- Главная страница
- Статьи
- Была бы прочна палатка: в России набирает популярность новый вид туризма – глэмпинг
Была бы прочна палатка: в России набирает популярность новый вид туризма – глэмпинг
Что может быть приятнее отдыха на природе? Проснуться с пением птиц, умыться водой из ручья, выйти на залитую солнцем опушку… Но обычно такой отдых сопряжен с лишениями по части бытовых удобств – любители походов не дадут соврать. Эту проблему решает глэмпинг («гламурный кемпинг») – новый тип путешествий, объединяющий преимущества палаточного городка с комфортом городского отеля.
Попав в Россию несколько лет назад, глэмпинг стал одним из самых быстрорастущих сегментов отечественной туриндустрии. Во многом этому способствовала пандемия: большинство направлений выездного туризма недоступны, курорты Краснодарского края и Крыма переполнены, и россиянам приходится искать необычные маршруты в своем регионе или открывать экзотические уголки страны.
Как сообщили «Профилю» участники туристического рынка, у глэмпинга в России хорошие перспективы: необычная бизнес-модель и меры господдержки способствуют быстрому росту проектов. Заметен интерес инвесторов: так, в августе стало известно, что специальную программу финансирования глэмпингов разрабатывает «Сбер». Однако зарубежный формат еще предстоит адаптировать к нашим реалиям, в том числе к финансовым возможностям россиян.
Сделано в Великобритании
Спальные мешки, еда в котелке, туалет на улице, разжигание костра, установка палатки – традиционный набор атрибутов «походной романтики» имеет своих поклонников, но и отпугивает многих, кто хотел бы приобщиться к природе. В глэмпинге ни с чем из вышеперечисленного вы не столкнетесь: в номерах есть мягкие кровати, собственная ванная комната с горячим душем, отопление, телевизоры, кондиционеры, Wi-Fi. Предусмотрены смена белья, уборка, полноценное питание и даже услуга «завтрак в постель» – все, как в дорогой гостинице.
Единственное отличие в том, что гости живут в быстровозводимых сборно-разборных конструкциях (глэмпах). Они бывают разных типов: шатры, хижины, бунгало, куполы, пузыри, вагончики, трейлеры и даже дома на деревьях. Иногда имитируется жилье коренных народов той или иной местности (юрты, индейские вигвамы и т. д.).
Глэмпинги придумали в Великобритании, где каждое лето в сельской местности проходят музыкальные фестивали. На их территории обязательно вырастают палаточные городки для прибывших меломанов. В начале 2000-х спартанские условия перестали удовлетворять часть посетителей, и организаторы предложили им размещение с повышенным комфортом. Идею подхватили в США и Австралии, и в 2016 году слово «глэмпинг» было внесено в Оксфордский словарь английского языка. По оценке Research And Markets, мировой рынок глэмпингов будет расти в 2021–2028 годах на 14% ежегодно.
В России глэмпинги развиваются и того быстрее. «Первый проект из этой категории появился в 2016 году, а затем каждый год их число увеличивалось в несколько раз, – сообщила «Профилю» президент Ассоциации глэмпингов России Жанна Кира. – В ноябре 2020 года мы собрали базу российских глэмпингов, их оказалось 178 штук. Сейчас готовим новый реестр и прогнозируем, что в него войдет порядка 300 проектов. Итоговая цифра зависит от того, что считать глэмпингом».
Неопределенность формата действительно сбивает с толку: часто модным словом называют обычный кемпинг с дополнительными услугами или сдаваемые в аренду отдыхающим коттеджи. Иногда глэмпинг является составной частью крупной турбазы: в центре стоит пансионат, его окружают таунхаусы, а чуть поодаль расположены индивидуальные глэмпы. Такие базы тоже учтены в реестре Ассоциации глэмпингов.
«Надо понимать, что глэмпинги – это не самостоятельный рынок, а новый продукт на существующем рынке загородного отдыха, – рассказывает сооснователь глэмпинга «Под небом» Сергей Петров. – Перед обычными отелями глэмпы обладают рядом преимуществ: их можно размещать в местах с лучшими видами, они дают ощущение уединенности».
«Четыре года назад, когда я начинала заниматься глэмпингом, думала, что это просто более удобные палатки, – вспоминает Жанна Кира. – Но потом поняла, что за этим стоит целая философия: нужно дать человеку вдохновляющий опыт общения с природой. Глэмпинги проповедуют устойчивый туризм: они наносят меньший ущерб природе, чем стационарные постройки, на территории тщательно следят за отсутствием мусора и загрязнений. Что касается сервиса, то здесь ключевое понятие – people-to-people («от людей – людям»). Основатели глэмпингов принимают клиентов как дорогих гостей, общаются с ними, чутко реагируют на любые запросы, помогают проникнуться культурой региона. Людям это нравится, поэтому процент возврата гостей в глэмпинги обычно высок».
Вирусная мода
По словам собеседников «Профиля», тренд на загородный отдых в России начался еще несколько лет назад: выросло поколение горожан, не ассоциирующих его со «вкалыванием» на своих шести сотках. Частично отказавшись от заграничных поездок из-за падения курса рубля, они с интересом открывают родные просторы.
«Популярные блогеры начали ездить на Байкал и Алтай, заражать публику энтузиазмом, – говорит Жанна Кира. – Мол, есть проблемы с дорогами и сервисом, но посмотрите, как тут здорово. В итоге общественное сознание меняется. Знаю людей, которые всю жизнь отдыхали на Мальдивах, а потом приехали на Алтай, увидели реку Катунь и словно родились заново».
Долгая дорога к дому: благодаря ковиду российские туристы открыли свою страну
Пандемия коронавируса усугубила эти тенденции. До нее спрос на загородные средства размещения обладал ярко выраженной сезонностью, а их загрузка была ниже городских. Так, в 2018 году среднее заполнение подмосковных отелей оценивалось в 52%, а московских – в 76% (данные JLL). Теперь же ситуация изменилась: по утверждению вице-президента Российской гостиничной ассоциации Алексея Мусакина, летом 2020 года загрузка номерного фонда в радиусе 200 км от крупных городов РФ достигла 82%, а нынешним летом выросла до 90%.
«Пандемия сильно ударила по городским отелям, а загородным, наоборот, помогла, – подтверждает сопредседатель Комиссии по глэмпингам и быстровозводимым средствам размещения Российского союза туриндустрии (РСТ) Ростислав Вылегжанин. – В 2021-м спрос на загородный отдых также высокий, что объясняется дороговизной открытых для «большого» туризма направлений. Обедневший средний класс переориентируется на внутренние поездки».
Поведение туристов в коронавирусную эпоху меняется, замечают эксперты: они предпочитают избегать массовых курортов и скопления людей, стремятся к неспешным путешествиям с погружением в атмосферу места. Глэмпинги вписываются в эти тренды.
«Пандемия запустила процесс деурбанизации: люди будут уезжать из центра городов, ведь удаленная работа позволяет жить на природе, – добавляет Жанна Кира. – Основатели глэмпингов реагируют на этот запрос, создавая удобные условия тем, кто приезжает надолго. Набирают популярность коливинги и коворкинги на природе: своеобразные выездные офисы, где люди днем работают, а вечером собираются у костра и знакомятся друг с другом».
Готовьте ваши денежки
Где в России открываются глэмпинги? В первую очередь выделются Подмосковье и соседние Тульская, Тверская, Калужская, Ярославская области. На долю столичного региона приходится почти треть объектов, перечисленных в базе Ассоциации глэмпингов России за 2020 год (популярные места – «Рузская Аляска», «Под небом», «Ясно Поле», «Никола-Ленивец», «Алексеевка», «Пайн Ривер», «Лапочкино гнездо», «Юртовый комплекс», «Дача», «Деревня»).
Другой кластер сформировался вокруг Санкт-Петербурга: Ленинградская область плюс Карелия (Boho Camp, Nord Camping Karelia, Shanti Home). По два десятка глэмпингов находятся на Алтае («Айвенго», «Лес и море», «Чепош парк», Mamont Camp) и в Краснодарском крае («Жемчужный», Eco Village Sochi, «Глоток воздуха», «Оранжереи»). Всего в реестре представлено около 20 российских регионов, в том числе Карачаево-Черкесия, Бурятия, Якутия и Приморский край.
Может ли этот список существенно расшириться? Конечно, привлекательные для туристов природные территории, не охваченные «цивилизованной» туриндустрией, есть по всей стране. Но эксперты оговариваются: в основном глэмпинг ориентирован на местных жителей, так называемый «200-километровый туризм». «Отдыхающие не готовы ехать в другую часть страны, чтобы пожить на природе, – рассуждает президент ассоциации по защите участников туриндустрии «Рустайм» Олег Безродный. – В этом суть понятия «загородный отдых». Поэтому подобная инфраструктура развита по соседству с крупными городами».
«Люди едут за тысячи километров не ради отеля, – соглашается Сергей Петров. – Конечно, если регион предлагает интересные точки притяжения и привлекает туристов, то они могут в качестве варианта ночлега выбрать загородный клуб, экопарк или глэмпинг».
Но регионов, которые могут конкурировать за турпотоки в масштабе страны, не так много, констатирует руководитель отдела по работе с отелями портала Bronevik.com Марина Гончаренко. «Это традиционный перечень направлений: Алтай, Шерегеш, Байкал, Карелия, Кавминводы и так далее. Трудно сравнивать их и, скажем, Тюменскую область. Хотя в самой Тюменской области загородные объекты популярны у местного населения», – говорит она.
Другой сдерживающий фактор – цена. «Отели в Московской области часто дороже, чем в Европе, не говоря уже о Египте и Турции. Фактически эко-курорты для многих россиян недоступны, а значит, формат не претендует на массовую популярность», – заявляет Олег Безродный.
Марина Гончаренко подчеркивает, что загородные средства размещения дороже городских, особенно в выходные дни. «Сутки проживания в загородном отеле 3*–4* со спа-комплексом в Подмосковье на двоих обойдутся от 6500 руб./сутки с завтраком, а пятизвездочный отель может стоить 30 000 руб./сутки, – рассказывает она. – Впрочем, даже при такой цене подмосковные объекты не пустуют. Очевидно, каждый находит размещение под свой бюджет».
При этом отдых в глэмпинге нередко обходится еще дороже, чем в полноценном загородном отеле. «Самый популярный вопрос, который мне задают: почему глэмпинг – это дорого? – признается Жанна Кира. – Ответ прост: потому что организаторы выкладываются на 100%, продумывая малейшие детали вашего пребывания. Вы платите за индивидуальный подход, душевность. По моему опыту, 5% людей, побывав в глэмпинге, возмущаются: мол, как я мог отдать 15 тысяч в сутки за палатку? А остальные 95% благодарят и хотят вернуться».
Так или иначе, глэмпингам в России придется идти по пути удешевления, уверен Ростислав Вылегжанин. «РСТ прогнозирует, что через два года мы придем к цифре 800–1000 глэмпингов на всю страну. Из-за роста предложения, а также привыкания к формату (пройдет «вау-эффект») цены в глэмпингах снизятся, и они станут доступнее для массовой аудитории», – уверяет эксперт.
Бизнес не для мечтателей
Для владельцев глэмпингов грядущее усиление конкуренции является вызовом. Как считают собеседники «Профиля», выживут те проекты, которые смогут выделиться на общем фоне за счет оригинальной концепции. «Уже сейчас мы говорим предпринимателям: думайте, чем вы будете отличаться от сотен других глэмпингов через два-три года, – объясняет Вылегжанин. – В чем ваше преимущество? Ведь люди едут к вам за необычным туристическим опытом. Чем он уникальнее, тем конкурентоспособнее объект».
Направлений для поиска концепций много: йога и спа, рыбалка и охота, катание на квадроциклах, лыжах и байдарках, занятия музыкой и танцами... Но пока, по мнению экспертов, далеко не у всех российских глэмпингов имеются продуманные сценарии времяпровождения.
«Тот, кто обеспечит клиентам разнообразный досуг, сделает себе максимальную загрузку, – уверен Сергей Петров. – Людям интересно все с приставками эко- и этно-, а также вода, природа, спорт. За летний сезон многие выбираются за город не один раз. Поэтому если отели в регионе предлагают разнообразный опыт, то все могут рассчитывать на приезд гостей. Нужно также правильно сегментировать аудиторию и разрабатывать тематические продукты. Например, глэмпинг для романтического уик-энда пары. Здесь все должно быть продумано: романтические ужины на пирсе, прогулки на катере на закате, соответствующая обстановка с помощью освещения».
По законам гостеприимства: сельский туризм становится все более привлекательным в нашей стране
В целом же глэмпинг выглядит любопытным вариантом для туристического стартапа: судя по рассказам собеседников, площадку с несколькими глэмпами можно запустить за 2–3 месяца, заказав готовые жилые модули за рубежом (их стоимость начинается от $1–2 тыс.). Потом, если место окажется «хлебным», можно масштабировать лагерь или построить гостиницу. Это менее рисковый путь, чем сразу возводить капитальный объект. Реалистичный срок окупаемости глэмпинг-проектов – три года.
«Ко мне приходит много предпринимателей, которые уже преуспели в другом бизнесе, заработали деньги, а тут вдруг впервые отдохнули в России, восхитились и теперь хотят создать свой глэмпинг-проект, – делится Жанна Кира. – Они стараются все делать с душой, волнуются за посетителей, убирают каждый листик на территории. Есть, впрочем, и другая категория – мечтатели, которые еще не нашли участок, не рассчитали финансовый план, а уже выбирают ложки с вилками. С такими надо быть аккуратнее, потому что они могут позвать инвестора и прогореть, а это ущерб репутации всего рынка».
На волне популярности может открыться много «недоглэмпингов», не соответствующих стандартам комфорта, беспокоится Кира. «Есть риск, что люди поставят палатки в поле, сделают красивые фотографии, а потом клиенты приедут и будут недовольны сервисом. Мы в ассоциации за этим следим и указываем новичкам на ошибки. Считаю, что если ты назвался глэмпингом, то должен держать планку качества», – поясняет она.
Что касается внимания инвесторов, то в целом внутренний туризм испытывает наплыв инвестиционного капитала (так, по данным портала «Авито.Недвижимость», спрос на гостиничную недвижимость за прошлый год вырос на 20%). Но, как утверждает Сергей Петров, глэмпингами интересуются только инвесторы с небольшим чеком, до 50 млн рублей.
«Не думаю, что строить глэмпинг-курорт национального масштаба, наподобие Красной Поляны, – хорошая идея. В силу своей специфики они останутся небольшими авторскими проектами, иначе отдыхать будет некомфортно. Я вижу на дистанции перспективу только у крупных бальнеологических глэмпингов. Но это требует большой работы по продвижению концепции поездки «на воды» среди молодой и средневозрастной аудитории», – резюмирует он.
ГОСТ в помощь
Не последнюю роль в обновлении форматов внутреннего туризма играют механизмы господдержки. В июле Ростуризм запустил программу льготного кредитования (по ставке 3–5%) инвесторов на строительство отелей: на нее выделено почти 19 млрд рублей. А осенью 2020-го ведомство провело конкурс грантов на реализацию туристических проектов: между 474 компаниями-победителями распределена сумма 1,2 млрд рублей. Свыше половины получивших грант инициатив относится к строительству глэмпингов. Затем был анонсирован второй грантовый конкурс: на этот раз планируется распределить 2 млрд рублей.
Регионы тоже озаботились поддержкой глэмпингов. К примеру, в Татарстане и Башкирии готовятся поправки в республиканское законодательство, по которым предоставлять земельные участки для установки глэмпов можно будет по облегченной процедуре, без проведения торгов.
Тем не менее участники глэмпинг-рынка жалуются на правовой вакуум, в котором они существуют. По документам глэмпы проходят как туристическое снаряжение, предоставляемое в аренду клиентам, что не соответствует реальности. В апреле бизнес-сообщество начало разработку ГОСТов, регламентирующих санитарные, противопожарные и иные требования к глэмпам. Как считают в Ассоциации глэмпингов, прозрачные нормативы позволят избежать «неуставных» притязаний со стороны проверяющих органов.
Кроме того, в ассоциации надеются на новый закон о развитии сельского туризма, регламентирующий порядок установки жилых объектов на землях сельхозназначения (подписан в июле этого года президентом РФ). Он открывает большие возможности для туриндустрии, считает Жанна Кира: «В Великобритании 90% глэмпингов стоят на сельхозземлях. Для сравнения: в этой небольшой стране 2500 объектов такого типа, а у нас – всего пара сотен. Есть куда расти».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".