26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Добрая памятка"

Архивная публикация 2003 года: "Добрая памятка"

В 1845 году один американский коммивояжер, общаясь с покупателем, приложил к своей визитке карманный календарь. Так родился первый в истории рекламный сувенир.Производство рекламных подарков в России -- один из самых быстроразвивающихся сегментов рекламного рынка. По данным ассоциации российских производителей рекламно-сувенирной продукции IPSA, последние несколько лет рынок сувенирки в России ежегодно растет на 30%. И если в прошлом году его общий объем составлял $150 млн., то в этом году он предположительно достигнет отметки в $200 млн.
Андрей Таранов, президент ассоциации IPSA (Институт профессионалов рекламно-сувенирного бизнеса): "Все больше российских компаний начинает понимать, что сувенирная продукция является действительно мощным рекламным инструментом. Прежде всего, сувенир формирует лояльность человека к тому или иному продукту. Полезная вещица с логотипом фирмы формирует положительное к ней (фирме) отношение".
Рынок рекламно-сувенирной продукции делится специалистами на три категории. К первой относятся подарки стоимостью до $10 (ручки, календарики, зажигалки, брелки, кружки, кепки и пр.), которые обычно раздаются потенциальным покупателям в массовом порядке во время различных промоушн-акций, конкурсов, дегустаций и т.д.
Следующая категория -- так называемые адресные подарки стоимостью от $10 до $50, предназначенные для деловых партнеров и клиентов. Здесь в ходу ежедневники в кожаном переплете, визитницы, портфели, письменные приборы, часы и т.д.
И наконец, высший ценовой сегмент занимают VIP-сувениры стоимостью от $50 до $200. К такого рода изделиям могут относиться дорогие вазы, статуэтки, наборы изысканных бокалов, ручки с позолотой, оригинальные платки или галстуки. Чести получить подобный презент от фирмы удостаиваются самые важные партнеры по бизнесу.
Мелочь, а приятно

Какие российские компании чаще всего используют сувенирную продукцию для развития своего бизнеса?
Николай Прохоров, эккаунт-директор РА Fortis: "Сувенирка наиболее эффективна в деятельности компаний, работающих по схеме business-to-business, то есть тех, чьими клиентами являются не массовые потребители, а предприятия или организации. Я знаю, например, некоторые финансовые и телекоммуникационные компании, чей рекламный бюджет сводится только лишь к заказу сувенирной продукции".
Впрочем, производители массовых товаров и услуг также обращают внимание на сувенирку. Особенно это касается компаний, работающих на рынке с жесткой конкуренцией. Среди них фирмы, занимающиеся производством продуктов питания, напитков, продажей бытовой техники.
К наиболее удачным примерам применения сувенирной продукции для стимулирования продаж специалисты относят, например, деятельность компании McDonalds, которая каждому купившему продукт Happy Meal дарит небольшую детскую игрушку. Удачными признаются и акции таких компаний, как Pepsi-Cola и Coca-Сola, которые в обмен на определенное количество пробок или крышек дарят усердному покупателю памятные кепки, майки, часы.
Говорящая бутылка

Количественный рост рынка сувенирной продукции в России, к сожалению, не повлек за собой качественного роста. Одной из основных проблем развития сувенирки специалисты называют ее однообразность и отсутствие оригинальных идей. Многим знакома ситуация, когда в преддверии праздников одариваемые фирмы оказываются завалены однотипной и бесполезной продукцией. Например, в редакции "Профиля" под Новый год скапливается такое количество календарей и ежедневников, что ими могут пользоваться несколько поколений журналистов.
Николай Прохоров: "Отсутствие оригинальных идей при подборе подарка становится настоящим бичом российского рынка сувенирной продукции. Практически в каждом каталоге компаний, работающих в этой области, доминируют одни и те же ручки, зажигалки, брелки, кружки, на которые предлагается нанести логотип вашей компании. Подобное однообразие дисквалифицирует саму идею -- какой смысл дарить точно такую же кружку, которую только что подарил ваш конкурент?"
Впрочем, редкие всплески оригинальности бывают такого качества и напора, что лучше бы дело обошлось обычными ручками и календариками. Известно, например, как одной фирме партнеры подарили бутылку водки, в пробку которой был встроен диктофон. В результате, когда группа товарищей начала дегустировать подарок, через какое-то время бутылка подключилась к разговору, начав воспроизводить только что произнесенные реплики. Народ был шокирован, но, надо отдать должное, дарителя запомнили навсегда.
Еще один пример бизнес-сувенира не для слабонервных -- компьютерная "мышь" со встроенными датчиками влажности: когда рука человека начинает потеть, "мышь" делает вывод, что он нервничает, и тут же включает в компьютере расслабляющую музыку.
Впрочем, все это -- исключение из правил. Большинство дарителей идут проторенным путем, поскольку бороться с подарочными штампами сложно и затратно. Меж тем специалисты предрекают, что долго это не продлится и фирмам придется волей-неволей идти на дополнительные траты, дабы не затеряться среди кружек и кепок конкурентов.
Анна Кучмина, директор московского представительства немецкой компании Werex: "Сегодня крупные российские компании начинают понимать, что их сувенирная продукция должна выделяться на фоне других. Последняя тенденция в области производства подарков высшей и средней ценовой категории -- это формирование компаниями эксклюзивных корпоративных подарочных коллекций, которая в принципе не может быть похожа на подарки других компаний".
Особенно строго соблюдается индивидуальный подход в случае с VIP-подарками. Если требуется корпоративная коллекция галстуков и платков, то лучше подобрать оригинальный рисунок, материал и покрой, которые сделают изделия не похожими на других. Если выбор пал на блокноты, то их оформление можно заказать художнику. А вот еще один ход -- подарить партнеру по бизнесу ряд деловых аксессуаров (портмоне, футляр для документов, визитницу, ключницу и обложку для паспорта), выполненных в одном стиле. Обладать подобной коллекцией приятно и престижно.
В низшем ценовом сегменте сувенирной продукции тоже есть поле для оригинальности. Например, в последнее время появилась мода на так называемые сувениры-антистресс -- это когда для снятия нервного напряжения человеку предлагается помять в руках большую резиновую лампочку, таблетку или сердце. Подобные нехитрые, но пока оригинальные предметы и пришли на смену традиционным ручкам и брелкам.

В 1845 году один американский коммивояжер, общаясь с покупателем, приложил к своей визитке карманный календарь. Так родился первый в истории рекламный сувенир.Производство рекламных подарков в России -- один из самых быстроразвивающихся сегментов рекламного рынка. По данным ассоциации российских производителей рекламно-сувенирной продукции IPSA, последние несколько лет рынок сувенирки в России ежегодно растет на 30%. И если в прошлом году его общий объем составлял $150 млн., то в этом году он предположительно достигнет отметки в $200 млн.

Андрей Таранов, президент ассоциации IPSA (Институт профессионалов рекламно-сувенирного бизнеса): "Все больше российских компаний начинает понимать, что сувенирная продукция является действительно мощным рекламным инструментом. Прежде всего, сувенир формирует лояльность человека к тому или иному продукту. Полезная вещица с логотипом фирмы формирует положительное к ней (фирме) отношение".

Рынок рекламно-сувенирной продукции делится специалистами на три категории. К первой относятся подарки стоимостью до $10 (ручки, календарики, зажигалки, брелки, кружки, кепки и пр.), которые обычно раздаются потенциальным покупателям в массовом порядке во время различных промоушн-акций, конкурсов, дегустаций и т.д.

Следующая категория -- так называемые адресные подарки стоимостью от $10 до $50, предназначенные для деловых партнеров и клиентов. Здесь в ходу ежедневники в кожаном переплете, визитницы, портфели, письменные приборы, часы и т.д.

И наконец, высший ценовой сегмент занимают VIP-сувениры стоимостью от $50 до $200. К такого рода изделиям могут относиться дорогие вазы, статуэтки, наборы изысканных бокалов, ручки с позолотой, оригинальные платки или галстуки. Чести получить подобный презент от фирмы удостаиваются самые важные партнеры по бизнесу.

Мелочь, а приятно


Какие российские компании чаще всего используют сувенирную продукцию для развития своего бизнеса?

Николай Прохоров, эккаунт-директор РА Fortis: "Сувенирка наиболее эффективна в деятельности компаний, работающих по схеме business-to-business, то есть тех, чьими клиентами являются не массовые потребители, а предприятия или организации. Я знаю, например, некоторые финансовые и телекоммуникационные компании, чей рекламный бюджет сводится только лишь к заказу сувенирной продукции".

Впрочем, производители массовых товаров и услуг также обращают внимание на сувенирку. Особенно это касается компаний, работающих на рынке с жесткой конкуренцией. Среди них фирмы, занимающиеся производством продуктов питания, напитков, продажей бытовой техники.

К наиболее удачным примерам применения сувенирной продукции для стимулирования продаж специалисты относят, например, деятельность компании McDonalds, которая каждому купившему продукт Happy Meal дарит небольшую детскую игрушку. Удачными признаются и акции таких компаний, как Pepsi-Cola и Coca-Сola, которые в обмен на определенное количество пробок или крышек дарят усердному покупателю памятные кепки, майки, часы.

Говорящая бутылка


Количественный рост рынка сувенирной продукции в России, к сожалению, не повлек за собой качественного роста. Одной из основных проблем развития сувенирки специалисты называют ее однообразность и отсутствие оригинальных идей. Многим знакома ситуация, когда в преддверии праздников одариваемые фирмы оказываются завалены однотипной и бесполезной продукцией. Например, в редакции "Профиля" под Новый год скапливается такое количество календарей и ежедневников, что ими могут пользоваться несколько поколений журналистов.

Николай Прохоров: "Отсутствие оригинальных идей при подборе подарка становится настоящим бичом российского рынка сувенирной продукции. Практически в каждом каталоге компаний, работающих в этой области, доминируют одни и те же ручки, зажигалки, брелки, кружки, на которые предлагается нанести логотип вашей компании. Подобное однообразие дисквалифицирует саму идею -- какой смысл дарить точно такую же кружку, которую только что подарил ваш конкурент?"

Впрочем, редкие всплески оригинальности бывают такого качества и напора, что лучше бы дело обошлось обычными ручками и календариками. Известно, например, как одной фирме партнеры подарили бутылку водки, в пробку которой был встроен диктофон. В результате, когда группа товарищей начала дегустировать подарок, через какое-то время бутылка подключилась к разговору, начав воспроизводить только что произнесенные реплики. Народ был шокирован, но, надо отдать должное, дарителя запомнили навсегда.

Еще один пример бизнес-сувенира не для слабонервных -- компьютерная "мышь" со встроенными датчиками влажности: когда рука человека начинает потеть, "мышь" делает вывод, что он нервничает, и тут же включает в компьютере расслабляющую музыку.

Впрочем, все это -- исключение из правил. Большинство дарителей идут проторенным путем, поскольку бороться с подарочными штампами сложно и затратно. Меж тем специалисты предрекают, что долго это не продлится и фирмам придется волей-неволей идти на дополнительные траты, дабы не затеряться среди кружек и кепок конкурентов.

Анна Кучмина, директор московского представительства немецкой компании Werex: "Сегодня крупные российские компании начинают понимать, что их сувенирная продукция должна выделяться на фоне других. Последняя тенденция в области производства подарков высшей и средней ценовой категории -- это формирование компаниями эксклюзивных корпоративных подарочных коллекций, которая в принципе не может быть похожа на подарки других компаний".

Особенно строго соблюдается индивидуальный подход в случае с VIP-подарками. Если требуется корпоративная коллекция галстуков и платков, то лучше подобрать оригинальный рисунок, материал и покрой, которые сделают изделия не похожими на других. Если выбор пал на блокноты, то их оформление можно заказать художнику. А вот еще один ход -- подарить партнеру по бизнесу ряд деловых аксессуаров (портмоне, футляр для документов, визитницу, ключницу и обложку для паспорта), выполненных в одном стиле. Обладать подобной коллекцией приятно и престижно.

В низшем ценовом сегменте сувенирной продукции тоже есть поле для оригинальности. Например, в последнее время появилась мода на так называемые сувениры-антистресс -- это когда для снятия нервного напряжения человеку предлагается помять в руках большую резиновую лампочку, таблетку или сердце. Подобные нехитрые, но пока оригинальные предметы и пришли на смену традиционным ручкам и брелкам.

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».