26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1998 года: "Чернобыли бывают разные -- ядерные и бациллообразные"

Архивная публикация 1998 года: "Чернобыли бывают разные -- ядерные и бациллообразные"

Бывший первый заместитель руководителя советской программы биологического оружия доктор наук полковник Кенаджан Алибеков, еще в перестройку сбежавший на Запад, раскрыл в интервью Newтайну свердловской катастрофы 1979 года. Тогда в апреле в одном из районов нынешнего Екатеринбурга было, по сути, испытано оружие, способное убивать целые поколения через генную систему. И только сейчас журналистам "П.-Р." стали известны некоторые подробности этой не столь уж давней истории.Итак, теплым апрельским днем в одной из лабораторий секретного НИИ бактериологического оружия в Свердловске произошел инфекционный выброс, в результате чего погибли сотни людей. И гибнут до сих пор. Тогда даже 1-й секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Ельцин, по его словам, не знал о причинах трагедии. Военные до сих пор скрывают правду о случившемся.
О масштабах катастрофы свидетельствует то, что одним из первых президентских указов Бориса Ельцина стал указ о помощи жертвам той катастрофы.
И пришел мор

"Почему тогда бабы не мрут?" -- поинтересовались рабочие свердловского керамического завода, расположенного в Чкаловском районе города, слушая путаные объяснения медиков. Те пытались их уверить, что мор среди заводского люда начался из-за употребления в пищу зараженного мяса с местных рынков. Крыть этот простой довод врачам было нечем.
Умирали не только на керамическом заводе. Через несколько дней, когда счет умерших в Чкаловском районе города уже шел на десятки, город охватила настоящая паника. Хотя местное руководство скрывало информацию от населения и делало вид, что ничего не произошло, все знали, что в Чкаловском районе Свердловска, где находятся крупные заводы, НИИ, воинские части, вспыхнула эпидемия. Тогда думали, что сибирской язвы. Только вот косила она исключительно мужчин в возрасте от 20 до 55 лет, зато щадила женщин, детей и подростков, что вообще-то сибирской язве не свойственно. И это поставило под сомнение официальную версию, согласно которой причиной смертей оказалось зараженное мясо.
Все больницы в районе были переполнены. В первые дни апреля в палатах умершие лежали рядом с живыми. Случалось, что пациенты умирали в коридорах поликлиник и заводских медпунктов, так и не попав к врачу. Медики оказались бессильны что-либо сделать, они не могли даже поставить диагноз. Больные буквально сгорали, порой за несколько дней, а иногда и часов. На теле появлялись трупные пятна, начиналась рвота с кровью -- и конец. Повторим: вымирали исключительно дееспособные мужчины. Кстати, по всем канонам биологической войны.
Главный врач 24-й горбольницы Маргарита Ильенко, принявшая первых пострадавших, много позже рассказывала, что вскрытие не помогало уточнить диагноз и врачи в историях болезни причиной смерти называли то пневмонию, то отравление. Потом стали кодировать заболевание: "сепсис 002".
Скоро из Москвы пришло распоряжение, запретившее производить вскрытия. Родственникам просто отдавали умерших, а во время похорон траурные процессии сопровождала милиция.
Избирательная смерть

По городу пошел новый слух: будто после погребения какие-то люди тайно выкапывают трупы, свозят в общую могилу и заливают кислотой.
По домам умерших и больницам ходили сотрудники КГБ и изымали все медицинские документы погибших. Говорили, что для проверки. Больше тех бумаг никто не видел. Кагэбэшники под расписку запрещали врачам и родственникам разглашать какую-либо информацию о смерти людей.
От живущих и работающих в Чкаловском районе шарахались как от чумных. На автобусы, связывающие Чкаловский с другими районами города, предпочитали не садиться.
Один из авторов этих строк жил в те годы в Свердловске. Запомнился случай, как в дом к друзьям пришла знакомая, живущая на Вторчермете (обиходное название Чкаловского района). Да к тому же с собакой. Гостью вынудили немедленно уйти.
Что до реакции властей, то они были в полной растерянности. В том числе и 1-й секретарь обкома КПСС Борис Ельцин. Никто не объяснил населению, что произошло. Даже после того, как о трагедии во всех подробностях рассказали зарубежные радиостанции. Впрочем, в Свердловске тогда, как везде в СССР, на полную мощь работали глушилки, создавая помехи "Свободе" и другим заокеанским "голосам".
Но и без них свердловчане узнали, откуда пришла зараза. Все, от таксистов до торговок на базарах, судачили о 19-м военном городке, расположенном в Чкаловском районе. Говорили, что там в подземном исследовательском институте испытывают бактерии. В роли подопытных выступают обезьяны и даже люди -- заключенные, благо, тюрьма рядом. Как сейчас выясняется, все это было недалеко от истины.
19-й военный городок -- это целый город, окруженный несколькими кольцами высоченного бетонного забора с рядами колючей проволоки. Вооруженная охрана с собаками. Пропускной режим. Военнослужащим запрещалось выходить за территорию объекта в военной форме. В городке была своя социальная инфраструктура -- магазины, школа, детские сады, дом культуры.
Внимание: бакоружие избирательного действия -- это когда в силу особенностей иммунной системы и генной структуры гибнут именно боеспособные мужчины. Женщин и детей такое оружие не касается. Как раз то, что наблюдалось в Свердловске
Зеков и солдат -- на борьбу с бациллой

Власти стали принимать меры только после того, как в Свердловск съехались столичные комиссии, возглавляемые начальником управления Минобороны генерал-полковником Смирновым и главным санитарным врачом СССР академиком Бургасовым. Вскоре Леониду Брежневу было доложено, что эпидемия под контролем.
По решению консилиума с участием столичных светил в Чкаловском районе начали мыть дезинфицирующей жидкостью крыши и стены домов, тротуары и мостовые. Голую землю закатывали новым асфальтом. Всем этим занимались заключенные и солдаты соседних воинских частей. Всем жителям района и работающим на его предприятиях стали делать прививки. Внимание: прививки против сибирской язвы -- каждому по три укола. К концу апреля было привито около 60 тысяч человек.
Никто тогда не мог предположить, чем обернется эта массовая вакцинация не тем, чем надо. А она привела к страшным патологиям не только у тех, кого прививали, но и у их детей. Многие стали инвалидами, умерли от болезней костно-мышечной и лимфатической систем, от сосудистых недугов. До сих пор неизвестно, в чем тут причина. Возможно, применили некачественную вакцину, возможно, вакцинация дала такой эффект на фоне поражения людей неизвестным бакоружием.
Кстати, позднее выяснилось, что жителям и сотрудникам 19-го городка тоже кололи вакцину, но совсем другую -- настоящую. Среди них практически нет погибших от "сибирской язвы". Многие гражданские медики Свердловска убеждены (об этом говорила автору и упомянутая главврач 24-й горбольницы Маргарита Ильенко), что военные не дали населению нужную вакцину, чтобы никто не мог обнаружить подлинную причину и настоящих виновников трагедии.
Подальше к... столице

Президент российского союза "За химическую безопасность" Лев Федоров убежден, что в результате той биологической катастрофы умерли десятки тысяч человек. Это жители города, заключенные, которых использовали на противоэпидемиологических работах, военнослужащие Симферопольской дивизии, дислоцированной совсем рядом с 19-м городком. Специалисты упомянутого союза, занимающиеся изучением причин и последствий трагедии, пришли к выводу, что в 1979 году в Свердловске была не случайная утечка в атмосферу зараженных бактерий, а разгерметизация или взрыв одного из кассетных боеприпасов, которые готовились к отправке на базы хранения.
Вот какие доводы приводит сторонник этой версии эксперт союза "За химическую безопасность" Сергей Волков:
"В период эпидемии в районе аварии действовало как минимум два поражающих фактора. Палочка сибирской язвы была лишь микробиологическим фоном, на котором разворачивались события. Ее летучий штамм и давал инфекционистам картину, известную под названием "Шапка Мономаха",-- почернение тканей головного мозга и легких от лопнувших кровеносных сосудов. Другая картина отражала действие на человека биологических агентов вирусной природы, каким, например, являются вирусы Марбурга или Эбола".
Повышенная смертность в Свердловске наблюдалась все лето 1979 года, а Чкаловский район до сих пор выделяется в городе повышенными заболеваемостью и смертностью.
Через год после биологической катастрофы свердловский партийный руководитель Борис Ельцин обратился в правительство с категорическим требованием о переносе секретного НИИ подальше от Свердловска. Тогда в Кремле его требование проигнорировали. И только в 1990 году, когда Михаил Горбачев остановил программу создания биологического оружия, в 19-м военном городке начался демонтаж оборудования и вывоз его вместе со специалистами в Казахстан, на Степногорский завод биологического оружия. А также в подмосковный Подольск, где находится объект, аналогичный свердловскому,-- Институт прикладной микробиологии. Чем занимаются сегодня работающие в нем военные микробиологи, какова судьба накопленного в огромных количествах смертоносного оружия -- большая военная и государственная тайна. Между прочим, еще в 1972 году СССР присоединился к международной Конвенции по запрещению разработки и испытания бакоружия, которую ратифицировало 112 стран.
Рассказывают, что 19-й военный городок в Свердловске сегодня перепрофилирован на производство антибиотиков. Однако режим секретности там остался столь же строгим, как и в прежние годы. Чтобы попасть на его территорию, требуется личное разрешение начальника Генерального штаба.

Бывший первый заместитель руководителя советской программы биологического оружия доктор наук полковник Кенаджан Алибеков, еще в перестройку сбежавший на Запад, раскрыл в интервью Newтайну свердловской катастрофы 1979 года. Тогда в апреле в одном из районов нынешнего Екатеринбурга было, по сути, испытано оружие, способное убивать целые поколения через генную систему. И только сейчас журналистам "П.-Р." стали известны некоторые подробности этой не столь уж давней истории.Итак, теплым апрельским днем в одной из лабораторий секретного НИИ бактериологического оружия в Свердловске произошел инфекционный выброс, в результате чего погибли сотни людей. И гибнут до сих пор. Тогда даже 1-й секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Ельцин, по его словам, не знал о причинах трагедии. Военные до сих пор скрывают правду о случившемся.

О масштабах катастрофы свидетельствует то, что одним из первых президентских указов Бориса Ельцина стал указ о помощи жертвам той катастрофы.

И пришел мор


"Почему тогда бабы не мрут?" -- поинтересовались рабочие свердловского керамического завода, расположенного в Чкаловском районе города, слушая путаные объяснения медиков. Те пытались их уверить, что мор среди заводского люда начался из-за употребления в пищу зараженного мяса с местных рынков. Крыть этот простой довод врачам было нечем.

Умирали не только на керамическом заводе. Через несколько дней, когда счет умерших в Чкаловском районе города уже шел на десятки, город охватила настоящая паника. Хотя местное руководство скрывало информацию от населения и делало вид, что ничего не произошло, все знали, что в Чкаловском районе Свердловска, где находятся крупные заводы, НИИ, воинские части, вспыхнула эпидемия. Тогда думали, что сибирской язвы. Только вот косила она исключительно мужчин в возрасте от 20 до 55 лет, зато щадила женщин, детей и подростков, что вообще-то сибирской язве не свойственно. И это поставило под сомнение официальную версию, согласно которой причиной смертей оказалось зараженное мясо.

Все больницы в районе были переполнены. В первые дни апреля в палатах умершие лежали рядом с живыми. Случалось, что пациенты умирали в коридорах поликлиник и заводских медпунктов, так и не попав к врачу. Медики оказались бессильны что-либо сделать, они не могли даже поставить диагноз. Больные буквально сгорали, порой за несколько дней, а иногда и часов. На теле появлялись трупные пятна, начиналась рвота с кровью -- и конец. Повторим: вымирали исключительно дееспособные мужчины. Кстати, по всем канонам биологической войны.

Главный врач 24-й горбольницы Маргарита Ильенко, принявшая первых пострадавших, много позже рассказывала, что вскрытие не помогало уточнить диагноз и врачи в историях болезни причиной смерти называли то пневмонию, то отравление. Потом стали кодировать заболевание: "сепсис 002".

Скоро из Москвы пришло распоряжение, запретившее производить вскрытия. Родственникам просто отдавали умерших, а во время похорон траурные процессии сопровождала милиция.

Избирательная смерть


По городу пошел новый слух: будто после погребения какие-то люди тайно выкапывают трупы, свозят в общую могилу и заливают кислотой.

По домам умерших и больницам ходили сотрудники КГБ и изымали все медицинские документы погибших. Говорили, что для проверки. Больше тех бумаг никто не видел. Кагэбэшники под расписку запрещали врачам и родственникам разглашать какую-либо информацию о смерти людей.

От живущих и работающих в Чкаловском районе шарахались как от чумных. На автобусы, связывающие Чкаловский с другими районами города, предпочитали не садиться.

Один из авторов этих строк жил в те годы в Свердловске. Запомнился случай, как в дом к друзьям пришла знакомая, живущая на Вторчермете (обиходное название Чкаловского района). Да к тому же с собакой. Гостью вынудили немедленно уйти.

Что до реакции властей, то они были в полной растерянности. В том числе и 1-й секретарь обкома КПСС Борис Ельцин. Никто не объяснил населению, что произошло. Даже после того, как о трагедии во всех подробностях рассказали зарубежные радиостанции. Впрочем, в Свердловске тогда, как везде в СССР, на полную мощь работали глушилки, создавая помехи "Свободе" и другим заокеанским "голосам".

Но и без них свердловчане узнали, откуда пришла зараза. Все, от таксистов до торговок на базарах, судачили о 19-м военном городке, расположенном в Чкаловском районе. Говорили, что там в подземном исследовательском институте испытывают бактерии. В роли подопытных выступают обезьяны и даже люди -- заключенные, благо, тюрьма рядом. Как сейчас выясняется, все это было недалеко от истины.

19-й военный городок -- это целый город, окруженный несколькими кольцами высоченного бетонного забора с рядами колючей проволоки. Вооруженная охрана с собаками. Пропускной режим. Военнослужащим запрещалось выходить за территорию объекта в военной форме. В городке была своя социальная инфраструктура -- магазины, школа, детские сады, дом культуры.

Внимание: бакоружие избирательного действия -- это когда в силу особенностей иммунной системы и генной структуры гибнут именно боеспособные мужчины. Женщин и детей такое оружие не касается. Как раз то, что наблюдалось в Свердловске

Зеков и солдат -- на борьбу с бациллой


Власти стали принимать меры только после того, как в Свердловск съехались столичные комиссии, возглавляемые начальником управления Минобороны генерал-полковником Смирновым и главным санитарным врачом СССР академиком Бургасовым. Вскоре Леониду Брежневу было доложено, что эпидемия под контролем.

По решению консилиума с участием столичных светил в Чкаловском районе начали мыть дезинфицирующей жидкостью крыши и стены домов, тротуары и мостовые. Голую землю закатывали новым асфальтом. Всем этим занимались заключенные и солдаты соседних воинских частей. Всем жителям района и работающим на его предприятиях стали делать прививки. Внимание: прививки против сибирской язвы -- каждому по три укола. К концу апреля было привито около 60 тысяч человек.

Никто тогда не мог предположить, чем обернется эта массовая вакцинация не тем, чем надо. А она привела к страшным патологиям не только у тех, кого прививали, но и у их детей. Многие стали инвалидами, умерли от болезней костно-мышечной и лимфатической систем, от сосудистых недугов. До сих пор неизвестно, в чем тут причина. Возможно, применили некачественную вакцину, возможно, вакцинация дала такой эффект на фоне поражения людей неизвестным бакоружием.

Кстати, позднее выяснилось, что жителям и сотрудникам 19-го городка тоже кололи вакцину, но совсем другую -- настоящую. Среди них практически нет погибших от "сибирской язвы". Многие гражданские медики Свердловска убеждены (об этом говорила автору и упомянутая главврач 24-й горбольницы Маргарита Ильенко), что военные не дали населению нужную вакцину, чтобы никто не мог обнаружить подлинную причину и настоящих виновников трагедии.

Подальше к... столице


Президент российского союза "За химическую безопасность" Лев Федоров убежден, что в результате той биологической катастрофы умерли десятки тысяч человек. Это жители города, заключенные, которых использовали на противоэпидемиологических работах, военнослужащие Симферопольской дивизии, дислоцированной совсем рядом с 19-м городком. Специалисты упомянутого союза, занимающиеся изучением причин и последствий трагедии, пришли к выводу, что в 1979 году в Свердловске была не случайная утечка в атмосферу зараженных бактерий, а разгерметизация или взрыв одного из кассетных боеприпасов, которые готовились к отправке на базы хранения.

Вот какие доводы приводит сторонник этой версии эксперт союза "За химическую безопасность" Сергей Волков:

"В период эпидемии в районе аварии действовало как минимум два поражающих фактора. Палочка сибирской язвы была лишь микробиологическим фоном, на котором разворачивались события. Ее летучий штамм и давал инфекционистам картину, известную под названием "Шапка Мономаха",-- почернение тканей головного мозга и легких от лопнувших кровеносных сосудов. Другая картина отражала действие на человека биологических агентов вирусной природы, каким, например, являются вирусы Марбурга или Эбола".

Повышенная смертность в Свердловске наблюдалась все лето 1979 года, а Чкаловский район до сих пор выделяется в городе повышенными заболеваемостью и смертностью.

Через год после биологической катастрофы свердловский партийный руководитель Борис Ельцин обратился в правительство с категорическим требованием о переносе секретного НИИ подальше от Свердловска. Тогда в Кремле его требование проигнорировали. И только в 1990 году, когда Михаил Горбачев остановил программу создания биологического оружия, в 19-м военном городке начался демонтаж оборудования и вывоз его вместе со специалистами в Казахстан, на Степногорский завод биологического оружия. А также в подмосковный Подольск, где находится объект, аналогичный свердловскому,-- Институт прикладной микробиологии. Чем занимаются сегодня работающие в нем военные микробиологи, какова судьба накопленного в огромных количествах смертоносного оружия -- большая военная и государственная тайна. Между прочим, еще в 1972 году СССР присоединился к международной Конвенции по запрещению разработки и испытания бакоружия, которую ратифицировало 112 стран.

Рассказывают, что 19-й военный городок в Свердловске сегодня перепрофилирован на производство антибиотиков. Однако режим секретности там остался столь же строгим, как и в прежние годы. Чтобы попасть на его территорию, требуется личное разрешение начальника Генерального штаба.

ВЛАДИМИР КОСАРЕВ, ВИКТОР КЛОЧКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».