26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Борьба за инвестора"

Архивная публикация 2002 года: "Борьба за инвестора"

В России продолжается сражение с олигархами. Но они об этом до сих пор не догадываются.Долгое время социально-экономические реформы в России осуществлялись медленно, пробуксовывали, а то и вовсе шли не туда. Политики и эксперты сетовали на неискоренимый консерватизм населения, боящегося всего нового, на отсутствие решимости и целеустремленности в действиях властей.
Но вот времена изменились, в Думе сложилось устойчивое проправительственное большинство, и парламент начал печь реформаторские законы как блины. Количество этих законов стало восприниматься прогрессивной общественностью и у нас в стране, и за рубежом как верный признак того, что в России уже совсем скоро наступит эра бурного экономического процветания. Однако события, ежедневно происходящие в нашей действительности, заставляют усомниться в правомерности подобных прогнозов или, по крайней мере, в объективности критерия, согласно которому уровень продвижения страны к высотам рыночной экономики измеряется длиной списка принятых реформ.
Примеров тому предостаточно. Одни из них малозаметны для широкой аудитории и оказываются в центре внимания лишь узкого круга специалистов. Вот крупная корпорация путем проталкивания в реформаторский закон соответствующей поправки вполне легально уводит из государственного бюджета сумму, равнозначную нескольким десяткам миллионов долларов. Другая корпорация добивается себе налоговых послаблений еще на большую сумму. А потом высокопоставленные чиновники, министры, отвечая на вопросы российских граждан о повышении зарплат и пенсий, беспомощно разводят руками, кивая на ограниченные возможности федерального бюджета -- дескать, не резиновый ведь.
А вот события, которые у всех на слуху. Реформу энергетики большинство (по крайней мере те, от кого она зависит) вроде бы одобряет. Тем не менее при ее дальнейшем продвижении постоянно возникают какие-то трудности. На уровне публичной политики они получают соответствующие разъяснения: мол, не учли пожелания одной депутатской группы, затем другой. На самом деле никак не могут договориться о том, кто же будет пожинать плоды приватизации энергетики. Таким образом, получается, что именно этот вопрос, а вовсе не формирование рынка энергии и является коренным вопросом энергетической реформы.
С аукционом по продаже госпакета акций "Славнефти", главного события прошедшей недели, тоже получилось как-то странно. Выиграл его тандем "Сибнефти" и ТНК, выложивший за покупку около $1,8 млрд., в то время как Китайская национальная нефтяная корпорация предлагала $4 млрд. Вот и верь после этого заявлениям правительства, что оно денно и нощно думает о том, как изыскать дополнительные средства для пополнения государственного бюджета. С китайцами тоже получилось как-то неловко. Вроде бы сами предлагали им инвестировать средства в российскую экономику. Они и поверили, всерьез вознамерившись принести в нашу казну $4 млрд. за "Славнефть". Однако неведомые соображения конкурсной комиссии оказались выше как чисто фискального интереса бюджета, так и долгосрочной стратегии российской внешней политики. Ведь после такого облома китайские товарищи вряд ли скоро предложат нам крупные инвестиционные проекты.
Приведенные выше истории имеют вполне определенное объяснение. Могущественные отечественные промышленно-финансовые группы достигли такой степени власти и влияния, что могут любой закон, даже самый реформаторский и самый рыночный, обратить на пользу своим собственным интересам. Эти группы уже стали государствами в государстве. При этом настоящее государство превратилось для них во что-то вроде инструмента для удовлетворения этих интересов. Есть интерес -- тогда и настоящее государство немного поддерживают и подкармливают, нет -- пусть само переходит на подножный корм вместе со своими бюджетниками и пенсионерами. И пока такой порядок вещей в стране сохранится, реформы, сколько законов ни принимай, будут приносить вкусные и сочные плоды лишь немногим. А средств на поддержание науки, культуры, здравоохранения будет постоянно не хватать, даже в годы максимально высоких мировых цен на нефть.

В России продолжается сражение с олигархами. Но они об этом до сих пор не догадываются.Долгое время социально-экономические реформы в России осуществлялись медленно, пробуксовывали, а то и вовсе шли не туда. Политики и эксперты сетовали на неискоренимый консерватизм населения, боящегося всего нового, на отсутствие решимости и целеустремленности в действиях властей.

Но вот времена изменились, в Думе сложилось устойчивое проправительственное большинство, и парламент начал печь реформаторские законы как блины. Количество этих законов стало восприниматься прогрессивной общественностью и у нас в стране, и за рубежом как верный признак того, что в России уже совсем скоро наступит эра бурного экономического процветания. Однако события, ежедневно происходящие в нашей действительности, заставляют усомниться в правомерности подобных прогнозов или, по крайней мере, в объективности критерия, согласно которому уровень продвижения страны к высотам рыночной экономики измеряется длиной списка принятых реформ.

Примеров тому предостаточно. Одни из них малозаметны для широкой аудитории и оказываются в центре внимания лишь узкого круга специалистов. Вот крупная корпорация путем проталкивания в реформаторский закон соответствующей поправки вполне легально уводит из государственного бюджета сумму, равнозначную нескольким десяткам миллионов долларов. Другая корпорация добивается себе налоговых послаблений еще на большую сумму. А потом высокопоставленные чиновники, министры, отвечая на вопросы российских граждан о повышении зарплат и пенсий, беспомощно разводят руками, кивая на ограниченные возможности федерального бюджета -- дескать, не резиновый ведь.

А вот события, которые у всех на слуху. Реформу энергетики большинство (по крайней мере те, от кого она зависит) вроде бы одобряет. Тем не менее при ее дальнейшем продвижении постоянно возникают какие-то трудности. На уровне публичной политики они получают соответствующие разъяснения: мол, не учли пожелания одной депутатской группы, затем другой. На самом деле никак не могут договориться о том, кто же будет пожинать плоды приватизации энергетики. Таким образом, получается, что именно этот вопрос, а вовсе не формирование рынка энергии и является коренным вопросом энергетической реформы.

С аукционом по продаже госпакета акций "Славнефти", главного события прошедшей недели, тоже получилось как-то странно. Выиграл его тандем "Сибнефти" и ТНК, выложивший за покупку около $1,8 млрд., в то время как Китайская национальная нефтяная корпорация предлагала $4 млрд. Вот и верь после этого заявлениям правительства, что оно денно и нощно думает о том, как изыскать дополнительные средства для пополнения государственного бюджета. С китайцами тоже получилось как-то неловко. Вроде бы сами предлагали им инвестировать средства в российскую экономику. Они и поверили, всерьез вознамерившись принести в нашу казну $4 млрд. за "Славнефть". Однако неведомые соображения конкурсной комиссии оказались выше как чисто фискального интереса бюджета, так и долгосрочной стратегии российской внешней политики. Ведь после такого облома китайские товарищи вряд ли скоро предложат нам крупные инвестиционные проекты.

Приведенные выше истории имеют вполне определенное объяснение. Могущественные отечественные промышленно-финансовые группы достигли такой степени власти и влияния, что могут любой закон, даже самый реформаторский и самый рыночный, обратить на пользу своим собственным интересам. Эти группы уже стали государствами в государстве. При этом настоящее государство превратилось для них во что-то вроде инструмента для удовлетворения этих интересов. Есть интерес -- тогда и настоящее государство немного поддерживают и подкармливают, нет -- пусть само переходит на подножный корм вместе со своими бюджетниками и пенсионерами. И пока такой порядок вещей в стране сохранится, реформы, сколько законов ни принимай, будут приносить вкусные и сочные плоды лишь немногим. А средств на поддержание науки, культуры, здравоохранения будет постоянно не хватать, даже в годы максимально высоких мировых цен на нефть.

АНДРЕЙ РЯБОВ, член научного совета центра Карнеги

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».