22 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Миллиардер-фантаст
Экономика

Миллиардер-фантаст

Масаёси Сон, учредитель японского ИТ-концерна Softbank, мечтает построить самую большую в мире ИТ-империю. Лет через тридцать, предсказывает он, искуcственный интеллект превзойдет совокупный интеллект человечества. В научно-фантастическом мире, где всем заправляет компьютер, миллиардер станет одним из самых влиятельных людей.

«Это Маса из Softbank, он из Японии». Маса только что заявил о готовности инвестировать в США $50 млрд и создать здесь 50 тыс. новых рабочих мест, продолжил Дональд Трамп; Маса – один из крупнейших представителей индустрии. Это было в начале декабря 2016 года, вскоре после избрания нового президента Соединенных Штатов, в нью-йоркской Трамп-тауэр.

Масаёси Сону, учредителю японского ИТ-концерна Softbank, принадлежит Sprint, четвертая по количеству абонентов американская компания мобильной связи. Недавно Softbank купил ARM, британский концерн, создающий микрочипы, которые используются более чем в 95% смартфонов по всему миру. За данный актив, как сообщил Сон, он лично заплатил $32 млрд  – «деньгами». К империи Сона среди прочего относятся французский производитель робототехники, китайское приложение для вызова такси, индийский портал онлайн-шопинга. Ядро ИТ-конгломерата – Softbank, один из трех крупнейших телеком-операторов Японии. В прошлом отчетном году, завершившемся в марте 2017 года, Softbank отчитался о рекордной прибыли, в пересчете составившей 11,5 млрд евро и в три раза превысившей показатели предшествующего года. Личное состояние Сона – более $20 млрд, что позволило ему выбиться на первое место в японском списке Forbes.

Сон мечтает построить самую большую в мире ИТ-империю и радикально изменить нашу жизнь с помощью искусственного интеллекта. Его самый амбициозный проект из уже реализуемых – хедж-фонд, созданный совместно с саудовскими инвесторами. Сон как главный инвестор должен управлять примерно $100 млрд. Потенциальными объектами инвестиций считаются операторы спутниковой связи Intelsat и OneWeb. Если Сону удастся заполучить эти сети, он существенно приблизится к воплощению собственной концепции века: контролю над внушительной частью мировых потоков данных, которые приводят к все более тесному и стремительному объединению в Сеть людей и машин. Это позволит ему получить в свое распоряжение цифровое «сырье», обеспечивающее подпитку искусственному интеллекту (ИИ).

Микрочип под подушкой

Лет через тридцать, предсказывает Сон, ИИ превзойдет совокупный интеллект человечества. В научно-фантастическом мире, где всем заправляет компьютер, в условиях наступившей технологической сингулярности японский миллиардер станет одним из самых влиятельных людей.

©
Сон – представитель третьего поколения эмигрантов из Южной Кореи. Чтобы обеспечить семье пропитание, отец Сона приторговывал самопальным алкоголем и держал свиней. Когда Сону было пятнадцать, его отец тяжело заболел. Старшему брату пришлось бросить школу, чтобы зарабатывать на жизнь. Сон вопреки сопротивлению родителей и учителей отправился в США, где выучил английский язык и получил высшее образование.

В США Сон попал на заре ИТ-революции. В калифорнийском Университете Беркли он научился создавать ПО для компьютеров. Под подушкой и между страницами учебников он как сокровище хранил увеличенное изображение микрочипа, вырезанное из одного журнала.

Вернувшись в Японию в 1981 году, Сон создал фирму Softbank, которая занялась оптовой торговлей компьютерными программами. Сон начал инвестировать в стартапы. В 1995 году он вошел в капитал Yahoo. В 1996 году он совместно с американским интернет-порталом локализовал для Японии сервис, который по сей день остается для многих его соотечественников поисковиком номер один.

Свою самую удачную сделку Сон заключил тремя годами позднее, инвестировав в Alibaba – тогда еще почти никому не известную платформу электронной коммерции. Когда ее основатель Джек Ма рассказал ему о своей бизнес-идее, Сон не раздумывая согласился приобрести 30% компании. Сегодня Softbank владеет 28% акций Alibaba, биржевая стоимость которой возросла почти до $310 млрд. Сон неустанно стремится подготовить Softbank и Японию в целом к тому будущему, которое видит он сам и в котором искусственный интеллект будет решающим образом формировать нашу жизнь.

Окно в цифровое будущее

Выступая перед сотнями школьников, которым посчастливилось заполучить в Сети билеты на выступление отечественного ИТ-гуру, Сон расписывает эпоху технической сингулярности, когда компьютеры смогут самостоятельно обучаться и править миром. «Чем мы все тогда будем заниматься?» – вопрошает он. Созданный им фонд должен будет оказывать финансовую поддержку талантливым молодым японцам, которые захотят поехать за границу, выучить английский язык и овладеть премудростями программирования, как некогда он сам. В словах Сона звучит озабоченность тем, что Япония может лишиться своего окна в цифровое будущее. И что он сам не достигнет тех целей, которые ставил перед собой в рамках своего плана на жизнь из пяти этапов. Предприниматель намеревался уже в ближайшее время вверить созданную им империю в руки следующего поколения.

Однако в прошлом году он расстался с топ-менеджером, ранее избранным на роль преемника, и объявил, что намерен еще какое-то время сохранять бразды правления в своих руках.

Теперь у него еще есть шанс продемонстрировать миру, с чем должен ассоциироваться его конгломерат компаний и долей в капитале. С искусственным интеллектом? Но что это означает конкретно? Где элемент, объединяющий самые разные сферы деятельности разных компаний, если не считать самого Сона? Пока ответ неочевиден.

Вкалывают роботы

Возможно, робот Pepper однажды станет главной платформой для общения между людьми? Машина на колесиках напоминает iPad с головой и руками и способна реагировать на человеческие эмоции. Pepper должен стать глобальным фирменным знаком Softbank.

В Японии уже используются 10 тыс. экземпляров такого робота, в филиалах Softbank, а также в банках они приветствуют клиентов рукопожатием или предлагают следовать за ними. Сон уделяет много времени контролю над ходом разработки этого «искусственного человечка», говорит Кеничи Йошида, глава дочерней компании Robotik, которая занимается робототехникой.

Для самого Сона Pepper – это не игрушка. Если робот будет работать в миллионах офисов и домов по всему миру, то он сможет собирать ценные данные как о повседневной жизни, так и о бизнесе, которые постоянно сохраняются в облаке. Впрочем, такие американские гиганты, как Google со товарищи, тоже стремятся к глобальному доминированию в сфере данных и во многом уже существенно опережают в этом Softbank. Это относится даже к Индии, одному из последних крупных рынков роста: еще в 2014 году Сон объявил о намерении инвестировать до 2024 года $10 млрд, прежде всего в онлайн-торговлю. Однако перспективы одержать победу над лидером рынка Amazon даже у себя в стране невелики.

Аналогично идут дела Сона и на другом важном рынке США. Компания Sprint, оказывающая услуги мобильной связи, которую он купил за $22 млрд, теряет клиентов и терпит убытки. Если Сону не удастся превратить Sprint в доминирующего игрока на рынке благодаря новым поглощениям, ему, вероятно, придется снова продать данный актив. В частности, поэтому он в числе первых решил побороться за благосклонность Дональда Трампа. «Соединенные Штаты снова станут грандиозной страной», – заявил он после нью-йоркской встречи с избранным президентом. Вероятно, он имел в виду прежде всего собственный бизнес в Америке.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".