Бабишленд
Карьера миллиардера Андрея Бабиша, чье движение ANO недавно победило на парламентских выборах в Чехии, — образец для любого честолюбивого популиста.
Недавняя победа движения ANO миллиардера Андрея Бабиша на парламентских выборах в Чехии могла бы считаться малозаметной новостью (Чешская Республика – страна небольшая и не очень влиятельная), если бы не одно «но». Бабиш – один из ведущих и самых богатых бизнесменов Центральной Европы, пришедший несколько лет назад в политику, – образцовый пример популиста. Его карьера – своего рода учебник политики этого типа, которая одерживает сейчас победу за победой на мировой сцене.
63‑летний Андрей Бабиш – сын бывшего высокопоставленного чиновника министерства внешней торговли ЧССР, владелец многопрофильного концерна «Агроферт», принесшего ему состояние, размер которого Forbes в 2015 году оценивал в $2,5 млрд. Словак по происхождению – он до сих пор говорит по-чешски с акцентом и ошибками, – Бабиш после распада Чехословацкой федерации остался в Чехии. В 2011 году Бабиш основал движение «Альянс недовольных граждан», сокращенное название которого – ANO – по-чешски означает «Да».
Так началось восхождение Андрея Бабиша к вершине власти. Его путь может служить материалом для небольшой инструкции, адресованной начинающим популистам.
1. Обещания – всё, идеология – ничто.
Главной темой движения ANO, в штабе которого стали работать многие способные менеджеры «Агроферта», была выбрана коррупция «традиционных политиков» и их оторванность от народных нужд. Его собственные связи с политическими кругами, на которые тут же начала указывать пресса, Бабиш отметал как несущественные. С помощью этой риторики ANO добилось успеха на выборах 2013 года, буквально растоптав правившую тогда и погрязшую в скандалах правоцентристскую Гражданскую демократическую партию. Бабиш договорился о коалиции с социал-демократами, став в новом правительстве министром финансов.
«Сожительство» с левыми оказалось конфликтным, но победителем из него вышел Бабиш. В качестве распорядителя государственной казны он выступал за рост доходов бюджета и против расточительности, хотя в реальности государственные расходы росли. Зато во время нынешней предвыборной кампании Бабиш вдруг стал всеобщим «отцом», который обещал всем всё – от роста зарплат до строительства новых автобанов. Миллиардер всколыхнул патерналистские надежды небогатых провинциальных избирателей. Это парадокс, ведь в действительности в своем бизнесе Бабиш – король дешевого труда: зарплаты рядовых сотрудников на предприятиях «Агроферта» во многих случаях ниже среднего уровня в соответствующей отрасли.
Однако этот жесткий капиталист, когда понадобилось, смог преподнести себя электорату как социально ориентированный политик. Тактика оправдала себя: избиратели перебежали к ANO как от правых, так и от левых партий. Социал-демократы и коммунисты потерпели тяжелое поражение, набрав лишь по 7% голосов, в то время как движение Бабиша набрало почти 30%. Андрей Бабиш пошел по пути Марин Ле Пен, за которую в ряде регионов Франции массово голосовали недавние избиратели компартии. Разница, однако, в том, что Ле Пен свои выборы проиграла, а Бабиш выиграл.
2. Долой систему!
Мастер пиара и очень работоспособный человек (говорят, ему достаточно четырех часов сна в сутки), Бабиш сумел приписать себе истинные и мнимые заслуги правительства в социально-экономической области. При этом он то и дело вел себя не как министр, а как оппозиционный политик, обвиняя партнеров по коалиции в саботаже полезных начинаний ANO. Обвинения в адрес истеблишмента – конек Бабиша с начала его политической карьеры. Себя самого лидер ANO при этом упорно исключает из числа политиков, заявляя, что он – нечто вроде менеджера в масштабах всей страны, которой, по его мнению, «нужно управлять, как фирмой». Неудивительно, что западные СМИ сразу после победы Бабиша назвали его «чешским Трампом».
3. Ругаться с журналистами…
Андрей Бабиш много месяцев ведет войну с либеральной частью чешской прессы и общественным телевидением. Он обвиняет их в предвзятости, раздувании любой связанной с ним негативной информации и организации направленной против него «кампании лжи». Хотя прегрешения Бабиша вполне реальны (об этом ниже), тактика «журналисты плохие, а я хороший» оправдывает себя, тем более что те СМИ, с которыми у лидера ANO особенно плохие отношения, популярны в Праге, но не в провинции, где живет основная часть избирателей Бабиша.
4. … но не со всеми.
Уйдя в политику, Андрей Бабиш не перестал быть бизнесменом. Часть его деловых проектов, однако, тесно связана с политической деятельностью: это приобретенные им крупные газеты MF Dnes и Lidové noviny, бесплатное издание Metro, несколько радиостанций и телеканал. Бабиш достаточно умен для того, чтобы не превращать принадлежащие ему СМИ в рупор пропаганды движения ANO. Хотя пару раз миллиардера ловили на том, что он пытался диктовать «своим» журналистам, о чем им следует писать, в целом Бабишу достаточно того, что эти издания не пишут о нем плохо. Молчание в данном случае – действительно золото, а если учесть благожелательность к Бабишу со стороны некоторых не принадлежащих ему СМИ, то можно сказать, что будущий премьер обеспечил себе хорошую информационную поддержку.
5. Прошлое? Забудьте!
О финансовых и прочих скандалах, связанных с именем Андрея Бабиша, можно написать целую книжку, и она была бы не такой уж тонкой. Самый известный из них связан с гостинично-туристическим комплексом «Гнездо аиста» недалеко от Праги. Этот объект был реконструирован с использованием дотаций Евросоюза для малого и среднего бизнеса. Но выяснилось, что фирма–владелец «Гнезда» в действительности входила в «Агроферт» и не имела права на брюссельские дотации. Чтобы получить эти деньги, Бабиш 9 лет назад перерегистрировал фирму, записав ее на своих детей от первого брака и на брата своей второй жены. В общем, ЕС профинансировал бизнес семьи чешского миллиардера. Сейчас Бабиш находится под следствием по этому делу и может стать первым в истории Евросоюза главой правительства в статусе подследственного.
Над Бабишем висит и подозрение в том, что в молодости он был агентом коммунистической госбезопасности, – в Чехии, в отличие от России, это серьезное обвинение, способное сломать политическую карьеру. Дело до сих пор разбирает словацкая юстиция (молодые годы Андрея Бабиша прошли в Словакии). Причем подтверждений того, что будущий чешский миллиардер и премьер-министр был доносчиком тогдашней спецслужбы StB по кличке Буреш, появляется все больше. Пару месяцев назад Андрей Бабиш вздохнул с облегчением, после того как суд в Братиславе постановил, что он не занимался «сознательным сотрудничеством» с StB. Однако совсем недавно Верховный суд Словакии вернул дело на новое разбирательство, получив дополнительные доказательства вины подозреваемого.
Эти и другие скандалы, которым СМИ Чехии уделяют большое внимание, пока что отскакивают от Бабиша, как пули от танковой брони. Он упорно отрицает свою вину, заявляя, что стал жертвой целенаправленной клеветнической кампании. Похоже, в Чехии хватает людей, готовых этому верить. Возможно, и потому, что, как и во многих посткоммунистических странах, здесь распространено убеждение в том, что, мол, все политики воруют, а то и делают вещи похуже, но некоторые из них при этом умеют позаботиться о «простом народе». Благодаря пп. 1–5 Андрей Бабиш пользуется репутацией политика, способного и готового «позаботиться».
Он получил возможность продемонстрировать, насколько соответствует этим ожиданиям. Чехия – парламентская республика, и не факт, что победитель выборов сможет сформировать правительство, за которое проголосует большинство депутатов. Если это удастся, у Андрея Бабиша будет возможность показать, как должен выглядеть настоящий «Бабишленд» – так в шутку называют свою страну после этих выборов некоторые чехи. Для популиста приход к власти – это момент истины: тут-то и начинается самое сложное.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".