Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Испытание Гордоном"

В новом сезоне Первый канал запустил программу «Гордон Кихот», которая стала настоящей концептуальной теленовинкой. Первым проектом, внутренней логикой которого является девальвация полуинтеллигенции, ибо герои и гости новой программы Александра Гордона являются в массе своей представителями именно этой микросреды.На такую мысль навела передача, посвященная писателю Виктору Ерофееву, который при энергичной поддержке Марка Розовского и Маши Арбатовой защищался в эфире «Гордон Кихота» от обвинений в бездарности творчества и конъюнктурности сознания. Публика в студии собралась с виду интеллигентная — все сплошь представители интеллектуального и творческого труда (не будем углубляться в определение самого термина). Претензии писателю были предъявлены как самим ведущим, так и представителями мира литературы, для которых творчество Ерофеева искусством не является, с чем в целом трудно не согласиться. Но не в конфликте творца и критиков заключалась прелесть дискуссии, которая приковала к экранам телевизоров аудиторию, соизмеримую с уловом убойной ТВ-развлекаловки. Особая притягательность зрелища была в том, что от нападок Ерофеев отбивался, демонстрируя в ситуации конфронтации полное отсутствие культуры поведения. Короче, вступил в радикальное противоречие со своим медийным образом.
   Рыба гниет с головы. И это не всегда про власть. Это скорее про «голову». Призванные быть по логике вещей «лучшими», наши социально значимые интеллигенты (особенно «либеральные», вроде самого Ерофеева) на деле оказываются не просто далекими от этического стандарта XIX века. От «идеала» их отделяет пропасть имени профессора Преображенского, ибо оборачиваются они в полемике обыкновенными Шариковыми. Что, собственно, и демонстрирует программа Гордона.
   И вправду, как еще назвать мужчину, который говорит женщине: «Так вы нас моложе? А этого совсем не видно!» В данном случае дама — оппонент героя программы, известный литературный критик — пояснила, что относится к другому, нежели писатель Ерофеев, поколению. В ответ же получила не контраргумент, а смачный плевок. В тот момент вспомнилась меткая характеристика философа Гейдара Джемаля, данная им постоктябрьскому российскому обществу: «страна победивших люмпенов». И правда, в какую икону нашей интеллигенции ни ткни, все окажешься лицом к лицу со Швондером.
   В чем же секрет успеха «русского красавца», который постоянно мелькает перед зрителями в образе рафинированного мастера слова с изысканным парижским лоском? Почему его считают: а) хорошим писателем; б) интеллигентным человеком? Ответ прост: мы живем в эпоху имитаторов, и чтобы завоевать место в медийном поле, надо не столько быть тем, за кого себя выдаешь, сколько убедительно исполнить роль того, кем хочешь казаться. Примеров тьма: одни исполняют роли политиков, другие — художников, а Ерофеев вот уже который год прилежно и успешно играет интеллигентного писателя-либерала, без устали кочуя из одной телестудии в другую и пописывая статьи в печатные СМИ.
   И все бы коту была масленица, если б на его пути внезапно не возник Гордон, который борется отнюдь не с ветряными мельницами. Александр совсем не Дон и тем более не Кихот, а потому быстро вышиб Ерофеева из образа, и тот вдруг предстал пред широкой аудиторией во всем своем хамском блеске, наглядно доказав правоту Джемаля: на поле русской интеллигенции тоже победили люмпены!
   Первый канал, который так часто обвиняют в «низменных» рейтингах, нанес ощутимый удар по своим обвинителям. Врезал Гордоном по сообществу, которое определяет, что у нас в культуре «вкусно», а что безвкусно. Результат воистину поразительный. Что эфир с Михаилом Задорновым, что разговоры про мастурбацию с Ксенией Собчак, что показательное выступление писателя Ерофеева продемонстрировали одно: люди, претендующие на статус «интеллигентов», на поверку оказываются трамвайными хамами.
   Но самое интересное ждет нас впереди — скоро мы увидим, кто решится, а кто поостережется пройти испытание Гордоном. Ведь надо быть очень умным и хладнокровным, чтобы, не потеряв лица, ответить на провокацию ведущего и суметь отстоять свое право быть тем, за кого себя выдаешь. А главное, надо иметь «чувство изящного», редкий рецептор, позволяющий человеку никогда и ни при каких обстоятельствах не терять чувство собственного достоинства — если оно есть…
   Интересно, кто из социально значимых фигур способен справиться с подобной задачей? И грустно, если кино под названием «День жлоба» (это славное mot Виталия Коротича было запущено в мир Евгением Додолевым еще во времена перестройки) превратится в бесконечное deja vu.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK