26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Американская музыка для свободных русских"

Архивная публикация 2006 года: "Американская музыка для свободных русских"

Джазовый абонемент сезона 2006/07 (Концертный зал им. П.И.Чайковского, Московский международный Дом музыки).Пошлая стряпня
Еще его называли «пошлая музыкальная стряпня» и «царство безнадежных стандартов». 60 лет кряду джаз подвергался гонениям. Закрывали даже вполне удобный властям попсовый джаз Утесова: чтобы играть эту музыку вообще, у нас в стране требовалось мужество, романтизм и выносливость каратиста. Трубач Эдди Рознер, возглавлявший госоркестр Белорусской ССР, и в лагерях умудрялся собирать оркестры. А вернувшись в 60-е, смелые романтики, ценящие поэтические стандарты, иначе говоря импровизацию, обнаруживались повсюду. В нашей нынче процветающей стране и не понять те, былые, степени гражданской смелости.

Вот, например, Московский кинофестиваль. В 1963 году решением ЦК КПСС фильм «Знакомьтесь, Балуев» выдвинут на главный приз. А председатель жюри Григорий Чухрай отдал его Феллини за «Восемь с половиной». Зато во время широкого показа этого фильма во Дворце спорта «Лужники» обескураженные советские люди сотнями валили из зала: именно так решения ЦК смыкались с тем, что думает население, а не отдельные смельчаки. С тех пор мало что изменилось...

Власти нутром чувствовали свою правоту в работе с массами, но и тупость свою же — в более тонких слоях. Посему во имя собственной реабилитации власти в глазах части свободно мыслящего населения джаз местами получил индульгенцию. И поныне действующий джаз-клуб «Синяя птица» упомянут еще Василием Аксеновым в «Ожоге». Были точки, где джазменов и их приятелей-стиляг не разгоняли, — ресторанные и университетские оркестры: на них оттачивали свое мастерство первые джазовые критики.

И вот однажды по прихоти деятельной женщины—министра культуры Фурцевой в Москву пригласили джаз-оркестр Бенни Гудмена. Готовился визит президента США Дуайта Эйзенхауэра в СССР, который так и не состоялся, однако культурную программу отменять не стали. Саксофонист Юрий Чугунов в своей книге «Семь кругов джаза» вспоминает, что ко второму отделению на концерт прибыл сам Никита Сергеевич Хрущев. Зал приветствовал его стоя, оркестр сыграл «Катюшу». Сыграл неважно: оркестровки не было, исполняли на слух. Играли, повернувшись лицом в сторону Хрущева. Тот, прослушав несколько вещей, удалился. Как считает Чугунов, видимо, по дороге он матерился так же, как на художественной выставке в Манеже, когда громил авангардистов... Организатору концерта, знаменитому продюсеру Джорджу Авакяну (он сделал имя Майлсу Дэвису), вручили орден Ленина. Правда, спустя 30 лет.

Реабилитация
Под занавес советской власти джаз не то чтобы окреп, но стал неинтересен молодежи, перестал быть символом интеллектуального протеста — в стране появились рок и панк. В отсутствие традиции респектабельных клубов возникла опасность джазовой деградации, тем более что быдловатая масса кооператоров и посткомсомольских нуворишей охотнее платила в кабаках за джаз «Братьев Жемчужных», чем за джаз Чарли Паркера в исполнении, скажем, квартета Виталия Головнева.

И вот тут качественную джазовую традицию поддержал бюджет нашей родины: джазовые вечера включили в систему сезонного абонемента Московской филармонии (серия из трех-четырех концертов академического уровня). Появление в храме академической музыки алтаря джаза подвело запоздалый итог отношениям власти и джаза: советская власть тихо скончалась, на ее похоронах играл джаз-банд. В 90-е годы, пока в стране возвращался интерес к серьезному джазу, а в страну возвращались музыканты играть для небольшой группы ценителей и делать какой-никакой бизнес, абонементы №13 «Джаз для всех» (ведущий Алексей Баташев) и №53 «В мире джаза» (Владимир Фейертаг) оставались почти единственной формой общения музыкантов с широкой публикой.

Сейчас в Москве проходит два-три крупных open air джазовых фестиваля в год («Джаз в саду «Эрмитаж», «Джаз в Архангельском»), в клубы приезжают десятки легендарных коллективов, многие, как ударник Билли Кобхэм, регулярно, но филармония по-прежнему остается ключевой сценой. На вечере у Владимира Фейертага академический слушатель впервые познакомился с музыкой скрипача-электронщика Феликса Лахути, другими малоизвестными ребятами, играющими в клубах современный джаз. Фейертаг познакомил московских любителей энергичного джаза с питерским секстетом Doo-Bop Sound (музыканты играют эйсид-джаз в смеси с фанком и джаз-роком). Стены концертного зала слушали вибрации трио «пришедшего из рока» Александра Костикова при участии Юрия Ярушникова, он же DJ Хобот.

Интересно меняется и состав держателей абонемента. Сначала большинство составили шестидесятники, потом подтянулись их дети, большие стайки студентов, позднее нарисовались самодовольные мещане, заглянувшие «на культурку», затем, когда джаз оброс состоятельными ценителями, абонемент привлек спонсоров. Отдельные концерты рядами скупаются корпоративными служащими разного звена, благодаря их интересу удается пригласить дорогих знаменитостей.

Однако старики выделяются в особую касту. За ними просто приятно наблюдать: могут встать и запросто уйти, если не понравится аккорд. Как в книге главное не смысл, а запах обложки, в джазе важно не что играют, а как. Джазовые дедушки и бабушки не любят, когда священные предметы их прошлого становятся дешевыми украшениями чужих бездушных коллекций. Схожий принцип заложен в их отношении к музыкальным носителям. Именно там мне объяснили, чем отличается «ваша дерьмовая электроника» от винила. В компакт-дисках джазовый дух гибнет... Держателей абонемента из разных сфер объединяет постоянство музыкальных предпочтений, они принимают умеренные эксперименты и ценят качественный звук большого зала, почти не доступный в небольших клубах. По этим критериям организаторы концертов строят программу на год.

Программа на год
Следуя известному в джазовых кругах выражению «какая свадьба без баяна, какой концерт без Гараняна», начнем с абонемента №29 «Джаз: тема с вариациями». Георгий Гаранян, возглавивший с 2002 года легендарный оркестр Олега Лундстрема, откроет свою серию концертов этой осенью в Большом зале Консерватории. Он признанный авторитет, за годы своей деятельности дирижировал оркестром Всесоюзного радио и кинематографии, был руководителем ансамбля «Мелодия», им написаны многочисленные сочинения для эстрады и музыка к десяткам фильмов.

В конце января будущего года Гаранян представит программу Dance, dance, dance... — музыка американских дансингов, на ней выступит постоянный гость оркестра американская певица Дебора Браун.

Арли Леонард, другая американка, живущая в Нью-Йорке, выступит 31 октября этого года в Концертном зале им. П.И.Чайковского на вечере «Jazz от братьев Ивановых. Мелодии симфоджаза» (абонемент №59). У Арли великолепный голос в три с лишним октавы, почти как у Эллы Фицджералд, она сочиняет собственные композиции в стиле джазового соула. Вместе с американской певицей в программе «Джаз от народных артистов» выступят Анатолий Кролл (фортепьяно) со своим квартетом, еще один легендарный пианист — Игорь Бриль, Давид Голощекин (скрипка), Дмитрий Севастьянов (ударные), сами братья Ивановы — Андрей (контрабас) и Михаил (фортепьяно).

На Рождество Ивановы пригласили другой интересный состав: Шенда Рул (вокал, США), Франк Ваганэ (саксофон, Бельгия), Сергей Мазаев, лидер «Морального кодекса» (вокал, флейта, кларнет), Аркадий Шилкопер (валторна), Борислав Струлев (виолончель, США), Стэйл Сторлеккен (клавишные, Норвегия), Томас Штренен (ударные, Норвегия). Бельгиец Франк Ваганэ известен московским любителям джаза, он выступал на нескольких клубных фестивалях (открытие клуба JazzС 1993 года Франк руководит Брюссельским джаз-оркестром и пишет для него значительную часть репертуара, с 1999-го — работает в секстете Натали Лорье, продолжая интенсивно записываться под собственным именем. В 2001 году он стал лауреатом бельгийской национальной джазовой премии Django d'Or. Этот концерт должен вести Святослав Бэлза.

Возникает вопрос: а где же Владимир Фейертаг? Ираклий Андроников от джазовой критики, его вступительное слово порой запоминается сильнее, чем сам концерт. «Ну хватит уже! — ответил Владимир Борисович на вопрос «Профиля», почему не будет его абонемента. — Почти десять лет без отдыха, требуется перерыв». Фейертаг — автор первой в СССР книги о джазе (1960), первой российской джазовой энциклопедии, главный редактор питерского журнала JazzArt. Возможно, он будет появляться в этом сезоне в качестве ведущего отдельных джазовых концертов филармонии.

Интересно послушать, что получится в программе «От барокко до джаза. Вечера органной музыки» (абонемент №54). Первый концерт состоится 28 февраля 2007 года в зале им. П.И.Чайковского. Ласло Фашанг (орган, Венгрия) и Винсент Ле Куанг (саксофон, Франция) сыграют джазовые импровизации на произведения Баха.

Собственно фортепьянный джаз представляет Гнесинский концертный зал на Поварской (абонемент №137). В феврале там будет джазовый дуэт Вячеслава и Игоря Горских, в апреле и мае будущего года сыграют Валерий Гроховский (США) и Даниил Крамер.

Гнесинский зал стал знаменит своими летними концертами «Классика для полуночников», туда регулярно ходил с супругой бывший посол США в России Александр Вершбоу. Удивительно, как он протискивался сквозь узкие двери, пропуская вперед рядовых зрителей, с единственным охранником, который почему-то не пытался прессовать народ. Воспитание, наверное, такое...

Хотя ведь и в США с джазом боролись. Об этом расскажет джазовый патриарх Алексей Семенович Козлов в Театральном зале Международного Дома музыки в цикле собственных лекций «Джаз, рок и медные трубы». 17 сентября легендарный саксофонист начинает погружение к истокам джаза (1900—1931 годы). В темах его лекций блюз, госпел, спиричуэлз, рэгтайм, буги-вуги, салонная музыка 20—30-х годов. Обещают раритетные аудио- и видеозаписи, редкие фото. Действо произойдет в сопровождении диксиленда Льва Лебедева, американского певца Хью Уинну и трио «Арс-Нова».

Недавно вышел DVD и одноименная курсу лекций книга о творческом пути Козлова и его джаз-рок-группы «Арсенал». Интересно, что один комсомольский чиновник даже после Московской олимпиады обвинил группу в фашизме. Вроде это было в Донецке. Но ведь как все это было недавно...

В статье использовано интервью Джорджа Авакяна интернет-журналу «Полный Джаз».

Джазовый абонемент сезона 2006/07 (Концертный зал им. П.И.Чайковского, Московский международный Дом музыки).Пошлая стряпня

Еще его называли «пошлая музыкальная стряпня» и «царство безнадежных стандартов». 60 лет кряду джаз подвергался гонениям. Закрывали даже вполне удобный властям попсовый джаз Утесова: чтобы играть эту музыку вообще, у нас в стране требовалось мужество, романтизм и выносливость каратиста. Трубач Эдди Рознер, возглавлявший госоркестр Белорусской ССР, и в лагерях умудрялся собирать оркестры. А вернувшись в 60-е, смелые романтики, ценящие поэтические стандарты, иначе говоря импровизацию, обнаруживались повсюду. В нашей нынче процветающей стране и не понять те, былые, степени гражданской смелости.

Вот, например, Московский кинофестиваль. В 1963 году решением ЦК КПСС фильм «Знакомьтесь, Балуев» выдвинут на главный приз. А председатель жюри Григорий Чухрай отдал его Феллини за «Восемь с половиной». Зато во время широкого показа этого фильма во Дворце спорта «Лужники» обескураженные советские люди сотнями валили из зала: именно так решения ЦК смыкались с тем, что думает население, а не отдельные смельчаки. С тех пор мало что изменилось...

Власти нутром чувствовали свою правоту в работе с массами, но и тупость свою же — в более тонких слоях. Посему во имя собственной реабилитации власти в глазах части свободно мыслящего населения джаз местами получил индульгенцию. И поныне действующий джаз-клуб «Синяя птица» упомянут еще Василием Аксеновым в «Ожоге». Были точки, где джазменов и их приятелей-стиляг не разгоняли, — ресторанные и университетские оркестры: на них оттачивали свое мастерство первые джазовые критики.

И вот однажды по прихоти деятельной женщины—министра культуры Фурцевой в Москву пригласили джаз-оркестр Бенни Гудмена. Готовился визит президента США Дуайта Эйзенхауэра в СССР, который так и не состоялся, однако культурную программу отменять не стали. Саксофонист Юрий Чугунов в своей книге «Семь кругов джаза» вспоминает, что ко второму отделению на концерт прибыл сам Никита Сергеевич Хрущев. Зал приветствовал его стоя, оркестр сыграл «Катюшу». Сыграл неважно: оркестровки не было, исполняли на слух. Играли, повернувшись лицом в сторону Хрущева. Тот, прослушав несколько вещей, удалился. Как считает Чугунов, видимо, по дороге он матерился так же, как на художественной выставке в Манеже, когда громил авангардистов... Организатору концерта, знаменитому продюсеру Джорджу Авакяну (он сделал имя Майлсу Дэвису), вручили орден Ленина. Правда, спустя 30 лет.

Реабилитация

Под занавес советской власти джаз не то чтобы окреп, но стал неинтересен молодежи, перестал быть символом интеллектуального протеста — в стране появились рок и панк. В отсутствие традиции респектабельных клубов возникла опасность джазовой деградации, тем более что быдловатая масса кооператоров и посткомсомольских нуворишей охотнее платила в кабаках за джаз «Братьев Жемчужных», чем за джаз Чарли Паркера в исполнении, скажем, квартета Виталия Головнева.

И вот тут качественную джазовую традицию поддержал бюджет нашей родины: джазовые вечера включили в систему сезонного абонемента Московской филармонии (серия из трех-четырех концертов академического уровня). Появление в храме академической музыки алтаря джаза подвело запоздалый итог отношениям власти и джаза: советская власть тихо скончалась, на ее похоронах играл джаз-банд. В 90-е годы, пока в стране возвращался интерес к серьезному джазу, а в страну возвращались музыканты играть для небольшой группы ценителей и делать какой-никакой бизнес, абонементы №13 «Джаз для всех» (ведущий Алексей Баташев) и №53 «В мире джаза» (Владимир Фейертаг) оставались почти единственной формой общения музыкантов с широкой публикой.

Сейчас в Москве проходит два-три крупных open air джазовых фестиваля в год («Джаз в саду «Эрмитаж», «Джаз в Архангельском»), в клубы приезжают десятки легендарных коллективов, многие, как ударник Билли Кобхэм, регулярно, но филармония по-прежнему остается ключевой сценой. На вечере у Владимира Фейертага академический слушатель впервые познакомился с музыкой скрипача-электронщика Феликса Лахути, другими малоизвестными ребятами, играющими в клубах современный джаз. Фейертаг познакомил московских любителей энергичного джаза с питерским секстетом Doo-Bop Sound (музыканты играют эйсид-джаз в смеси с фанком и джаз-роком). Стены концертного зала слушали вибрации трио «пришедшего из рока» Александра Костикова при участии Юрия Ярушникова, он же DJ Хобот.

Интересно меняется и состав держателей абонемента. Сначала большинство составили шестидесятники, потом подтянулись их дети, большие стайки студентов, позднее нарисовались самодовольные мещане, заглянувшие «на культурку», затем, когда джаз оброс состоятельными ценителями, абонемент привлек спонсоров. Отдельные концерты рядами скупаются корпоративными служащими разного звена, благодаря их интересу удается пригласить дорогих знаменитостей.

Однако старики выделяются в особую касту. За ними просто приятно наблюдать: могут встать и запросто уйти, если не понравится аккорд. Как в книге главное не смысл, а запах обложки, в джазе важно не что играют, а как. Джазовые дедушки и бабушки не любят, когда священные предметы их прошлого становятся дешевыми украшениями чужих бездушных коллекций. Схожий принцип заложен в их отношении к музыкальным носителям. Именно там мне объяснили, чем отличается «ваша дерьмовая электроника» от винила. В компакт-дисках джазовый дух гибнет... Держателей абонемента из разных сфер объединяет постоянство музыкальных предпочтений, они принимают умеренные эксперименты и ценят качественный звук большого зала, почти не доступный в небольших клубах. По этим критериям организаторы концертов строят программу на год.

Программа на год

Следуя известному в джазовых кругах выражению «какая свадьба без баяна, какой концерт без Гараняна», начнем с абонемента №29 «Джаз: тема с вариациями». Георгий Гаранян, возглавивший с 2002 года легендарный оркестр Олега Лундстрема, откроет свою серию концертов этой осенью в Большом зале Консерватории. Он признанный авторитет, за годы своей деятельности дирижировал оркестром Всесоюзного радио и кинематографии, был руководителем ансамбля «Мелодия», им написаны многочисленные сочинения для эстрады и музыка к десяткам фильмов.

В конце января будущего года Гаранян представит программу Dance, dance, dance... — музыка американских дансингов, на ней выступит постоянный гость оркестра американская певица Дебора Браун.

Арли Леонард, другая американка, живущая в Нью-Йорке, выступит 31 октября этого года в Концертном зале им. П.И.Чайковского на вечере «Jazz от братьев Ивановых. Мелодии симфоджаза» (абонемент №59). У Арли великолепный голос в три с лишним октавы, почти как у Эллы Фицджералд, она сочиняет собственные композиции в стиле джазового соула. Вместе с американской певицей в программе «Джаз от народных артистов» выступят Анатолий Кролл (фортепьяно) со своим квартетом, еще один легендарный пианист — Игорь Бриль, Давид Голощекин (скрипка), Дмитрий Севастьянов (ударные), сами братья Ивановы — Андрей (контрабас) и Михаил (фортепьяно).

На Рождество Ивановы пригласили другой интересный состав: Шенда Рул (вокал, США), Франк Ваганэ (саксофон, Бельгия), Сергей Мазаев, лидер «Морального кодекса» (вокал, флейта, кларнет), Аркадий Шилкопер (валторна), Борислав Струлев (виолончель, США), Стэйл Сторлеккен (клавишные, Норвегия), Томас Штренен (ударные, Норвегия). Бельгиец Франк Ваганэ известен московским любителям джаза, он выступал на нескольких клубных фестивалях (открытие клуба JazzС 1993 года Франк руководит Брюссельским джаз-оркестром и пишет для него значительную часть репертуара, с 1999-го — работает в секстете Натали Лорье, продолжая интенсивно записываться под собственным именем. В 2001 году он стал лауреатом бельгийской национальной джазовой премии Django d'Or. Этот концерт должен вести Святослав Бэлза.

Возникает вопрос: а где же Владимир Фейертаг? Ираклий Андроников от джазовой критики, его вступительное слово порой запоминается сильнее, чем сам концерт. «Ну хватит уже! — ответил Владимир Борисович на вопрос «Профиля», почему не будет его абонемента. — Почти десять лет без отдыха, требуется перерыв». Фейертаг — автор первой в СССР книги о джазе (1960), первой российской джазовой энциклопедии, главный редактор питерского журнала JazzArt. Возможно, он будет появляться в этом сезоне в качестве ведущего отдельных джазовых концертов филармонии.

Интересно послушать, что получится в программе «От барокко до джаза. Вечера органной музыки» (абонемент №54). Первый концерт состоится 28 февраля 2007 года в зале им. П.И.Чайковского. Ласло Фашанг (орган, Венгрия) и Винсент Ле Куанг (саксофон, Франция) сыграют джазовые импровизации на произведения Баха.

Собственно фортепьянный джаз представляет Гнесинский концертный зал на Поварской (абонемент №137). В феврале там будет джазовый дуэт Вячеслава и Игоря Горских, в апреле и мае будущего года сыграют Валерий Гроховский (США) и Даниил Крамер.

Гнесинский зал стал знаменит своими летними концертами «Классика для полуночников», туда регулярно ходил с супругой бывший посол США в России Александр Вершбоу. Удивительно, как он протискивался сквозь узкие двери, пропуская вперед рядовых зрителей, с единственным охранником, который почему-то не пытался прессовать народ. Воспитание, наверное, такое...

Хотя ведь и в США с джазом боролись. Об этом расскажет джазовый патриарх Алексей Семенович Козлов в Театральном зале Международного Дома музыки в цикле собственных лекций «Джаз, рок и медные трубы». 17 сентября легендарный саксофонист начинает погружение к истокам джаза (1900—1931 годы). В темах его лекций блюз, госпел, спиричуэлз, рэгтайм, буги-вуги, салонная музыка 20—30-х годов. Обещают раритетные аудио- и видеозаписи, редкие фото. Действо произойдет в сопровождении диксиленда Льва Лебедева, американского певца Хью Уинну и трио «Арс-Нова».

Недавно вышел DVD и одноименная курсу лекций книга о творческом пути Козлова и его джаз-рок-группы «Арсенал». Интересно, что один комсомольский чиновник даже после Московской олимпиады обвинил группу в фашизме. Вроде это было в Донецке. Но ведь как все это было недавно...

В статье использовано интервью Джорджа Авакяна интернет-журналу «Полный Джаз».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».