31 января 2025
USD 98.01 +0.05 EUR 102.4 +0.81
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Внешняя политика Армении на перепутье: кризис многовекторности
Армения ЕАЭС Зарубежье Никол Пашинян ОДКБ Россия

Внешняя политика Армении на перепутье: кризис многовекторности

Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент РФ Владимир Путин на саммите стран - участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

©Александр Щербак/РИА Новости

Хотя на протяжении десятилетий Россия выступала основным гарантом безопасности Армении, это не мешало Еревану наращивать многовекторность внешней политики. Москва, в свою очередь, старалась сочетать союзные отношения с Арменией и выстраивание конструктивного диалога с Азербайджаном и другими странами региона, в первую очередь с Турцией и Ираном. Это позволяло Москве не занимать однозначно сторону в конфликте Еревана и Баку, а играть роль посредника в его урегулировании. При этом сама Армения, опасаясь реакции стран Запада, так и не стала прямым участником конфликта в Нагорном Карабахе, оказывая поддержку непризнанной Нагорно-Карабахской Республике (НКР) лишь неофициально.

После «бархатной революции» 2018 года в Армении курс на сохранение тесных отношений с Россией в общем контексте «многовекторного лавирования» был продолжен. Премьер-министр Никол Пашинян на 74-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке (2019) назвал Россию главным стратегическим партнером и союзником. Однако затем Армения занялась ревизией своего культурно-исторического наследия и традиционно дружественного характера отношений с Россией. В результате диалог Москвы и Еревана оказался в глубоком кризисе. Одновременно ухудшались отношения Армении и с другими участниками ОДКБ, что привело Ереван к решению «заморозить» членство и фактически начать движение к выходу из этой организации.

Как складывалась судьба Нагорного Карабаха, и почему финал ее оказался печален

Поражение во Второй карабахской войне потрясло армянское общество и ввергло его в состояние политической апатии. Ответственность за случившееся армянские власти постарались переложить на Россию: дескать, это она оказалась «плохим союзником» и не оказала необходимую помощь.

Осложнение международной обстановки после начала СВО привело к дальнейшей корректировке внешнеполитических приоритетов Армении. Осенью 2022-го, расценив трудности России на украинском фронте как признаки ее «поражения», армянское руководство по сути отказалось от самого принципа внешнеполитической многовекторности, сделав выбор в пользу США и ЕС.

На саммите Европейского политического сообщества в Праге 6 октября 2022-го Пашинян отказался от российского посредничества в постконфликтном урегулировании и договоренностей, достигнутых после Второй карабахской войны в рамках трехстороннего диалога на уровне глав Армении, Азербайджана и России. Это определило не только судьбу непризнанной НКР, но и осложнило ситуацию на Южном Кавказе в целом.

Ситуация с членством Армении в ОДКБ

В марте 2023-го Пашинян заявил, что ОДКБ сама «вольно или невольно выходит из республики». Затем правительство Армении отказалось проводить в стране учения организации. Ереван не стал использовать квоту для занятия поста заместителя генерального секретаря ОДКБ и отозвал своего представителя. 24 ноября 2023-го Армения впервые не приняла участие в ежегодном саммите стран-членов и начала бойкотировать мероприятия Организации.

Сторонники выхода Армении из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) во время митинга у здания посольства РФ

Митинг в поддержку выхода Армении из ОДКБ у здания посольства России. Ереван, 21 сентября 2022

Александр Патрин/ТАСС

В феврале 2024-го Пашинян официально заявил о «замораживании» членства Армении в ОДКБ. Условием возврата стало требование однозначно осудить действия Азербайджана как «агрессора» в ходе приграничных инцидентов 2022–2023 годов и выполнить свой союзнический долг по отношению к Армении как «жертве агрессии». В ответ Организация выступила с рядом конструктивных предложений по нормализации ситуации: отправке на границу миссии наблюдателей, посредничестве в переговорах с Баку. Все это было отвергнуто, а сотрудничество с Россией в военно-технической сфере и в области безопасности минимизировано.

Устав ОДКБ не подразумевает «замораживания» членства – государство либо состоит в организации, либо покидает ее. Тем не менее ситуация остается неопределенной: российское руководство и представители ОДКБ в своих официальных заявлениях продолжают рассматривать Армению как полноправного члена, но призывают ее сделать наконец «окончательный выбор».

Из-за чего в отношениях Москвы и Еревана начался кризис, и как далеко он зайдет?

При этом Ереван формально остается союзником Москвы еще и по условиям Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Несмотря на это, в январе 2025-го США и Армения подписали Хартию о стратегическом партнерстве. Впрочем, это соглашение не подразумевает существенных гарантий безопасности, дело ограничивается обещаниями продолжать контакты, обеспечить участие армянских военных в образовательных программах и т. п.

Между тем позиции стран ЕС и НАТО по поводу армяно-азербайджанских отношений разнятся, и об этом не любят упоминать в Ереване. Девять членов ЕС и Альянса (Венгрия, Латвия, Литва, Румыния, Польша, Болгария, Словакия, Чехия и Италия) подписали документы о стратегическом партнерстве с Баку. Лишь три страны Евросоюза (Франция, Греция, Кипр), связывающие позиции и действия Азербайджана с интересами Турции, содействуют перевооружению армянской армии и политически поддерживают Ереван. Но очевидно, что в случае прямого армяно-азербайджанского военного столкновения они не смогут обеспечить безопасность Армении. Их действия лишь убеждают Анкару и Баку: при удачном стечении обстоятельств «армянскую проблему» удастся решить силовым путем. Предпосылки для такого развития событий могут сложиться уже в ближайшие годы, если Армения официально выйдет из ОДКБ, а российские базы на ее территории будут ликвидированы.

Для Москвы невыгодно дальнейшее ухудшение отношений с Ереваном, однако ее интересам не соответствует и сохранение нынешней ситуации – саботажа деятельности ОДКБ на всех направлениях и ее дальнейшая дискредитация «замороженным» участником. Кроме того, Россия традиционно рассматривает ОДКБ и ЕАЭС как взаимосвязанные интеграционные объединения: одно – в сфере безопасности, другое – в области социально-экономического сотрудничества.

Фактор России и ЕАЭС в экономическом развитии Армении

После 1991 года экономика Армении развивалась в условиях конфликтов, политической нестабильности и не всегда продуманных рыночных реформ. Экономические потери за 34 года суверенного развития усугублялись не только деградацией промышленного сектора и системы кооперационных экономических связей с другими бывшими союзными республиками, но и потерей научно-технологической базы, конкурентоспособных технологий, транспортно-логистическими трудностями, а также энергетическим кризисом. Важная особенность экономики Армении – устойчивый профицит трудовых ресурсов, обуславливающий высокий уровень миграционного оттока (главным образом в Россию, Евросоюз и США).

Внешнеполитический курс Армении – разворот или диверсификация?

Картина экономического развития Армении выглядит следующим образом. В период с 1990-го по 1995-й ВВП сокращался в среднем на 10% ежегодно. Оживление экономики в 1995–2000 годах, когда темп прироста ВВП составлял 4,6%, сменилось в следующей пятилетке динамичным ростом – в среднем до 11,5% за год. Этому способствовало в первую очередь развитие экономических связей с Россией. Затем темп роста ВВП снижался: в 2005–2010 годах – до 6% в год, в 2010–2015 годах – 4% и в 2015–2020 годах – 2,7%. Виной этому стали неблагоприятная конъюнктура региональной и мировой экономики, резкое ухудшение отношений России и Запада, вызвавшее перестройку системы международной торговли, а также глобальная рецессия, спровоцированная пандемией COVID-19.

В последние три года экономические успехи Армении связаны со следующими факторами. Во-первых, восстановительный рост 2021 года был обусловлен низкой базой 2020-го. Во-вторых, ускоренный рост в 2022-м (12,6%) и 2023-м (9,4%) был связан с перераспределением части доходов российских экспортеров и импортеров за счет посредничества армянских компаний. В-третьих, свою роль сыграло резкое наращивание миграционных переводов и поступлений от российских релокантов (в том числе инвестиций на уровне малого предпринимательства и стартапов). В-четвертых, еще более существенный вклад в экономическое развитие Армении внес переход ряда российских компаний в армянскую юрисдикцию с целью избежать санкций США и ЕС. Благодаря этим факторам в Армении произошло расширение внутреннего спроса и инвестиционной активности. Это пошло на пользу малому и среднему бизнесу (в основном в сфере услуг). По данным Евразийской экономической комиссии, по темпам роста ВВП Армения лидирует среди стран – членов ЕАЭС. Достигается этот результат за счет наращивания внешнеторговых операций с Россией.

Продавцы персиков из Армении в Санкт-Петербурге

Продавцы персиков из Армении в Санкт-Петербурге

PhotoXPress

В 2023-м объем российско-армянской торговли достиг $7 млрд (годом ранее – $5,3 млрд). Импорт Армении из России вырос до более чем $3 млрд, а армянский экспорт увеличился с $850 млн до $4 млрд, причем значительная часть этого роста приходится на транзитные товары третьих стран. Но это связано не только с ростом реэкспортных возможностей Армении. Уход западных компаний с российского рынка позволил армянским поставщикам расширить там свое присутствие. За январь – сентябрь 2024-го товарооборот России и Армении достиг отметки в $9,9 млрд (по итогам года, вероятно, превысит $12 млрд): экспорт из Армении – $2,28 млрд, импорт в республику – $7,64 млрд. При этом совокупный экспорт Армении за девять месяцев 2024-го составил $10,59 млрд, импорт – $13,12 млрд, из которых на долю России приходится 21,5% экспорта и 58,2% импорта. Для сравнения: на долю ЕС приходится чуть более 6% армянского экспорта и 9% импорта.

Что угрожает российскому влиянию на Южном Кавказе

Отличительной особенностью внешней торговли Армении в 2022–2024 годах стала ее вовлеченность в схемы параллельного импорта после резкого усиления антироссийских санкций США и ЕС. Относительная доля экспорта продукции собственного производства при этом существенно сократилась – до 18–22% от общего объема. Россия для Армении – единственный традиционный рынок экспорта продукции собственного производства. В Россию идет более 95% всей экспортируемой рыбы, картофеля, помидоров, абрикосов, вишни, персиков, слив, до 87% экспорта сыра и творога, воды и спиртных напитков.

Торговые связи с Россией обеспечивают продовольственную, энергетическую и экономическую безопасность Армении. Из России она получает 98% зерна, почти 35% всех сельскохозяйственных продуктов и 39% мяса птицы, около 40% удобрений для сельского хозяйства. Разрыв этих связей обернется крайне тяжелыми последствиями.

Особая статья взаимной торговли – энергоресурсы. Россия поставляет их по льготным ценам, что формирует низкий уровень инфляции и обеспечивает более 91,7% энергетических потребностей Армении. Отказ от этих поставок привел бы к значимому падению ВВП страны. Кроме того, Россия остается главным инвестором в экономику республики. Накопленный объем российских инвестиций в Армению на октябрь 2024-го составляет $4 млрд.

Последствия выхода Армении из ЕАЭС

Принятые Ереваном решения по «диверсификации» внешнеэкономических связей в пользу западных партнеров предполагают углубление интеграции с ЕС. 9 января 2025-го правительство Армении одобрило законопроект о вступлении страны в Евросоюз и направило его в парламент. При этом Ереван настаивает на сохранении полноценного членства в ЕАЭС. Однако принципы регулирования торгово-экономических связей в рамках ЕАЭС не предполагают возможность вхождения стран-членов в другие интеграционные объединения, открывающие их для свободного движения товаров, услуг и капиталов. Установление более тесных связей Армении с ЕС, а тем более перспектива ее вступления в Евросоюз прямо противоречат экономическим интересам других членов ЕАЭС.

Учитывая роль российских энергетических поставок в Армению, отмена преференций по экспортным пошлинам на газ приведет к его подорожанию на 20–30% (по действующему соглашению цена установлена в размере $165 за 1000 куб. м). Иранский газ альтернативой стать не сможет, поскольку пропускная способность идущего из исламской республики газопровода – около 2,2 млрд куб. м в год, тогда как импорт из России составляет порядка 2,7 млрд куб. м. Кроме того, поставки из Ирана могут быть ограничены или даже заблокированы США и ЕС, как нарушающие режим санкций. Если Соединённые Штаты и их союзники смогут надавить на Азербайджан и сделать его основным поставщиком энергоносителей в Армению, то Баку захочет получить от этой сделки не только экономические, но и геополитические выгоды. Армянским властям придется объяснять такой ход событий населению своей страны.

Строительство газопровода Каджаран-Арарат в Армении

Сварка газопровода Иран – Армения, 1 декабря 2008

KAREN MINASYAN/AFP/EAST NEWS

Еще одна проблема экономики Армении – зависимость от денег, отправляемых мигрантами и представителями диаспор в России, США и ЕС. В 1995–2020 годах на долю этих переводов приходилось 14% ВВП. В 2024-м из России было переведено более $2,57 млрд. Вторым по значимости источником стали США, откуда поступило $0,5 млрд. Такое соотношение объемов говорит само за себя и должно наводить правительство Армении на определенные мысли.

Одним из аргументов сторонников сближения с ЕС служит сокращение потока прямых иностранных инвестиций. В Армении это связывают с членством в ЕАЭС и антироссийскими санкциями. Однако в случае разрыва экономических связей с Евразийским союзом приток инвестиций может последовать лишь в добывающих отраслях, которые перейдут под контроль иностранных инвесторов. С точки зрения природных ресурсов наиболее привлекательны для иностранных инвесторов месторождения молибдена (в Армении, по оценкам ВБ, сосредоточено до 7,6% мировых запасов) и меди. Но для крупных европейских горнодобывающих компаний инвестиции в эти месторождения осложнены транспортно-логистическими проблемами.

*****

Что в итоге? В случае выхода или исключения Армении из ЕАЭС она лишится льготного режима поставок энергоносителей. Неизбежен будет пересмотр всех таможенных пошлин и тарифов, а также прочих преференций, связанных с членством в ЕАЭС. Резкое повышение цен на товары из стран ЕАЭС, включая энергоносители, создаст существенные риски для целых отраслей хозяйства Армении. Например, болезненным для ее экономики может стать рост цен на экспортируемые в Армению зерно, фуражные корма и удобрения. Такое развитие событий создаст проблемы для агропромышленного сектора Армении, осложнит положение ведущих сельхозкомпаний и уменьшит покупательскую способность домохозяйств в силу большой доли хлеба и других продуктов питания, связанных с импортом из России, в потребительской корзине населения. Попытки подключить альтернативных поставщиков потребуют существенного пересмотра всей системы внешней торговли, транспортно-логистических схем и новых политических договоренностей с Грузией, Азербайджаном и Турцией.

Переориентация на альтернативных России торговых партнеров (в первую очередь ЕС и Турцию) займет от трех до пяти лет. При этом востребованность армянских товаров на этих рынках сомнительна. Потери от свертывания торгово-экономических связей с Россией могут составить до 20% ВВП, что отразится на уровне жизни и ускорит отток трудоспособного населения. Первыми уедут наиболее квалифицированные работники – кто-то в Европу, а кто-то и в Россию. Для многих армян выбор между жизнью и работой в России и Евросоюзе будет носить не только экономический характер, но и культурно-цивилизационный.

Конечно, выход Армении не только из ОДКБ, но и из ЕАЭС стал бы ударом и по интересам России и российского бизнеса. Но риски и дополнительные издержки для отечественных компаний, которым придется изменить схемы внешнеэкономических операций, разорвать связи с армянскими партнерами, несопоставимы с теми последствиями, которые такие решения правительства Пашиняна могут повлечь для всего армянского бизнеса и экономики страны.

Статья написана на основе аналитического доклада, подготовленного ИМЭМО РАН

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".