25 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Александр Лебедев: "Слухи о смерти телевидения сильно преувеличены…"
Наука и Технологии телевидение

Александр Лебедев: "Слухи о смерти телевидения сильно преувеличены…"

Что сегодня происходит на рынке кабельного ТВ, почему в России так трудно найти толкового инженера и когда у нас наступит эра 5G – об этом «Профилю» рассказал Александр Лебедев, коммерческий директор компании РТП-Медиа, специализирующейся на доставке медиаконтента.

©

– Александр, чем сегодня занимается РТП-Медиа?

– Наша компания появилась в 2001 году и занималась только предоставлением услуг кабельного телевидения для населения – ставилась антенна на крыше, такие «усы», помните? Принимались каналы, сначала 6, потом 15, потом еще больше… Мы росли, расширялись, вышли на Московскую область и пришли к тому, что сделали один антенный пост на всю Москву, который находился в одном месте. А потом по оптическим кабелям соединили все дома в единую сеть с одним источником формирования сигнала. Так называемая ЦГС (Центральная головная станция) находилась на Шаболовке. Изначально сигналы различных телеканалов приходили только со спутников. А потом люди стали покупать большие телевизоры, появились претензии к качеству картинки, им не нравилось, когда исчезало изображение – а такое иногда случалось из-за непогоды, интерференции и пр. Мы озадачились вопросом – как получить этот сигнал не со спутников и эфира, а на земле, минуя спутниковый прием, чтобы качество при этом не страдало?

Выяснилось, что с этим в Москве была большая проблема: на рынке агрегации сигналов телеканалов, по сути, было всего два игрока – компания «Синтерра Медиа» (в те времена принадлежала «Мегафону», потом МТТ, а сейчас это «дочка» «Ростелекома») и компания «Медиалогистика», которая только выходила на рынок («дочка» MSK-IX, также принадлежит сейчас частично «Ростелекому» и ВТБ), и получить сигнал можно было только у них или на телепортах (подъем сигналов на спутник), но зайти во все эти точки и договориться было для маленькой частной компании практически нереально, да и они предоставляли не все каналы, не в том качестве, не в том месте – было много ограничений, включая высокую цену. И тогда мы решили зайти в аппаратные самих телеканалов и забрать у них исходный сигнал в формате SDI – без посредников и спутников. Данной задачей мы занимались несколько лет, решив, что именно это будет основным направлением нашей деятельности.

Мы свернули тему кабельного телевидения для населения и сместились на В2В / B2O направление на рынке «сигнальных» услуг. За это время удалось зайти в большинство аппаратных телеканалов, таких как ВГТРК, напрямую в Останкино, РТРС, и организовать стыки со всеми федеральными и крупными операторами связи. И уже с 2020 года мы полностью занялись логистикой медиаконтента. Сейчас мы забираем большинство каналов на земле и отдаем их операторам для вещания в их сетях.

Тут есть несколько нюансов. Во-первых, еще не все каналы сместились на такое направление, как «земля», они считают, что спутника для них достаточно. А вторая проблема – пока не все операторы поняли, что им лучше брать сигнал на земле. Их устраивает даже не слишком качественный сигнал, а у их пользователей просто нет других вариантов. Приходится работать с такими партнерами и терпеливо разъяснять, что в нынешний век цифровизации и очень требовательных клиентов нужно удовлетворять потребности зрителей в качественном контенте. И речь тут не про сам контент, а про качество картинки на телевизоре и на всех устройствах клиента, т.к. мы работаем с мультиплатформенными решениями. Именно этим мы сейчас и занимаемся в РТП-Медиа.

– А много в России операторов кабельного телевидения?

– На сайте Роскомнадзора есть реестр операторов, которым выдали лицензии, в этом списке порядка 4 или даже 5 тысяч компаний, из них реальных – около 2000, а по-настоящему активных и масштабных операторов, наверное, не больше 200. Остальные – это очень маленькие, местечковые компании, но мы и с ними стараемся работать и развивать сервисы даже в удаленном режиме. Когда мы заходим в маленькие города, то передаем местным операторам сигнал по земле (оптоволокно – Multicast) или через интернет-каналы (SRT, HLS). Им не нужно ставить базовую станцию, какие-то дорогие антенны, они могут принять сигнал на обычный компьютер (сервер) и запустить его в свою сеть. Очень облегчило эту задачу распространение пару лет назад протокола SRT, который позволил передавать данные практически без потерь. К примеру, у нас есть клиент во Владивостоке, который получает сигнал из Москвы и очень доволен качеством. И это сегодня стало главным трендом: операторы уходят от спутника в пользу передачи по земле.

– Сигнал вы передаете по оптоволокну или есть и другие варианты?

– Самый стабильный способ – конечно, передача по оптоволокну (Multicast). Второй источник – это паблик Интернет (SRT, HLs и др). Суть протокола SRT в том, что через сеть интернет идет сигнал, который в процессе передачи разбивается на маленькие кусочки, и потом у клиента он опять собирается в единое целое. За счет этого осуществляется стабильная связь, которая не зависит от каких-то параметров и расстояний. Есть еще одна технология HLS – ее используют сервисы, передающие тв-сигнал через приставки, типа Смарт-ТВ, Megogo, Okko и прочие. Отличие в том, что для клиентов формируется ссылка, по которой они заходят и получают сигнал. При этом получается, что заходят они фактически к нам на сервер, но это не видно конечному клиенту. Тем самым эти сервисы разгружают свое оборудование и загружают наше.

Александр Лебедев

– Сколько на рынке компаний, подобных вам?

– Таких игроков, как мы, не так много. Во-первых, как я уже называл, «Синтерра Медиа». Это очень большая структура, которая присутствовала на всех стадионах, на многих точках массового скопления людей, распространяла большинство федеральных каналов. Второй серьезный игрок – объединенная компания «Медиалогистика». Это крупный проект в рамках компании MSK-IX, которая является одним из столпов российского интернета. По нашим оценкам, как раз на третьем месте находится наша компания. Есть еще несколько игроков поменьше. То есть можно говорить, что на этом рынке в России представлены не более 10 компаний.

– То есть получается довольно благоприятная ситуация для конкуренции и развития?

- Да, благоприятная. За несколько лет мы сделали серьезные шаги в этом направлении. Но есть существенные проблемы, тормозящие процессы. Во-первых, кадры. В этой сфере нужен хорошо подготовленный инженерно-технический состав, а у нас в стране такие кадры практически отсутствуют. Да, из институтов выходят специалисты, но без опыта мы не можем их взять – их нужно учить, «натаскивать», тратить на это время и ресурсы, а потом всегда есть риск, что обученного у нас специалиста кто-нибудь просто перекупит. В результате – планы на расширение есть, а найти людей под это очень сложно. Вторая проблема – сложное технологическое оборудование, необходимое для работы, и оно все не российского производства. Мы зависим и от курса доллара, и от ковидных ограничений в поставках, и от нынешней проблемы с чипами… Увы, нашего оборудования отечественного производства нет вообще, приходится покупать какие-то аналоги в Латвии и даже на Украине, но только не в России. В результате мы делаем огромные финансовые вливания в оборудование, а окупаемость его растягивается, поскольку мы же не можем повышать те цены, которые сложились на рынке и которые держат крупные игроки.

Впрочем, с другой стороны, наш рынок не до конца обработанный, емкость его приличная – до 2 млрд рублей в год, значит, есть за что бороться. Тем более, что есть четкий тренд на развитие сетей доставки сигнала не со спутника, а по земле, и потребность в дополнительных услугах: playout , перегон контента, защита от пиратства, мультиплексирование, конвертация сигнала в необходимый формат, энкодирование и декодирование сигнала, транскодинг и трансрейтинг, upscale, downscale, нормализация звука, подготовка контента для вещания в интернете: HLS, DASH, YouTube, Tik-Tok, Instagram и многое другое.

Вот простой пример: поднять один телеканал на спутник может стоить порядка 500-600 тысяч рублей в месяц, причем это будет даже не HD, а SD формат. А таких спутников на огромную Россию нужно несколько. Когда же мы берем сигнал напрямую из аппаратной телеканала и доставляем его по земле, это стоит на порядок дешевле, и в большинстве случаев эти затраты можно перенести на оператора связи, а качество сигнала – на порядок выше. Так что перспективы огромные.

Скептики могут сказать: да кому сегодня нужно телевидение, когда есть YouTube и прочие платформы? Но статистика говорит обратное, телевидение очень распространено среди массового потребителя, причем не только у нас в стране, но и в Европе, и в Америке, где телевидение себя очень неплохо чувствует. Разве что смотрят они его совсем за другие деньги. В России стоимость среднего тарифа за кабельное ТВ от 150 до 250 рублей в месяц. В США цены начинаются от 90 долларов, то есть в разы дороже. Тем не менее люди телевизор смотрят, а если даже и не смотрят, то привыкли включать его ради фона. Даже если в обозримом будущем кабельное телевидение будет отмирать в классическом виде, то неклассические варианты типа «ТикТока», стриминговых сервисов и все остальное – это будет жить. А мы все эти вещи уже можем делать на базе нашей платформы. К примеру, снимаем со спутника трансляцию боев без правил UFC и в режиме онлайн работаем с сигналом, в том числе можем дать картинку с окошком для комментариев, добавить или убрать какие-то элементы с нее и т.п. А телеканал, которому мы передаем сигнал, может это сразу транслировать. На нашем языке это называется перегон контента.

– Пандемийные ограничения как-то повлияли на ваш бизнес?

– Да нет, нас особо не затронуло. В самое тяжелое время мы, как структура непрерывного цикла, продолжали работать, кого можно, переводили на удаленку, а в целом оставались «на посту». Как раз именно в дни карантина люди больше смотрели кабельное телевидение и подобные сервисы, среднее время просмотра выросло, наш трафик только рос, нагрузка на оборудование увеличилась.

– Что ждет нашего телезрителя в ближайшем будущем?

– Я уверен, что в ближайшем будущем большинство наших телеканалов перейдет на HD и 4К вещание, это становится вполне доступным удовольствием. Когда канал выходит на спутник с картинкой высокого разрешения, то это обходится ему в 2-3 раза дороже, при этом не каждый потребитель понимает разницы в этих форматах. По земле такой сигнал доставляется намного дешевле.

Еще одна ближайшая перспектива – увеличение количества тематических каналов по интересам зрителей, каналы будут все более узконаправленные. Сами телеканалы пойдут больше в народ, будет развиваться взаимодействие между операторами и потребителями, чтобы понимать запросы и удовлетворенность зрителя. И вообще грядет серьезный переход от спутника к наземной доставке сигнала, что повлияет на повышение качества картинки и сервисов для пользователей.

Из общих трендов надо понимать, что люди действительно уходят в «ТикТок» и YouTube. Уже сегодня в Европе среднее время суточного просмотра YouTube на телевизоре составляет больше часа, это очень много. В России эта тенденция тоже растет, а значит, все больше людей будет переходить на эти сервисы. Стриминг будет развиваться все сильнее и быстрее. Возможно, в ближайшем будущем будут разработаны дополнительные продукты в рамках глобальных сервисов эко-сред крупных компаний с диджитал-направлением для населения.

– Ваша компания как-то участвует в приближении эры 5G?

– Смысл стандарта 5G – это увеличение скорости передачи данных, а это основа для улучшения качества и возможности передавать всё большие объемы данных в единицу времени, а для этого необходимо, чтобы между базовыми станциями сотовых операторов были проложены оптоволоконные кабели. А это, кстати, одно из направлений бизнеса РТП-Медиа – подрядное строительство сетей связи. Мы строим как для себя, так и для других заказчиков. В том числе в рамках развития направления B2O (межоператорское взаимодействие) мы прокладываем линии связи или предоставляем операторам уже готовые каналы, волокна, лямбды там, где у нас есть свои физические сети. В ближайшее время такие проложенные кабели между базовыми станциями будут увеличиваться в разы. Для сравнения: сейчас к оптоволокну крупнейших операторов «большой тройки» подключено около 20% сотовых вышек, а вскоре процесс подключения начнется лавинообразно. И это серьезно повлияет на развитие наземных источников доставки контента. Так что наша страна уже сейчас в начале большого прорыва, который совсем не за горами.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".