «приказов», чтобы достичь почти идеальной комфортности в общении с животным.
Тамара Идрисова, автор Telegram-канала «Вместе с собакой», считает, что следует разделять принципы обучения собак служебных и семейных (домашних). Если для служебных животных требуется мгновенная реакция на команду, от исполнения которой порой зависит жизнь хозяина-кинолога, то в семье четвероногие занимают место социального партнера, где намного важнее взаимоуважительное общение, нежели механическое подчинение.
Важно понимать: этологические приемы воспитания не заменяют собой дрессировку, но существенно обогащают ее. Никто не призывает отказаться от традиционных вербальных команд типа «сидеть», «лежать», «ко мне» и так далее. Но понимание психологии животного и учет особенностей породы позволяют достичь куда более насыщенных и разнообразных форм отношений.
Например, собака вполне способна ориентироваться на вариации команды «сидеть»: «присядь», «посиди здесь», «подожди» – или даже просто на жесты, движения хозяина. Она будет точно понимать, чего от нее хотят, если в основе отношений лежит взаимное внимание и уважение. Любые проявления насилия не только не требуются, но категорически неприемлемы. Только в этом случае можно достигнуть мотивированных действий собаки даже в нестандартных ситуациях.
Усы, лапы, хвост: закон об ответственном обращении с животными нуждается в серьезной доработке
К слову, методы этологии позволяют максимально купировать и даже вовсе убрать панику собак при звуках фейерверков и стрельбы. Правильно воспитанный пес не кинется на незнакомца, если хозяин будет дружелюбен к нему, и наоборот – атакует агрессора, не дожидаясь команды.
Понимание и учет психологии животного создают связи и реакции, недоступные для классического «кнута и пряника». Собаки – не удивляйтесь – отлично понимают обычную речь человека и способны делать правильные выводы из услышанного. Они могут вести диалог, по-своему, конечно: взглядом, позой, движениями, лаем. Их вполне можно услышать и понять.
Такой подход меняет саму суть взаимоотношений между человеком и собакой: вместо иерархии страха и контроля рождается партнерство, основанное на уважении, наблюдательности и эмпатии. Этология не противопоставляет себя дрессировке, она возвращает ее к природе, превращая взаимодействие с собакой в живой, гибкий процесс – не борьбы, а согласования. И чем раньше мы откажемся от мифа о «вожаке с палкой», тем безопаснее и гармоничнее станет совместная жизнь с теми, кого мы называем своими лучшими друзьями.