7 мая 2024
USD 91.31 -0.38 EUR 98.47 -0.09
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2000 года: "7,40 он проехал"

Архивная публикация 2000 года: "7,40 он проехал"

Будут ли и дальше увеличиваться цены на бензин? И если да, то до какого предела?Сергей Генералов, депутат Государственной думы, экс-министр топлива и энергетики РФ: "Поскольку мировые цены растут, наши производители нефти всеми правдами и неправдами пытаются отправить ее на экспорт. И нет на сегодня никаких экономических стимулов для того, чтобы заставить их оставлять нефть внутри страны, поскольку цены на внешних рынках существенно выше. Судите сами: в Москве литр бензина стоит примерно $0,25--0,3, а в Европе -- $1. Конечно, при такой разнице для крупного бизнеса не существует аргументов. Если есть возможность экспортировать хоть каплю нефти, эту каплю вывезут. Соответственно, недостаток бензина на внутреннем рынке будет расти.
Правительство традиционно пытается противостоять этому путем квотирования экспорта сырой нефти и нефтепродуктов. Но специалисты давно научились квоты обходить. Не случайно экспорт нефти в августе нынешнего года увеличился более чем на 11% от августа прошлого года и на 8% превысил план. Влияет на ситуацию на рынке и такой фактор, как придерживание запасов топлива в надежде на рост цен. Ведь как только начинается удорожание, сначала исчезает бензин по старой цене, а по новой появляется не сразу. В результате в ряде регионов стоят сейчас пустые бензоколонки. Кроме того, зная, что повышенные акцизы на бензин вступают в действие с нового года, многие торговцы уже сейчас этот рост цен стараются потихонечку закладывать в стоимость.
Все, что в этой ситуации должно сделать правительство, сводится к одному: продавать нефть и нефтепродукты внутри страны должно быть точно так же выгодно, как и на экспорт. А значит, необходимо существенно понизить прибыльность экспорта. Сегодня для этого есть один инструмент -- повышение экспортных пошлин. Торговцы нефтью, получающие сверхприбыль от удачной мировой конъюнктуры цен, должны более щедро делиться с бюджетом.
Потому что, когда сегодня цена на российскую нефть больше $240 долларов за тонну, экспортная пошлина всего $27 для нефтяников почти неощутима.
Думаю, что после 1 октября, когда дополнительные объемы нефти в соответствии с решением ОПЕК поступят на рынок, цены все-таки начнут снижаться. По сообщениям мировых агентств, уже сегодня на планете добывается на 1 млн. баррелей нефти в день больше, чем потребляется. Это не может не оказывать влияния на уровень запасов нефти в развитых странах, в первую очередь США. То есть решение ОПЕК примерно в течение месяца "загонит" цены в коридор $22--28 за баррель".
Яков Рудерман, заместитель гендиректора информационно-аналитического центра "Кортес": "Внутренние цены на бензин у нас, на первый взгляд, не должны впрямую зависеть от мировых цен на нефть. Ведь экспортные возможности технически ограничены (более 120 млн. тонн в год экспортные трубопроводы пропустить неспособны.-- "Профиль"). Однако на самом деле связь с мировым рынком все же есть.
Начнем с того, что нефтепродукты можно экспортировать по железной дороге. Никаких ограничений тут нет. И объемы такого экспорта довольно высоки. Наш бензин не очень нужен Европе в качестве готового топлива. Он не соответствует ряду параметров по качеству (октановое число и т.п.), но его активно используют в качестве сырья для химической промышленности, смешивают с другими марками и т.д.
Кроме того, бензиновый рынок России крайне несбалансирован. Мы потребляем (то есть поставляем на экспорт и на внутренний рынок) ровно столько, сколько производим. Поэтому самые незначительные колебания экспорта и объемов переработки сырой нефти тут же вызывают реакцию рынка. Как только экспорт становится супервыгодным, находятся всякие возможности для его увеличения, внутренний рынок испытывает дефицит и бензин дорожает. Так, сейчас на нефтеперерабатывающих заводах все расписано на месяц вперед.
Таким образом, нынешнее повышение цен на бензин обусловлено вполне объективными причинами. Хотя нельзя исключать и субъективного фактора. Например, желания оптовых торговцев "прощупать" ситуацию. Ведь бензиновый рынок считается неэластичным. Повышение цены практически не сказывается на объемах продаж. Однако у всего есть пределы. Так, подорожание на 1--2 рубля от нынешнего уровня вполне может подвигнуть пенсионеров и людей с невысокими доходами поставить автомобили на прикол. То есть спрос упадет.
Что касается прогнозов, то в ближайший месяц-полтора цены еще немного подрастут -- до 8--8,1 рубля за литр 92-го бензина. В октябре--ноябре закончится сезон, и к Новому году, если ничего экстраординарного не случится, цены, скорее всего, вернутся на уровень 7,7--7,80 за литр 92-го.
Самое главное -- не поддаваться панике. Кстати, на фоне повышения цен нефтяные компании просят отдать в их руки всю розницу и обещают "навести порядок". Этого делать категорически нельзя. Потому что в таком случае исчезнет конкуренция в лице мелких и средних торговцев и бензиновый рынок нельзя будет контролировать вообще".

Рост цен на дизельное топливо и бензин в России за последний месяц (руб. / литр)

Будут ли и дальше увеличиваться цены на бензин? И если да, то до какого предела?Сергей Генералов, депутат Государственной думы, экс-министр топлива и энергетики РФ: "Поскольку мировые цены растут, наши производители нефти всеми правдами и неправдами пытаются отправить ее на экспорт. И нет на сегодня никаких экономических стимулов для того, чтобы заставить их оставлять нефть внутри страны, поскольку цены на внешних рынках существенно выше. Судите сами: в Москве литр бензина стоит примерно $0,25--0,3, а в Европе -- $1. Конечно, при такой разнице для крупного бизнеса не существует аргументов. Если есть возможность экспортировать хоть каплю нефти, эту каплю вывезут. Соответственно, недостаток бензина на внутреннем рынке будет расти.

Правительство традиционно пытается противостоять этому путем квотирования экспорта сырой нефти и нефтепродуктов. Но специалисты давно научились квоты обходить. Не случайно экспорт нефти в августе нынешнего года увеличился более чем на 11% от августа прошлого года и на 8% превысил план. Влияет на ситуацию на рынке и такой фактор, как придерживание запасов топлива в надежде на рост цен. Ведь как только начинается удорожание, сначала исчезает бензин по старой цене, а по новой появляется не сразу. В результате в ряде регионов стоят сейчас пустые бензоколонки. Кроме того, зная, что повышенные акцизы на бензин вступают в действие с нового года, многие торговцы уже сейчас этот рост цен стараются потихонечку закладывать в стоимость.

Все, что в этой ситуации должно сделать правительство, сводится к одному: продавать нефть и нефтепродукты внутри страны должно быть точно так же выгодно, как и на экспорт. А значит, необходимо существенно понизить прибыльность экспорта. Сегодня для этого есть один инструмент -- повышение экспортных пошлин. Торговцы нефтью, получающие сверхприбыль от удачной мировой конъюнктуры цен, должны более щедро делиться с бюджетом.

Потому что, когда сегодня цена на российскую нефть больше $240 долларов за тонну, экспортная пошлина всего $27 для нефтяников почти неощутима.

Думаю, что после 1 октября, когда дополнительные объемы нефти в соответствии с решением ОПЕК поступят на рынок, цены все-таки начнут снижаться. По сообщениям мировых агентств, уже сегодня на планете добывается на 1 млн. баррелей нефти в день больше, чем потребляется. Это не может не оказывать влияния на уровень запасов нефти в развитых странах, в первую очередь США. То есть решение ОПЕК примерно в течение месяца "загонит" цены в коридор $22--28 за баррель".

Яков Рудерман, заместитель гендиректора информационно-аналитического центра "Кортес": "Внутренние цены на бензин у нас, на первый взгляд, не должны впрямую зависеть от мировых цен на нефть. Ведь экспортные возможности технически ограничены (более 120 млн. тонн в год экспортные трубопроводы пропустить неспособны.-- "Профиль"). Однако на самом деле связь с мировым рынком все же есть.

Начнем с того, что нефтепродукты можно экспортировать по железной дороге. Никаких ограничений тут нет. И объемы такого экспорта довольно высоки. Наш бензин не очень нужен Европе в качестве готового топлива. Он не соответствует ряду параметров по качеству (октановое число и т.п.), но его активно используют в качестве сырья для химической промышленности, смешивают с другими марками и т.д.

Кроме того, бензиновый рынок России крайне несбалансирован. Мы потребляем (то есть поставляем на экспорт и на внутренний рынок) ровно столько, сколько производим. Поэтому самые незначительные колебания экспорта и объемов переработки сырой нефти тут же вызывают реакцию рынка. Как только экспорт становится супервыгодным, находятся всякие возможности для его увеличения, внутренний рынок испытывает дефицит и бензин дорожает. Так, сейчас на нефтеперерабатывающих заводах все расписано на месяц вперед.

Таким образом, нынешнее повышение цен на бензин обусловлено вполне объективными причинами. Хотя нельзя исключать и субъективного фактора. Например, желания оптовых торговцев "прощупать" ситуацию. Ведь бензиновый рынок считается неэластичным. Повышение цены практически не сказывается на объемах продаж. Однако у всего есть пределы. Так, подорожание на 1--2 рубля от нынешнего уровня вполне может подвигнуть пенсионеров и людей с невысокими доходами поставить автомобили на прикол. То есть спрос упадет.

Что касается прогнозов, то в ближайший месяц-полтора цены еще немного подрастут -- до 8--8,1 рубля за литр 92-го бензина. В октябре--ноябре закончится сезон, и к Новому году, если ничего экстраординарного не случится, цены, скорее всего, вернутся на уровень 7,7--7,80 за литр 92-го.

Самое главное -- не поддаваться панике. Кстати, на фоне повышения цен нефтяные компании просят отдать в их руки всю розницу и обещают "навести порядок". Этого делать категорически нельзя. Потому что в таком случае исчезнет конкуренция в лице мелких и средних торговцев и бензиновый рынок нельзя будет контролировать вообще".


Рост цен на дизельное топливо и бензин в России за последний месяц (руб. / литр)

~0103~Регион~0103~Основные поставщики бензина в регионе~0801~Марка топлива

~0201~Аи-76~0201~Аи-92~0201~Аи-95~0201~Дизтопливо

Цены на 18 сентябряЦены на 18 августаЦены на 18 сентябряЦены на 18 августаЦены на 18 сентябряЦены на 18 августаЦены на 18 сентябряЦены на 18 августа

Москва--6,65,67,456,458,457,465

Калининградская область"ЛУКойл"7,27,18,388,98,77,17

Кемеровская область"Сибнефть", ЮКОС5,86,86,887,39,76,26,9

Пермская область"ЛУКойл"6,25,97,477,97,96,15,8

Иркутская областьЮКОС768,37,38,787,26

Республика БурятияЮКОС6,56,57,37,38,58,566

Читинская областьЮКОС7,56,8--7,18,88,87,56,5

Саратовская областьСИДАНКО6,25,17,25,99,58,35,34,5

Воронежская областьЮКОС6,35,28,97,311,28,35,84,5

Курская областьЮКОС6,5586,58,57,564,3

Орловская областьЮКОС657,56,28,57,364,8

Белгородская областьЮКОС5,84,97,76,58,27,55,84,6

Липецкая областьТНК5,75,16,96,38,37,25,84,3

Брянская областьЮКОС657,56,58,57,2564,9

Смоленская областьЮКОС6,55,48,279,27,86,55,3

Тульская областьТНК6,55,27,56,78,57,46,55,1

Калужская область--5,7--6,8--7,5------

Ставропольский край"Роснефть", "ЛУКойл"6,46----8,47,95,85,5

Республика Калмыкия"Роснефть", "ЛУКойл"6,467,67,28,47,95,85,5

Республика Северная Осетия--Алания"Роснефть", "ЛУКойл"6,86,587,68,57,95,95,5

Санкт-ПетербургПетербургская топливная компания6,15,47,56,78,87,8----

Ленинградская область"Балттрэйд"6,35,57,56,78,97,8----

Новгородская область"Сигма ойл инк."65,67,67,38,88----

Псковская область"Псковнефтепродукт"6,25,87,87,498,5----

Ульяновская областьЮКОС6,55,87,56,88,57,95,55,3

Республика Чувашия"Чувашнефтепродукт", "ЛУКойл"6,856,58,27,58,97,865,6

Самарская областьЮКОС6,56,57,37,38,38,35,55,5

Свердловская область"Сибнефть"5,84,97,36,28,17,25,84,1

Тюменская область"Сибнефть"5,85,257,66,58,357,354,754

Новосибирская областьЮКОС, "Сибнефть"----8,56,9----6,85,6

Алтайский край"Сибнефть"----8,57,2----7,55,8

Республика АлтайЮКОС, "Сибнефть"----8,57,6----7,36,5

Республика ТываЮКОС----8,37,8----76

Кировская область"ЛУКойл"6,567,86,98,686,35,8

Красноярская областьЮКОС------------6,96,1

Ростовская область"Ростовнефтепродукт"--5,686,597,75,85

Оренбургская областьОНАКО65,576,58,685,65,2

Республика Башкортостан"Башнефть"6,25,776,587,56,15,7

Волгоградская область"ЛУКойл"6,56,27,57,28,48,15,75,6

Астраханская область"ЛУКойл", "Газпром"6,055,756,86,47,87,65,55,5

Нижегородская область"Бритиш-Петролеум", "ЛУКойл"6,8686,89,8854,4

Челябинская область"ЛУКойл"6,56,17,56,98,586,56,1

Курганская область"Роснефть"6,46,17,46,98,486,36

Екатеринбургская область--65,27,26,48,27,36,35,4

Тюменская область--65,17,66,78,47,565,2

Республика Татарстан"Татнефть"6,967,46,48,47,465

Архангельская область--6,465,67,466,59,588,655,85,3

Смоленская область--5,957,26,25----5,95,1

Сахалинская область--7,56,558,57,65----8,37,5

Приморский край--6,55,57,56,458,57,56,55,5

Магаданская область--7,36,39,58,4511108,77,7

Республика Якутия--7,76,88,67,6----8,17,3

Прочерк -- топливо данной марки в регионе на момент сбора информации было в дефиците.

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО, ДЕНИС СОЛОВЬЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».