Ловушка для Трампа: между вирусом и кризисом
Пандемия нового коронавируса менее чем за два месяца охватила почти все страны и впервые наглядно продемонстрировала побочные эффекты глобализации. Смертельно опасная болезнь, вакцина от которой появится, по расчетам экспертов, не ранее следующего года, уже нанесла сокрушительный удар по мировой экономике. В эпицентре разрастающейся воронки глобального кризиса оказались США во главе с Дональдом Трампом, для которого борьба с короновирусом стала вопросом политического выживания в свете намеченных на ноябрь и пока не отмененных президентских выборов.
Сложно сказать, могла ли эпидемия начать в более неудачное для Трампа время. С одной стороны американская экономика за три года его президентства набрала приличный ход, а безработица сократилась. Для Америки с ее культом трудолюбивого человека это едва ли не главный критерий эффективности работы власти. Торговые войны, развязанные Трампом с ЕС и Китаем, вопреки предсказаниям скептиков, не привели к обвалу рынков. Напротив, биржевые индексы устремились вверх.
Кто из американских музыкантов агитирует за Трампа, а кто против
Впрочем, оппоненты упрекали Трампа в том, что основы всех этих достижений были заложены в годы президентства Барака Обамы. Но чем основательнее укреплялась экономика, тем меньше у них оставалось аргументов. А вместе с этим и шансов предложить реальную альтернативу экономическому курсу Трампа на предстоящих выборах.
Удовлетворительно для президента складывалась и политическая ситуация в стране. Да, по итогам выборов в конгресс в ноябре 2018-го республиканцы потеряли большинство в палате представителей, но зато сохранили его в сенате. В противостоянии с демократами это оказалось главным козырем Трампа: после того, как палата представителей в минувшем декабре вынесла ему импичмент, сенаторы оправдали президента.
До этого было еще двухлетнее расследование спецпрокурора Роберта Мюллера, который искал доказательств сговора президента с Кремлем перед выборами 2016 года. По его завершении было сказано, что Россия, дескать, вмешивалась в ход выборов, но доказательств того, что сделано это было с согласия Трампа, не нашлось. В итоге, президент не только не лишился должности, но даже рейтинг его от этого разбирательства не пострадал – он так и оставался стабильным в пределах 40-45%.
И тут началась эпидемия. Коронавирус просочился откуда-то из-за океана – из упрямого Китая и капризной Европы. И, говоря языком «обокраденного Шпака», разом похоронил все нажитое непосильным трудом за последние три года.
Чисто по-человечески можно понять, какой это был удар лично для Трампа: вместо традиционного гольфа на выходных в солнечной Флориде и бодрящих митингов с тысячами поклонников – самоизоляция в Белом доме, регулярные и неприятные, как он признался, проверки на коронавирус и ежедневные брифинги по часу и более перед телекамерами. Трамп оказался в ловушке. С одной стороны он как президент не может позволить какому-то «китайскому вирусу» убивать американцев. В КНР от него скончались 4% заболевших, а в Италии – больше 8%. Для США, где жизнь граждан объявлена приоритетом, это непомерная цена.
С другой стороны Трамп – предприниматель по духу, у которого на кону экономика, миллионы рабочих мест и кризис, как неизбежное следствие тотального закрытия страны. Глава государства уже предупредил, что кризис может убить гораздо больше людей, чем вирус. «Мы не можем допустить, чтобы лекарство было хуже болезни», – заявил он, отчаянно пытаясь сбить волну призывов к жесткому карантину. И это уже после введенного чрезвычайного положения и закрытия границ с большинством стран. Запоздалых мер, судя по динамике заболеваемости и смертности.
Станет ли коронакризис предпосылкой к более мирному сосуществованию
А ведь еще в конце января, когда в Америке зафиксировали первый случай COVID-19, в Белом доме не склонны были драматизировать ситуацию. После локальных азиатских вспышек атипичной пневмонии и свиного гриппа коронавирус выглядел проблемой одного лишь Китая. В администрации готовились считать прибыль от напасти, поразившей главного торгового конкурента. «Я полагаю, это будет способствовать более быстрому возвращению рабочих мест в Северную Америку и некоторых из них в США», – говорил министр торговли Уилбур Росс. «Никакого серьезного ущерба Соединенным Штатам это не нанесет», – вторил ему экономический советник президента Ларри Кудлоу.
Вскоре США закрыли въезд для всех иностранцев, посещавших Китай, и эвакуировали своих граждан из Ухани, посадив их на карантин на военных базах. «Мы считаем, что все взяли под контроль. На сегодняшний день у нас в стране с этим мало проблем», – уверенно говорил президент в январе. Позднее он не раз ставил себе в заслугу закрытие границы с КНР, утверждая, что в противном случае жертв было бы больше.
Позднее, 9 марта, когда в США было уже 22 умерших, Трамп все еще был уверен, что угроза коронавируса преувеличена. «В прошлом году 37 тысяч американцев умерли от обычного гриппа. В среднем (смертность) составляет от 27 тысяч до 70 тысяч человек в год. Ничего не закрывается, жизнь и экономика продолжаются» – писал он в Twitter.
Но менее чем через две недели президент был вынужден вспомнить про эпидемию «испанки», которая сто лет назад унесла жизни десятков миллионов людей. «Вирус – гений. Он возвращается. Это очень плохо», – констатировал Трамп.
Констатировал, но не капитулировал. Будучи по натуре бизнесменом, глава государства избрал проверенное и доступное для США средство борьбы с кризисом – деньги. С их помощью Трамп рассчитывает уже с 12 апреля (католической Пасхи) начать восстановление экономики. В общей сложности на спасение компаний и простых американцев будет брошена невиданная в истории страны сумма – более $6 трлн, включая $4 трлн кредитов по линии Федеральной резервной системы, которая ранее фактически обнулила ставку рефинансирования. Туда же входит пакет в $2 трлн, предусматривающий налоговые и иные льготы, отсрочки для компаний и граждан, а также наличные в виде денежных чеков. Сумма будет зависеть от дохода семьи, но в среднем по $1200 на взрослого и по $500 на ребенка. Неординарная для США и особенно для республиканцев мера поддержки на фоне начавшегося стремительного роста безработицы. Конгресс план «топить буржуйку купюрами» поддержал.
Все это не замедлило сказаться на рейтинге Трампа. По данным портала Real Clear Politics, уровень одобрения президента впервые достиг 47,1% (недовольных, впрочем, по-прежнему больше – 49,6%).
Остальные административные меры по борьбе с пандемией Трамп оставил на усмотрение штатов, что отчасти объясняется особенностями политического устройства США, а отчасти нежеланием главы государства своими руками рушить экономику в год выборов. В итоге жесткий карантин пока ввели 23 штата, а частичный – 13. До китайских мер с блокпостами и осадным положением ещн далеко. На опасность свободы внутреннего сообщения прямо указал губернатор Флориды Рон Де Сантис: «К нам не прилетают люди из Ухани или Милана, но зато каждый день летит поток людей из Нью-Йорка».
По числу заболевших коронавирусом США с населением 330 млн человек уже вышли на первое место, обогнав полуторамиллиардный Китай. Смертность еще отстает от общемировых значений и держится на уровне 1,5%. Но вряд ли у американцев есть какой-то особый иммунитет к новому вирусу или отменное здоровье. Как уверяют эксперты, рост смертности это лишь вопрос времени. Пока же Соединенные Штаты повторяют путь Италии, Испании и Франции, а штат Нью-Йорк постепенно превращается в американскую Ломбардию.
Автор – корреспондент МИА «Россия сегодня» в Вашингтоне.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".