18 декабря 2025
USD 79.43 -0.02 EUR 93.81 +0.58
  1. Главная страница
  2. Новости
  3. Эксперт объяснил, почему Петербургу не стоит копировать Москву в отношении организации дорожного движения

Эксперт объяснил, почему Петербургу не стоит копировать Москву в отношении организации дорожного движения

Попытки властей Санкт-Петербурга решить транспортные проблемы с опорой на московский опыт нередко становятся объектом жесткой критики. По этому поводу было сломано уже немало копий – и, вероятно, будет сломано еще больше. "Городовой" 17 декабря 2025 года, в среду, рассказывает о доводах автоэксперта Дмитрия Попова. Тот не считает, "что нам (в Петербурге) хорошо копировать опыт Москвы". По его словам, петербургские организаторы движения "ужасаются тем техническим решениям, который применяется в Москве".

Петербургу не нужен московский опыт?

Невский проспект в Санкт-Петербурге (архивное фото)

©Sergey_Bogomyako/Shutterstock/Fotodom
Содержание:

Обилие денег в Москве открывает дорогу для спорных решений

Избыток средств в сочетании с возможностью прямого влияния на определение нормативов, по оценке Попова, формирует среду, которую он описывает как "беспредел".

В качестве примера он приводит историю с частотой установки дорожных знаков.

В старом ГОСТе действовало однозначное требование: знаки не ставятся чаще раза на 25 метров. Такой интервал выводился из базовой модели безопасности: среднее время реакции водителя в 1,5 секунды при скорости 60 км/ч (примерно 17 метров в секунду) обеспечивало запас для своевременного восприятия нового знака.

По словам Попова, вместо приведения разметки и решений к стандарту московские власти, располагая доступом к ресурсам и желая плотнее насытить город знаками, "взяли и продавили в государственном стандарте, что теперь информационные створы стоят не через 25, а через 15 метров".

Уменьшение интервала напрямую сокращает время на реакцию и ставит вопрос о безопасности применяемых подходов.

Вафельная разметка "не совсем нужна" в Петербурге

В Петербурге она нанесена всего на трех перекрестках и, как отмечает эксперт, там "не совсем нужна". Принципиальна геометрия уличной сети Северной столицы.

"В Питере применять эту разметку не вполне разумно, потому что мы город с уличной дорожной сетью европейского типа. У нас все дороги параллельны и перпендикулярны", – говорит Попов.

Сама же по себе вафельная разметка – "зона 1.26" – не создает новых ограничений, а лишь визуально дублирует существующее правило ПДД (п. 13.2) о запрете выезда на перекресток, если это вынудит водителя остановиться и создавать помеху другим.

В Петербурге попросту нет московской "гигантии дорог"

В условиях петербургской геометрии дорог очевидны момент въезда на перекресток и границы конфликтной зоны. В Москве же их часто размывает масштаб магистралей и протяженность узловых участков.

"Момент, когда ты находишься на перекрестке, он более очевиден, чем в Москве, где гигантия дорог по 6, по 8, по 10 полос, длинные прогоны через перекрестки, и не всегда понятно, где, въехав на перекресток, ты создаешь помехи для движения в поперечном направлении", – говорит эксперт.

Он напоминает, что ключевой ориентир остается неизменным и напрямую следует из ПДД: на перекресток въезжать можно, если этим не создаются помехи для движения других автомобилей. Данная норма действует вне зависимости от наличия разметки 1.26 и не требует специальных технических ухищрений для администрирования.

Выводы для Санкт-Петербурга, по словам Попова, заключаются в том, чтобы не тиражировать дорогостоящие решения Москвы, а в строгом следовании научно обоснованным стандартам организации дорожного движения, с учетом реальной геометрии уличной сети города и логики потоков.

Как в настоящее время обстоят дела с вафельной разметкой в Санкт-Петербурге?

В Санкт‑Петербурге эксперимент с вафельной разметкой был начат в 2019 году с целью улучшения пропускной способности улично‑дорожной сети и снижения аварийности в точках напряжения. Делались громкие заявления и, похоже, присутствовали немалые надежды, однако подтверждающей позитивный эффект статистики опубликовано так и не было.

Количество перекрестков с "вафлей" остается минимальным – три: Богатырский – Коломяжский, Светлановский – Орбели, Полюстровский – Пискарёвский. К началу 2025 года желтая сетка на этих участках заметно износилась, а новых проектов по расширению применения не анонсировано.

Инициатива депутатов заксобрания в отношении нанесения "вафельниц" во дворах для запрета стоянки у контейнерных площадок и пожарных гидрантов развития не получила.

Власти указывают, что для эффективной работы вафельной разметки необходимы комплексы фотовидеофиксации: только камеры могут стопроцентно зафиксировать нарушение.

Каков опыт других городов?

"Подобную разметку часто применяют в Лондоне (для обозначения участков перекрестков), Гонконге (практически на каждом крупном перекрестке), Барселоне (для обозначения зоны проезда общественного транспорта через перекресток по выделенной полосе) и других городах", – говорит Ирина Рыкова из Ассоциации транспортных инженеров.

Вместе с тем, по ее словам, "прямых данных о снижении ДТП и росте пропускной способности именно благодаря вафельной разметке в зарубежных источниках не найдено".

В Москве вафельная разметка включена в Московский стандарт выделенных полос. Ее используют, например, при выездах с прилегающих территорий на выделенные полосы, при правом повороте через дополнительную полосу, а также для обеспечения сложных маневров автобусов и троллейбусов – левых поворотов и разворотов.

Эффективность таких решений на перегруженных перекрестках напрямую зависит от комплексов фотовидеофиксации, подчеркивает Рыкова. Принцип неотвратимости наказания – ключевой фактор, гарантирующий соблюдение правил.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".