- Главная страница
- Статьи
- Вьетнамизация Незалежной: какие параллели можно провести между Украиной и Южным Вьетнамом
Вьетнамизация Незалежной: какие параллели можно провести между Украиной и Южным Вьетнамом
Ничто не ново под луною:
Что есть, то было, будет ввек.
И прежде кровь лилась рекою,
И прежде плакал человек,
И прежде был он жертвой рока,
Надежды, слабости, порока…
Н.М. Карамзин
«Ничто не ново под луною», говаривал еврейский царь Соломон в переложении русского литератора. Вот и нынешняя ситуация военно-политического вассалитета Украины к США тоже совсем не нова. В недавней истории Соединенных Штатов уже были такие государства, где приведенные к власти прозападные ставленники накачивались оружием для войны со своими же братьями.
Все мы – хотя бы из голливудских фильмов, а старшие поколения из советских газет – знаем про войну во Вьетнаме. Впечатляющий «Апокалипсис сегодня» (Apocalypse Now) режиссера Ф.Ф. Копполы с его полетом валькирий и «запахом напалма по утрам» убеждает, что в той войне с вьетнамцами воевали кровавые американские офицеры и несчастные американские призывники. Так, да не совсем: в реальности в той войне, пусть и при спонсорстве США, в первую очередь сражались вьетнамцы против вьетнамцев.
Республика Вьетнам и ее оружие
Свыше четверти века – т.е. немногим меньше, чем постсоветская Украина, – на юге нынешнего Вьетнама существовало признанное Западом отдельное государство. Там даже вовсю проводились выборы президентов и депутатов – правда, не реже случались и госперевороты. Viet Nam Cong hoa, Республика Вьетнам – так называлось то государство. В историю оно вошло как Южный Вьетнам.
Почему США не могут создать надежные альянсы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
В 60–70-е годы минувшего века именно Южный Вьетнам был для США и Запада тем, чем сегодня для них является Украина. Властям поступала огромная финансовая и военная помощь от Вашингтона и его сателлитов. Задача у Республики Вьетнам была одна – совсем как сегодня у проамериканского режима в Киеве. Если необандеровский Киев нужен как анти-Россия, то Сайгон, столица Viet Nam Cong hoa, служил анти-вьетнамом, чтобы не дай бог вьетнамские патриоты и коммунисты, ориентированные на советскую Москву, не объединили весь Вьетнам и не распространили свое влияние на окрестные страны Юго-Восточной Азии.
Так вот в многократно экранизированной Голливудом войне главным образом воевали вьетнамцы с вьетнамцами. US Army, при всей технической мощи, всегда была в меньшинстве в сравнении с численностью своих южновьетнамских вассалов. В 1968-м, 55 лет назад, количество американских войск во Вьетнаме на пике активного участия достигало огромной цифры – порядка 540 тыс. человек.
Но численность войск Республики Вьетнам была куда больше – на максимуме военных усилий режим в Сайгоне имел под ружьем порядка 1,5 миллиона человек, плюс еще порядка миллиона новобранцев и участников разного рода «теробороны». Да-да, то, что мы с 2022 года наблюдаем на Украине, все эти батальоны территориальной обороны – всего лишь повторение опыта американских инструкторов с южновьетнамскими «корпусами самообороны» и «региональными войсками».
По подсчетам американцев, Южный Вьетнам для войны против своих собратьев из Северного Вьетнама в итоге мобилизовал и поставил под ружье порядка 12% населения. Киевскому режиму, при всех стараниях, до таких успехов пока далеко.
Более того, в 1973 году армия Южного Вьетнама входила в десятку крупнейших армий на планете. Напомню, это было в эпоху холодной войны, когда все государства имели крайне многочисленные войска. К примеру, у СССР и Китая под ружьем тогда были по 3,5 миллиона, у США – 2,5 млн. Количество военной техники у всех стран тоже исчислялось куда более весомыми цифрами, чем в наши дни.
За что американский спецназ полюбил трофейный пулемет Дегтярева во время войны во Вьетнаме
ВВС Южного Вьетнама в 1973-м являлись шестыми по величине в мире, уступая лишь самым крупным военным державам. Речь не об американских самолетах, бомбивших Северный Вьетнам, а именно о южновьетнамской технике с южновьетнамскими пилотами – почти 1500 самолетов и 700 вертолетов.
Конечно, все оружие Южного Вьетнама было из НАТО – в основном американское, немного французского и канадского. Европейского было бы больше, но Западная Европа тогда была слишком занята «холодным» противостоянием нашим войскам, находившимся в Восточной Германии, Венгрии и Польше.
По официальной статистике США, власти Южного Вьетнама получили в общей сложности 2750 самолетов и вертолетов, более 1100 танков, порядка 2500 бронетранспортеров, свыше 200 боевых кораблей и около 2500 боевых катеров, 63000 единиц тяжелой автомобильной техники. Количество поставленного стрелкового вооружения исчислялось миллионами единиц.
Как видите, цифры поставок даже внушительнее, чем то, что сегодня получает киевский режим.
«Минские соглашения» Южного Вьетнама
Фактически Южный Вьетнам полностью находился на содержании у Вашингтона. С 1962 года и до самого падения в 1975-м Республика Вьетнам была главным и крупнейшим получателем американских денег за пределами США. По официальным данным американских властей, лишь прямая финансовая помощь превысила 18 млрд долларов. Заметим, что речь о долларах более чем полувековой давности, когда покупательная способность американской валюты была на порядок выше. Уже при президенте Кеннеди власти Южного Вьетнама получали по два миллиона долларов в день. Если пересчитывать в современные цены, то получатся десятки миллионов. И ведь это далеко не все траты Вашингтона на Южный Вьетнам, поскольку часть прямых ассигнований бюджета США на собственную армию расходовались по факту для поддержки режима в Сайгоне.
Не вдаваясь в подробности всей политической истории Республики Вьетнам, заметим, что там тоже были аналоги «Минских соглашений» – с такой же ложью и цинизмом западных «гарантов».
Собственно, Республика Вьетнам и возникла из таких вот соглашений, заключенных в 1954-м в Женеве при участии СССР, США, КНР, Великобритании и Франции. Тогда договорились не только об уходе французских колонизаторов, но и о проведении через два года всеобщих выборов на Юге и Севере страны. Но для Запада это был лишь удобный предлог остановить продвижение «красных» вьетнамцев с Севера на Юг.
За два года, пока северяне (Демократическая Республика Вьетнам) выполняли женевские соглашения и готовились ко всеобщим выборам, американские спонсоры быстро наводнили оружием и военными специалистами Южный Вьетнам. И про подписанный в Женеве документ американцы, англичане и французы тут же забыли – он был им уже не нужен.
Издержки имитационной демократии
Все же от изложения некоторых деталей политической истории Южного Вьетнама не уйти. Слишком уж они порою напоминают свежие истории из Киева.
Первым главой сайгонского режима стал бывший крупный чиновник Нго Динь Зьем. Примечательно, что он был католиком, т.е. представителем максимально неканонического вероисповедания для Вьетнама, привнесенного французскими колонизаторами. Но это было именно самое прозападное, самое вестернизированное, что имелось там и тогда во вьетнамском обществе. Словом, президент Нго был почти как баптистский пастор Турчинов – первый и.о. украинского президента после киевского майдана-2014. Для полуколониальных режимов лучше всего подходят именно такие аборигены, максимально ориентированные на метрополию.
Какими будут последствия ведущейся Западом против России анти-СВО
Как и в случае с современной Украиной, власти Южного Вьетнама оказались слишком коррумпированы, сходу погрязнув в воровстве, кумовстве и прочих особенностях имитационной демократии.
Как и в случае с современной Украиной, американской метрополии в Республике Вьетнам тоже были не нужны слишком неконтролируемые политики, откровенно потерявшие голову от жадности. Но нравы в Азии были пожестче – первого президента Южного Вьетнама в 1963-м «переизбрали» при помощи поддержанного ЦРУ генеральского переворота. В Вашингтоне рассчитывали всего лишь убрать откровенно погрязшего в коррупции Нго Динь Зьема от власти, но вьетнамские исполнители решили не усложнять и просто убили президента Нго вместе с его младшим братом.
После 1963 года в Южном Вьетнаме за пару лет сменилось аж девять претендентов на высшую власть. И все это на фоне кровавой междоусобной войны с северными братьями и непрекращающейся на Юге имитации демократии с выборами. Впрочем, надо отдать должное американским кукловодам – при всех издержках, они умели и умеют воспитывать и выдвигать на руководящие посты харизматичных и способных проводников своей политики.
Последние лидеры Южного Вьетнама были именно такими. Кем-кем, а уж унылыми марионетками их нельзя назвать – то были марионетки очень яркие и талантливые. Ничем не хуже бывшего комика Зеленского, искренне поверившего в свою последнюю роль...
Карьерный католик и Гитлер
Итак, два молодых генерала – Нгуен Ван Тхьеу и Нгуен Како Ки. Первый Нгуен – последний президент Южного Вьетнама. Второй – премьер-министр и вице-президент. На этот раз не братья, просто однофамильцы – Нгуенов на севере и юге Вьетнама, как фамилий с окончанием на «-енко»
в России и на Украине.
Оба пришли к вершинам власти в марионеточной республике весьма молодыми. Нгуен Ван Тхьеу стал президентом в 41 год – в том же возрасте, что и Зеленский стал президентом Украины. Нгуен Као Ки стал премьером в 35 лет, а главой южновьетнамских ВВС аж в 30 лет – тут он переплюнул всех самых молодых американских выдвиженцев в Киеве, даже Буданова.
Вообще, на пике противостояния Северного Вьетнама с Южным новые лидеры и генералы южан были заметно моложе северных коллег. Лидер северян Хо Ши Мин, «дядюшка Хо», вообще был стариком, родившимся еще в XIX веке и отморозившим пальцы на похоронах Ленина.
Явная молодость лидеров южан объясняется просто: американские спонсоры Республики Вьетнам активно выдвигали на посты своих лучших учеников, проявивших должные способности и верность сюзерену. Нгуен Ван Тхьеу в ранней юности начинал у партизан «дядюшки Хо», но потом перебежал к французам. В 1957–1960 годах учился в Штатах – в Командно-штабном колледже в Форт-Ливенворт в Канзасе и затем в техасском Форт-Блисс, на самом крупном военном полигоне США.
Будущий премьер-министр и вице-президент Нгуен Како Ки уже в 25 лет попал на учебу в Военно-воздушном колледже в Алабаме, а с 1961-го стал сотрудником американских спецслужб – был личным пилотом Уильяма Колби, главы резидентуры ЦРУ во Вьетнаме.
Оба Нгуена не просто учились в США – они были хорошими учениками и толковыми профессионалами. Будущий президент Нгуен вполне храбро и удачно воевал в джунглях против братьев с Севера, пройдя боевой путь от комбата до комдива. При этом в годы правления на Юге президента-католика полковник Нгуен из карьерных соображений официально принял католическое крещение (будь тогда у «вестернизаторов» мода на ЛГБТ, полковник Нгуен наверняка совершил бы сoming out из тех же карьерных побуждений).
Будущий же вице-президент Нгуен был не только агентом ЦРУ, но и талантливым, лихим пилотом. Правда, на посту премьер-министра откровенное гусарство порою подводило молодого генерала. Так, в 1965-м в интервью газете The Times 35-летний генерал и премьер Нгуен Како Ки нарочито признался: «Люди спрашивают меня, кто мои герои. У меня есть только один – Гитлер». Тогда, всего 20 лет спустя по окончании Второй мировой войны, администрации президента США Джонсона прошлось приложить немало усилий, чтобы замять скандал.
Но вообще молодого южновьетнамского премьера западная пресса любила – в импозантном летном костюме и шелковом шарфе он очень харизматично выступал перед журналистами. По сути, у Южного Вьетнама был свой талантливый Арестович, только в отличие от киевского коллеги по марионеточному режиму, вьетнамский еще и храбро воевал.
Оба лихих Нгуена в 1967 году при помощи США провели в охваченном войной Южном Вьетнаме «демократические» выборы – внешне даже соблюли все процедуры с дебатами, голосованиями и пр. Спустя четыре года президент Нгуен вновь демократически переизбрался – по официальным данным, за него в воюющей республике проголосовали 94% при явке 87%. В ставшей ныне известной внутренней переписке администрации президента США Никсона весь этот цирк именовался guided democracy – управляемой демократией.
Вьетнамизация и блудный сын Будды
Добравшись до вершин официальной и неофициальной власти, оба Нгуена ожидаемо схватились в подковерной борьбе за власть. Сюзеренов из США это вполне устраивало, гарантируя им контроль внутреннего положения Южного Вьетнама. Ведь, несмотря на соперничество, оба Нгуена обеспечили максимум военных усилий Юга против Севера. Пик военных усилий Республики Вьетнам, когда численность сайгонских войск и полувоенных формирований исчислялась уже миллионами, а ВВС были шестыми в мире, – это результат деятельности Нгуенов.
Именно при них расцвело то, что официальный Вашингтон именовал «вьетнамизацией» – когда США прилагали все больше усилий, чтобы с вьетнамцами воевали не американцы, а сами вьетнамцы. Оба Нгуена весьма поспособствовали Америке в деле вьетнамизации.
После вывода войск США из Вьетнама сайгонский режим продержался еще пару лет. Прежде чем бежать в апреле 1975-го на американском самолете, президент Нгуен весной 1974 года силами исключительно южных вьетнамцев провел ряд успешных контрнаступлений против северян как на территории Вьетнама, так и в Камбодже. Северу тогда пришлось приложить титанические усилия, чтобы все же принудить Юг к капитуляции.
«Я ухожу, но не дезертирую», – заявил в прощальной речи президент Нгуен. Как видим, в пафос он тоже умел не хуже Зеленского. С 15 тоннами багажа, включая золото, Нгуен отправился в Лондон, где много лет прожил, уклоняясь от журналистов. Потом перебрался в США, где и умер в 2001-м, до конца жизни предсказывая крах коммунистического режима во Вьетнаме.
Его коллега и соперник Нгуен, любитель Гитлера и разговорчивый вице-президент Южного Вьетнама, в 1975-м бежал в США на борту авианосца Blue Ridge. Поселился в Калифорнии, открыл магазин спиртных напитков и написал книгу «Дитя Будды: моя борьба за спасение Вьетнама». А спустя 29 лет, в 2004-м, блудный сын Будды вернулся во Вьетнам и покаялся перед былыми врагами за вьетнамизацию, сетуя, что его спровоцировали злые иностранцы. Власти социалистического Вьетнама, занятые уже совсем другими проблемами и страхом перед растущим Китаем, бывшего любителя Гитлера простили. До самой смерти в 2011 году бывший вице-президент Южного Вьетнама занимался привлечением американских инвесторов во Вьетнам – страну, которая, благодаря полному разгрому американских марионеток, давно уже не делилась на враждующие Север и Юг.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".