Наверх
26 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: ""Динамит необходим!""

Президент Дмитрий Медведев произвел настоящую сенсацию, предложив расширить административные границы Москвы и разгрузить столицу от государственных учреждений

Создание столичного федерального округа "Большая Москва" может привести к новой административной реформе и изменениям в Конституции. Президент Дмитрий Медведев произвел настоящую сенсацию, предложив расширить административные границы Москвы и разгрузить столицу от государственных учреждений. За МКАД уже в ближайшие годы могут переехать целые министерства и ведомства, а также и парламентский центр. Архитекторы и чиновники уже склонились над картами Москвы и области, выискивая наиболее удобное место для чиновного города-спутника. Член Общественной палаты РФ, завотделом дизайна НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ в деталях рассказал "Профилю", как будет выглядеть столичный федеральный округ и куда переедут чиновники из центра Москвы.

- Дмитрий Медведев неожиданно для многих вернулся к идее расширения Москвы. Как эта идея может быть реализована?

- Славу богу, об объединении Москвы и Московской области речь больше не идет, потому что большего абсурда придумать было невозможно. Управлять такой гигантской территорией, где проживают 18-19 млн человек, и периферией, которая не имеет ничего общего с центром, было бы просто невозможно. И хотя идея Дмитрия Медведева здравая, до того как она станет проектом, над ней нужно работать минимум два года, притом серьезной экспертной группе. Нельзя забывать и о серьезной работе с местным населением и с властями всех присоединяемых к Москве территорий. Давайте не будем забывать: на формирование ванкуверской или монреальской конгломераций ушло пять лет.

©

- То есть создание московской конгломерации - дело довольно отдаленного будущего?

- С Москвой и Московской областью все гораздо сложнее. Существует четыре круга проблем. Первый из них - финансовый. Жители Балашихи, Химок, Одинцовского района и так далее уже давно ездят в Москву ежедневно. Но только в отношении тех, кто считается москвичом по прописке, действует целый ряд льгот и социальных пособий. Вопрос цены распространения этих льгот еще на несколько миллионов человек пока не обсуждается, хотя цена немаленькая. Еще один острый вопрос - это вопрос выпадающей прибыли. С постсоветского времени весь поток импорта идет через Москву и складские территории в рамках "Большой Москвы". Но это безумие. Никто в мире такого себе позволить не может. И пока это будет так, расширение МКАД ничего не даст. Этот поток надо увести к югу Тверской области и к северу Калужской, лишив большой доли прибыли столичный узел. Только так удастся вернуть МКАД функции скоростной объездной дороги.

Второй круг проблем - экологический. Долгие годы вокруг Москвы удерживалось сохраняемое по примеру Лондона зеленое защитное кольцо. Дачное, прогулочное, сельское - хорошее плотное кольцо зеленых насаждений. Но в постсоветское время, начиная с середины 1990-х, его уничтожала алчность подмосковных властей. Хотя бы частичное восстановление и сохранение этого зеленого кольца требует гигантской работы, потому что землей на месте бывших лесов и парков сейчас владеют тысячи и десятки тысяч собственников. Как произвести необходимое отчуждение и зонирование территорий, на которых нельзя строить выше или плотнее нормы, как это сделать в правовом, техническом и финансовом отношении - большой вопрос.

©

- Тут потребуется, видимо, законодательная работа….

- Да, и это третий круг проблем. Наше унитарное право абсолютно не подходит для этой уникальной ситуации. Для создания такой крупной агломерации нужно менять и закон об основах местного самоуправления, и Градостроительный кодекс, и ряд других законов. Кроме того, нельзя забывать, что уже осенью вступает в силу закон об открытом небе для малой авиации. И уже есть очень хорошо продуманные и просчитанные проекты формирования флота относительно недорогих летающих автомобилей, не требующих аэродромов и работающих на дизельном топливе. И уже есть программа автоматической диспетчеризации в 3D-режиме. Использование малой авиации станет неотвратимым уже через 5-7 лет. И это коренным образом изменит ситуацию, ведь недорогие самолеты позволят москвичам селиться в радиусе 40-50 км от нынешних границ Москвы.

Да уже сейчас множество москвичей выехали за Апрелевку. И во что тогда превратятся отдаленные города и районы Московской области? В ободок периферии, где между Ногинском и Коломной нет никакой связи. И тогда самым разумным было бы демонтировать Московскую область вовсе, разобрав ее обруч по соседним восьми регионам. Притом каждый из этих регионов будет усилен дополнительным стотысячным городом, то есть какой-никакой наукой и производством. И никакой трагедии в том, чтобы поменять границы регионов, нет. Но это совершенно новая ситуация, не предусмотренная Конституцией, в которой говорится о слиянии, но не о разъединении регионов. Там нет идеи демонтажа.

- Но пока речь идет только о присоединении к Москве Люберецких полей аэрации…

- Я очень боюсь, что идея Медведева превратится в то, что к Москве просто прирежут кусок земли и кончится все уплотненной застройкой территории, не самой удачной с точки зрения экологии. Никакого отношения такого рода прирезка территорий к идее создания федерального округа не имеет, но я допускаю, что, устрашившись трудностей, чиновники спустят процесс на тормозах. Хотя проблему все равно надо решать.

- А какие районы еще могут быть прирезаны к Москве?

- Не знаю. Область отдает столице то, чего не жалко. Договориться о передаче Москве Одинцовского района будет крайне сложно. А учитывая, что для принятия любого территориального решения нужно согласие законодательных собраний двух регионов, ликвидация Московской области как субъекта Российской Федерации просто необходима.

- Дмитрий Медведев предложил не просто расширить границы Москвы, но вынести за пределы МКАД целый ряд государственных органов. Ку-да, на ваш взгляд, они могли бы переехать?

- Эта идея вполне рациональна. Центру Москвы действительно необходима разгрузка, потому что сотни тысяч человек ежедневно устремляются в центр столицы и обратно. Но создать такой государственный центр далеко от аэропортов невозможно. У нас есть всего три аэропорта. Но каждый такой вариант должен быть честно просчитан. Пока никто никакой серьезной аналитической работы не провел.

- А перенос министерств, ведомств, парламентского или финансового центров не приведет к тому, что пробки из центра Москвы переместятся, например, на Ленинградку, по которой тысячи людей ежедневно будут добираться на работу?

- Нужно создать транспортную инфраструктуру, соединяющую Москву с ее новыми окраинами. Но для этого потребуется не только серьезное территориальное планирование, но и административная реформа. Сегодня все министерства крайне раздуты. Они выполняют не всегда свойственные им функции. Так, например, Министерство регионального развития занимается региональным развитием только на 3%. А все остальные сотрудники занимаются вопросами ЖКХ, этнокультурной политикой и т. д. Абсурдна и сама структура правительства. Она продолжает советскую традицию - каждому предмету свое начальство. Да и Белому дому уже нечего делать в центре Москвы. Тем более в таком масштабе. Госдумы и Совета Федерации в том виде, в котором они есть, вообще может не быть. Все депутаты могут спокойно голосовать из дома, а сенаторы - из регионов. Да и для работы в комитетах депутаты и сенаторы могут собираться в каких-то удобных местах. Но тогда нужно менять регламент и функции этих заксобраний.

- А как могут быть использованы здания Госдумы, Белого дома и различных министерств, не квартиры же в них появятся?

- То, как устроена сегодня Госдума или Белый дом, - это нормальная коридорная система. Коридор и небольшие комнатки - это обычный центр малого бизнеса. Конечно, содержать такое здание только за счет малого бизнеса слишком дорого, но всегда найдется, чем их занять.

- А что изменится с присвоением Москве статуса федерального округа, кроме появления нового полпредства в столице?

- Меняется все. Округом будет руководить полномочный представитель президента, а не мэр. Я вполне допускаю, что в "Большой Москве" будут существовать 150 или даже 200 мэров. Но я думаю, что ни Собянин, ни многие сегодняшние политики вряд ли доживут до этого, потому что эта работа растянется на поколения. Сегодня же муниципалитеты не имеют никаких полномочий. Если будет сформирован округ, то территориальными единицами будут муниципальные районы, которых будет не 125, а 200 или 170.

- Но ведь в Москве уже действует система префектур и управ, что будет с ними?

- Один из вариантов таков: количество префектур умножается, но все денежные потоки идут через главу округа и независимое казначейство, чей глава избирается отдельно. Тогда будут приниматься взвешенные решения, как тратить деньги и на что их выдавать. Кроме того, с появлением федерального округа власти придется наконец-то задуматься о системе второго рельсового транспорта, что когда-то было реализовано в Большом Париже, где упор был сделан не на развитие метро, а на пригородные электрички. Нам также нужны экспресс-линии пригородных поездов, потому что сейчас добираться из одного конца города в другой нужно больше часа, не считая пересадочных узлов. Совершенно очевидно, что нужна другая система, не зависимая от метрополитена, но соотнесенная с ним.

- А в условиях нынешней плотной застройки Москвы и области насколько это возможно?

- Возможно, но динамит необходим. Многое из построенного придется убрать, потому что с такой плотностью застройки жить нельзя. Притом на снос придется идти не только в Москве, но и в Подмосковье, где также ведется уплотнительная застройка и происходит то же налипание на существующие коммуникации.

- А как сделать так, чтобы новый столичный федеральный округ не повторил ошибки Парижа и его окраины не превратились в анклавы, где будут жить китайцы или таджики?

- Не знаю такого способа.

{PAGE}

ДОСЬЕ

Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ родился в 1940 году в Москве. В 1963 году окончил Московский архитектурный институт. С 1963-го по 1965 год занимался проектированием железнодорожных и аэропочтамтов. В 1986 году вступил в Союз архитекторов СССР и через месяц был избран его секретарем. В 1987 году был председателем оргкомитета общества "Мемориал". С 1988-го по 1990 год - ответственный секретарь фонда "Культурная инициатива". С 1991 года и по настоящее время - профессор Московского архитектурного института. В 1991 году организовал ООО "Академия городской среды", выполнившее ряд программ развития микрорайонов Москвы. В 1994-м и 1997 годах - участник международной экспертной группы по анализу кризиса муниципального хозяйства Вашингтона. Действительный член Международной академии архитектуры и Зальцбургского семинара планировщиков городов. Президент межрегионального общественного фонда "Институт города". Член Общественной палаты РФ.

ТРИ УЧАСТКА

По данным СМИ, правительство Мос-ковской области уже приступило к подбору территорий для строительства федерального административного центра. Сре-ди предложений чиновников - земельный участок между Звенигородом и Истрой (32 км от МКАД), район "Рублево-Архан-гельское" около Ново-рижской трассы (3 км от МКАД) и район Домо-дедово (центр района - 30 км от МКАД). Первый участок закреплен за Министерством обороны. Второй, площадью 430 га, планировалось застроить сперва социальным, а затем элитным жильем, но он так и остался свободным. Сейчас этот проект на 60% принадлежит Сбербанку. А территория вблизи аэропорта "Домодедово" уже активно застраивается малоэтажными и частными домами. Этот участок принадлежит структурам, связанным с девелоперской компанией Coalco бизнесмена Василия Анисимова.

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
26.10.2021