Наверх
21 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Длинными очередями"

Россиянам, стоящим ныне в очереди на бесплатное получение жилья, нужно обзавестись завидным терпением — квартир они дождутся не раньше, чем лет через 20. Отрадно, однако, то, что число не обладающих таким терпением наших сограждан все время растет — на их долю сейчас приходится уже две трети всего жилищного строительства в стране.Российские строители в 2002 году введут в строй около 32 млн. кв. м жилья, что на 2,6—3% больше, чем в 2001 году, когда было построено 31,1 млн. кв. м. Только за 8 месяцев этого года объем жилищного строительства возрос на 16,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 14,8 млн. кв. м. Такие данные предоставил Госстрой РФ.
Как заявил председатель Госстроя Анвар Шамузафаров, рост объемов жилищного строительства вызван, в первую очередь, притоком капитала в отрасль. По его словам, инвестиции в строительный комплекс в 2001 году составили $50,5 млрд., а за нынешний год увеличатся еще на 5—10%.
Однако жилья все же возводится недостаточно: год от года увеличивается число подлежащих сносу ветхих и аварийных домов. По данным Госкомстата, ветхий фонд в 1995 году составлял 37,7 млн. кв. м, а в начале нынешнего года — уже около 90 млн. кв. м (то есть примерно 3% от всего жилого фонда РФ, который на конец 2001 года составлял 2,809 млрд. кв. м).
Принятая в 2000 году программа «Жилище» поставила задачу сократить время ожидания в очереди до 5—7 лет. Однако при нынешних темпах строительства это вряд ли возможно. Для того чтобы сократить срок ожидания квартиры, российским строителям нужно ежегодно удовлетворять потребности не 250—260 тыс. семей, стоящих на учете, а хотя бы 500 тыс.
Объясняется столь незавидное положение в сфере муниципального строительства просто: у городских властей не хватает средств на строительство бесплатного жилья. Даже в столице, где на удовлетворение нужд очередников ежегодно пускается каждый десятый из возводимых в городе жилых «метров», средний срок ожидания в очереди составляет 20 лет.
Положение с вводом жилья было бы еще более удручающим, если бы не «самодеятельность» россиян: за счет собственных и заемных средств они оплатили возведение свыше двух третей всей жилплощади в прошлом году.

Состояние жилого фонда в регионах России

ГородПлощадь жилья, приходящаяся в среднем на одного жителя (кв. м)Доля ветхого жилого фонда с износом более 60% (%)Средняя стоимость 1 кв. м (первичная продажа)
Тверь12,547300—350
Тула21,52,25300—350
Курск15,513175
Липецк18,97190
Тамбов18,923130
Саратов20,646220
Барнаул18,72,1320
Томск13,811,9250—375
Владивосток6-720600—700
Хабаровск8,040500—600
Санкт-Петербург13,01700—800
Калининградская обл.18,330300—320
Новосибирск18,430375—900
Самара15,718,2285—840
Тюмень21,02,8480
Курган15,7200
Екатеринбург19,21,3465
Ростов19,47,3200

Прочерк — нет данных.

Общий объем строительства жилья в России (млн. кв. м)*

1996 34,3
1997 32,7
1998 30,7
1999 32,0
2000 30,3
2001 31,7

* По данным Госкомстата РФ.

Грузооборот транспорта России в январе—августе 2002 года составил 2,58 трлн. тонно-километров, что на 5,1% больше, чем за аналогичный период 2001 года. Такие данные приводит Госкомстат РФ.
Наилучшие показатели за указанный период у железнодорожников (плюс 3,4% к соответствующим показателям за аналогичный период прошлого года) и авиаторов (плюс 5,8%).
Объяснение победных показателей железнодорожников традиционно для последнего времени — это рост производства в стране. Так, за 8 месяцев текущего года по сравнению с прошлым годом увеличились перевозки кокса на 13,7%, нефти и нефтепродуктов — на 10,7%, химических и минеральных удобрений — на 4,4%, строительных грузов — на 5,5%, цемента — на 11,5%, лесных грузов — на 3,7%, импортных грузов — на 7,6%.
Что же касается увеличения авиаперевозок грузов, то оно вызвано ростом импорта дорогостоящего и сложного оборудования, требующего особых условий перевозки.
Хуже дела обстоят у автомобилистов (рост по отношению к январю—августу 2001 года — всего 0,1%). Из-за несоответствия российского грузового автопарка жестким требованиям Евросоюза по экологичности транспорта доля наших машин при перевозках наших же экспортных грузов постепенно сокращается.
С 1 октября 2001 года в Европе вступили в действие экологические нормы «Евро-3», ужесточающие ограничения по шуму и составу выхлопных газов. При этом около 60% российского автопарка, занятого на международных перевозках, еле дотягивает даже до минимальных экологических норм «Евро-1», только 15% соответствует «Евро-2», а требованиям «Евро-3» соответствует только 1% автомашин отечественного парка.
По данным за 2001 год, отечественный рынок автомобильных перевозок оценивался в $3 млрд., из которых на долю российских компаний пришлась лишь треть.
Особое место занимает водный транспорт. Грузооборот морского транспорта с начала года вырос на 2,2%, а внутреннего — снизился на 1,8% по сравнению с январем—августом 2001 года.

Грузооборот России по всем видам транспорта (млрд. тонно-километров)*

19963370,1
19973255,5
19983147,0
19993315,3
20003479,5
20013736,0

* По данным Госкомстата РФ.

* По данным Госкомстата РФ.

Грузооборот на железнодорожном транспорте России (млрд. тонно-километров)*

19921967
19931608
19941195
19951214
19961131
19971100
19981919
19991204
20001385
20011441

* По данным Госкомстата РФ.

* По данным Госкомстата РФ.

* По данным Госкомстата РФ.

Грузооборот по морскому виду транспорта России (млрд. тонно-километров)*

1996227,0
1997209,0
1998150,0
1999121,0
2000100,0
2001111,4

* По данным Госкомстата РФ.

* По данным Госкомстата РФ.

* По данным Госкомстата РФ.

* По данным Госкомстата РФ.

В России постепенно сокращается число больных туберкулезом: если в 2000 году на каждые 100 тысяч россиян приходилось 90,7 случая заболевания чахоткой, то на сегодняшний день этот показатель снизился до 87,3. Этот отрадный факт обнародовало Министерство здравоохранения РФ.
Таким образом, угроза перехода заболеваемости туберкулезом в эпидемическую стадию осталась позади. Напомним, что все 90-е годы заболеваемость туберкулезом в России росла в катастрофических масштабах: с 34,2 до 90,7 случая на 100 тыс. населения. Самое ужасное в том, что возросла заболеваемость и среди детей: с 7,9 (в 1990 году) до 18,6 (в 2001-м) случая на 100 тыс. населения. Причиной лавинообразного распространения чахотки в России стал отказ от практики ежегодной поголовной диспансеризации.
По оценке специалистов Минздрава, стабилизация, а затем и улучшение ситуации связаны с целым рядом причин. Первую (постепенное возвращение к массовой диспансеризации) мы уже отметили. Свою роль сыграли общее улучшение социально-экономической ситуации в стране, а также реализация принятой в 1998 году «Федеральной целевой программы неотложных мер по борьбе с туберкулезом». Если в 1998 году из бюджета на борьбу с туберкулезом было выделено только $5 млн., то в 2002 году — почти $42 млн. Также в два раза увеличилось финансирование из региональных бюджетов — около $27,5 млн. в нынешнем году.
Впрочем, поводов для необузданного оптимизма нет. Так, на сегодняшний день у каждого десятого российского зека выявлен туберкулез в активной форме. Ежегодно из тюрем на свободу выходят от 25 до 30 тыс. больных — по разным данным, от 20 до 40% из них после освобождения нигде не лечатся.
Основная часть от общего числа больных туберкулезом приходится на Республику Тува, Бурятию, Еврейскую автономную и Кемеровскую области.

Число заболевших туберкулезом в РФ (на 100 тыс. чел.)*

199876,1
199984,8
200090,7
200187,4
2002**87,3

* По данным Госкомстата РФ.

* По данным Госкомстата РФ.

* По данным Госкомстата РФ.

* По данным Госкомстата РФ.

* По данным Минздрава РФ.

** Прогноз.

ИЛЬЯ ХАРЛАШКИН, ПАВЕЛ ДЗЫГИВСКИЙ, ЮРИЙ ИСАКОВ, ГЕННАДИЙ ЧЕМОДАНОВ, ЕЛЕНА ФАРШАНЕВА, АЛЕКСАНДР ФАРШАНЕВ, АРКАДИЙ КРУГЛОВ, НАТАЛЬЯ ДУБИНИНА, ОЛЬГА КАРАУЛОВА, ВЕРА БАШКАНОВА, АЛЕКСАНДР КУПРИЯНОВ, ИРИНА КРЮЧКОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK