Наверх
10 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "БОЛЬШОЙ АУДИТ МАЛЫМИ СИЛАМИ"

Аудиторские фирмы второго эшелона берут за работу меньше, а работают более качественно и уводят клиентов у «большой четверки»КОГДА В НАЧАЛЕ ГОДА СОвет директоров химического концерна Hercules Inc. в Вилмингтоне (штат Делавэр) надумал сменить аудитора, предложения поступили от трех фирм из «большой четверки», среди которых была и PricewaterhouseCoopers (PWC) — аудитор, действовавший на тот момент. В том, что крупные аудиторы будут готовы побороться за Hercules Inc., ничего удивительного нет: компания это крупная, с оборотом $2 млрд., дела ведет в США, Европе и Азии.

Однако победителем по итогам тендера оказалась, на удивление, совсем другая фирма, а именно BDO Seidman из аудиторов второго эшелона: в 2004 году ее доход в США составил $365 млн. против $6 млрд. у PWC. Да и 25 000 ее сотрудников — это не то, что 112 000 у PWC. И все же BDO удалось убедить совет директоров Hercules, что решения они принимают более оперативно, а опыт работы в химической отрасли поможет отлично выполнить работу за меньшие деньги. «Создалось впечатление, что мы важны для BDO, а в кризисных ситуациях нами будет заниматься топ-менеджмент», — рассказывает неисполнительный председатель правления Hercules Джон Вулфф (John K. Wulff).

Многие годы крупные международные аудиторские фирмы — PWC, Ernst & Young, Deloitte & Touche и KPMG — практически монопольно обслуживали компании с оборотом от $1 млрд. Но все больше таких клиентов посматривают в сторону четверки аудиторов из второго эшелона. Особенно это относится к Grant Thornton, пятой по величине, с доходами за прошлый год свыше $700 млн., и номеру шесть — BDO. Многие компании, как и Hercules, меняют аудитора, стремясь или получить более качественное обслуживание, или снизить расходы — или в поисках и того и другого.

От некоторых компаний крупные аудиторы уходят сами — им нужно высвободить сотрудников на обслуживание самых крупных и прибыльных клиентов. После принятия закона Сарбэйнса—Оксли (об ужесточении требований к финотчетности и аудиту. — «Профиль») на стандартную аудиторскую проверку уходит более чем на 30% больше времени и квалифицированных аудиторов стало не хватать. И «большая четверка», отмечает редактор журнала Public Accounting Report Джонатан Хэмилтон (Jonathan Hamilton), «вынуждена отдавать клиентов, которых в другой ситуации предпочла бы сохранить».

Итог: по данным консультационно-представительской фирмы Glass, Lewis & Co., в 2004 году аудитора сменили 238 компаний с совокупным доходом свыше $100 млн. — против 115 фирм в 2003-м. И победили как раз фирмы второго эшелона. Безусловный лидер среди этих победителей — BDO. По информации Glass, Lewis & Co., в 2004 году у BDO в общей сложности появился 71 новый клиент. У номера семь (Grant Thornton, McGladrey & Pullen) и номера восемь (Crowe Group) вместе — 46.

Между тем у всех компаний «большой четверки» клиентская база ощутимо сократилась. Разумеется, не каждая компания — подходящий клиент для аудитора второго эшелона. Компаниям с широкой географией операций нужны не имеющие себе равных возможности «большой четверки» по работе в разных точках мира. «Именно поэтому мы даже и не покушаемся на General Motors»,— говорит гендиректор BDO Джек Вайсбаум (Jack Weisbaum).

Чем же выделяется BDO на фоне остальных аудиторов второго эшелона? Хотя бы тем, что фирма располагает богатейшим опытом работы в таких областях, как грузоперевозки, розничная торговля и одежда. Это позволяет ей сильнее других удерживать своих клиентов. В прошлом году BDO приобрела 109 новых клиентов и лишилась 38, а Grant Thornton — 80 и 63 соответственно.

КАЧЕСТВЕННЫЙ РОСТ

ПОКАЗАТЕЛИ роста хороши и у BDO, и у Grant Thornton. 15 августа BDO сообщила, что ее доход за финансовый год, завершившийся 30 июня, составил в США $440 млн. — на 21% больше $365 млн. предыдущего года. Прирост доходов Grant Thornton в прошлом году превысил 30% и будет близок к этому уровню в 2005-м. Гендиректор Grant Thornton Эдвард Нусбаум (Edward E. Nusbaum) заявил, что в этом году компания уже приобрела 50 новых клиентов из числа публичных компаний. Изначально одной из главных причин, по которой аудиторы второго эшелона не могли включить в число своих клиентов крупнейшие компании, были возражения аналитиков и инвестиционных банкиров. Они утверждали, что аудитор обязательно должен принадлежать «большой четверке» — это укрепит доверие инвесторов. Поэтому, как говорит Джон Вулфф, когда Hercules решился передать свой аудит BDO, менеджеры опасались, что финансовые круги подобный шаг не одобрят. Но этого не произошло. Один из тех, кто приветствовал такое развитие событий, — полный энтузиазма аналитик Deutsche Bank Дэвид Беглайтер (David Begleiter), считающий, что «это вообще-то здорово. Огромная экономия».

— Нанетт Бирнс (Nanette Byrnes), Нью-Йорк. — BusinessWeek

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK