26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "КАК РУССКИЕ OPEL ПОКУПАЛИ"

Архивная публикация 2009 года: "КАК РУССКИЕ OPEL ПОКУПАЛИ"

Приобретение Сбербанком немецкой компании может спасти российский автопром. Если удастся выцарапать у GM опелевские технологии..
Длившаяся едва ли не полгода история продажи автогиганта Opel наконец завершилась. Все это время менеджеры из GM (до недавнего времени американцам принадлежал контрольный пакет акций Opel) изо всех сил старались не сдать высоту "красным". В головном офисе GM особо не скрывали, что готовы продать марку кому угодно, только не альянсу российского Сбербанка и канадской Magna. В фаворитах до последнего момента числился бельгийский инвестфонд RHJ International, хотя он предлагал существенно меньшие инвестиции - 270 млн евро против наших 350 млн. В GM даже размышляли о том, чтобы и вовсе отказаться от продажи Opel, - "такая корова нужна самому". Германское правительство бы-ло готово выдать Opel кредит в размере 1,5 млрд евро и дополнительные госгарантии еще на 3 млрд только в том случае, если его новым владельцем станут Magna и Сбербанк. По официальной версии, приоритет был отдан альянсу, поскольку тот планирует сократить на немецких заводах Opel лишь 3 тыс. человек против 3,9 тыс., фигурировавших в планах RHJ. Впрочем, дело не только в тысяче рабочих мест. Вопрос о сделке решался на самом высоком уровне, в частности его обсуждали на недавней встрече в Сочи президент России Дмитрий Медведев и федеральный канцлер Ангела Меркель.
Покупку Opel российские власти рассматривают как едва ли не единственный на сегодня шанс вывести из кризиса отечественный автопром. А точ-нее, "Горьковский автозавод". "Позиции АвтоВАЗа, даже с учетом сложной ситуации на рынке, нельзя назвать критическими, - говорит аналитик ФК "Открытие" Кирилл Точинников. - У завода есть какая-никакая модельная линейка, его мощности загружены, продукция реализуется. Кроме того, несмотря на все сложности взаимоотношений, у ВАЗа есть зарубежный партнер - французская Renault, а государство активно помогает заводу кредитами. В то время как ситуацию на ГАЗе можно назвать катастрофической".
ГАЗ и правда переживает не лучшие времена. В 2006 году компания приобрела у Chrysler сборочную линию, на которой ежегодно можно производить до 100 тыс. автомобилей. Она обошлась заводу примерно в $150 млн - точную сумму покупки вычислить невозможно, поскольку технология покупалась вместе с лицензией на производство машин на платформе JR-41. Но перелицованный Chrysler Sebring под новым именем - Volga Siber, что называется, не пошел. Вместо запланированных 20 тыс. в 2009 году нижегородцы не произведут и тысячи "сайберов". А разработать новую модель, которая сможет загрузить конвейер, ГАЗу не по силам: по самым скромным подсчетам, создание ма-шины с нуля обойдется не менее чем в $1 млрд, не считая инвестиций в развитие производства сопутствующих узлов и агрегатов (к примеру, завода по строительству двигателей).
Именно поэтому предприятие жизненно заинтересовано в получении доступа к технологиям Opel, которыми был бы готов поделиться Сбербанк, новый собственник немецкого бренда. "Если ГАЗу удастся начать выпуск автомобилей Opel, завод можно считать спасенным, - считает Кирилл Точинников. - Даже на фоне стагнации рынка более дешевые машины отечественной сборки будут востребованы покупателями. К тому же в дальнейшем ГАЗ мог бы начать экспорт машин за границу, в частности в азиатские страны".
Одна проблема: передаче ГАЗу производственных и технологических решений яростно сопротивляется концерн GM (бывший контролирующий акционер сохранит 35% акций Opel). У каждого своя правда. Американцы владеют компанией Adam Opel Corporation с 1929 года и считают ее своей. "Передать русским полный контроль над технологиями для американцев сродни позору, - объясняет источник в GM, пожелавший остаться неназванным. - В руководстве объясняют это так: представьте, мол, что покупатель вашего дома потребует оставить на месте и передать ему по описи все фамильные драгоценности и парадные портреты родителей". Кроме того, в передаче россиянам полного контроля над технологиями Opel руководители GM видят потенциальную угрозу для своего собственного бизнеса. "Интеграция внутри большого GM была слишком сильной, - говорит руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли Ernst & Young Иван Бончев. - Американцы используют массу решений Opel в своих продуктах. К примеру, немецкие платформы брали за основу при создании последних моделей Cadillac. А значит, грубо говоря, если все ноу-хау Opel окажутся в руках русских, ничто не помешает им производить те же "кадиллаки", но дешевле. Ход рассуждений там примерно такой".
Эту мысль подтверждает один из участников рынка, попросивший не называть его имени: "GM в свое время заигрался с идеей "глобального автомобиля", подразумевавшей создание единых платформ для всех марок концерна. В результате, отдавая покупателям решения Opel, американцы отдают важные активы. В автомобильном мире сейчас денег стоят лишь технологии". При этом собственных технологий у GM и правда почти не осталось. Машины лидирующего в России бренда концерна Chevrolet, к примеру, построены на решениях корейской Daewoo и опять же немецкого Opel.
"Я более чем уверен, что никто и не планирует отдавать ГАЗу технологии производства, - считает аналитик консалтинговой компании A.T. Kearney Евгений Богданов. - Максимум, на что можно рассчитывать, - это на покупку лицензии на производство одной-двух моделей".
О каких суммах может идти речь? По предварительным оценкам, "роялти" за одну модель могут быть эквивалентны сумме, уплаченной за Opel. Можно, впрочем, немного сэкономить, если купить лицензию на уже сошедшую с конвейера модель, например старую Astra или Vectra. Такой вариант, по сведениям источников "Профиля" в GM, тоже рассматривается ГАЗом.
Против идеи передачи ГАЗу производства Opel активно выступают и правительства ряда европейских стран. Так, бельгийские власти собираются поставить вопрос о правомочности продажи автоконцерна русским на ближайшем совещании министров ЕС. Обеспокоенность сделкой выражают и власти Великобритании.
И не напрасно: само существование заводов немецкого предприятия в английском Лутоне и бельгийском Антверпене окажется под угрозой. Действительно, зачем держать производство в дорогой Европе и платить высокую зарплату местным рабочим, когда можно легко снизить затраты, переместив сборку в Россию. Причем воспользоваться Opel может не только мощностями ГАЗа, но и завода GM под Санкт-Петербургом (по сведениям "Профиля", контроль над ним после завершения сделки перейдет к альянсу Magna и Сбербанка). "Под Петербургом у GM построен отличный современный завод, уже сейчас выпускающий автомобили Opel (внедорожник Antara. - "Профиль"), - говорит Иван Бончев. - Вполне вероятно, что в итоге российское производство этих машин разместится именно там, а не на ГАЗе. Тем более что в этом случае Opel удастся избежать имиджевых потерь - не исключено, что россияне не слишком доверяли бы качеству собранных в Нижнем Новгороде автомобилей". При этом аналитик подчеркивает: размещение производства под Петербургом не более чем один из вариантов развития событий.
Что именно будет происходить с Opel, окончательно станет понятно не раньше конца этого года - именно к этому сроку стороны должны разработать и согласовать все детали соглашения. Но уже сейчас понятно главное - игра стоит свеч. Так что, возможно, мы поторопились, когда написали в начале статьи, что история с продажей Opel закончилась. На самом деле она продолжается.

Приобретение Сбербанком немецкой компании может спасти российский автопром. Если удастся выцарапать у GM опелевские технологии..

Длившаяся едва ли не полгода история продажи автогиганта Opel наконец завершилась. Все это время менеджеры из GM (до недавнего времени американцам принадлежал контрольный пакет акций Opel) изо всех сил старались не сдать высоту "красным". В головном офисе GM особо не скрывали, что готовы продать марку кому угодно, только не альянсу российского Сбербанка и канадской Magna. В фаворитах до последнего момента числился бельгийский инвестфонд RHJ International, хотя он предлагал существенно меньшие инвестиции - 270 млн евро против наших 350 млн. В GM даже размышляли о том, чтобы и вовсе отказаться от продажи Opel, - "такая корова нужна самому". Германское правительство бы-ло готово выдать Opel кредит в размере 1,5 млрд евро и дополнительные госгарантии еще на 3 млрд только в том случае, если его новым владельцем станут Magna и Сбербанк. По официальной версии, приоритет был отдан альянсу, поскольку тот планирует сократить на немецких заводах Opel лишь 3 тыс. человек против 3,9 тыс., фигурировавших в планах RHJ. Впрочем, дело не только в тысяче рабочих мест. Вопрос о сделке решался на самом высоком уровне, в частности его обсуждали на недавней встрече в Сочи президент России Дмитрий Медведев и федеральный канцлер Ангела Меркель.
Покупку Opel российские власти рассматривают как едва ли не единственный на сегодня шанс вывести из кризиса отечественный автопром. А точ-нее, "Горьковский автозавод". "Позиции АвтоВАЗа, даже с учетом сложной ситуации на рынке, нельзя назвать критическими, - говорит аналитик ФК "Открытие" Кирилл Точинников. - У завода есть какая-никакая модельная линейка, его мощности загружены, продукция реализуется. Кроме того, несмотря на все сложности взаимоотношений, у ВАЗа есть зарубежный партнер - французская Renault, а государство активно помогает заводу кредитами. В то время как ситуацию на ГАЗе можно назвать катастрофической".
ГАЗ и правда переживает не лучшие времена. В 2006 году компания приобрела у Chrysler сборочную линию, на которой ежегодно можно производить до 100 тыс. автомобилей. Она обошлась заводу примерно в $150 млн - точную сумму покупки вычислить невозможно, поскольку технология покупалась вместе с лицензией на производство машин на платформе JR-41. Но перелицованный Chrysler Sebring под новым именем - Volga Siber, что называется, не пошел. Вместо запланированных 20 тыс. в 2009 году нижегородцы не произведут и тысячи "сайберов". А разработать новую модель, которая сможет загрузить конвейер, ГАЗу не по силам: по самым скромным подсчетам, создание ма-шины с нуля обойдется не менее чем в $1 млрд, не считая инвестиций в развитие производства сопутствующих узлов и агрегатов (к примеру, завода по строительству двигателей).
Именно поэтому предприятие жизненно заинтересовано в получении доступа к технологиям Opel, которыми был бы готов поделиться Сбербанк, новый собственник немецкого бренда. "Если ГАЗу удастся начать выпуск автомобилей Opel, завод можно считать спасенным, - считает Кирилл Точинников. - Даже на фоне стагнации рынка более дешевые машины отечественной сборки будут востребованы покупателями. К тому же в дальнейшем ГАЗ мог бы начать экспорт машин за границу, в частности в азиатские страны".
Одна проблема: передаче ГАЗу производственных и технологических решений яростно сопротивляется концерн GM (бывший контролирующий акционер сохранит 35% акций Opel). У каждого своя правда. Американцы владеют компанией Adam Opel Corporation с 1929 года и считают ее своей. "Передать русским полный контроль над технологиями для американцев сродни позору, - объясняет источник в GM, пожелавший остаться неназванным. - В руководстве объясняют это так: представьте, мол, что покупатель вашего дома потребует оставить на месте и передать ему по описи все фамильные драгоценности и парадные портреты родителей". Кроме того, в передаче россиянам полного контроля над технологиями Opel руководители GM видят потенциальную угрозу для своего собственного бизнеса. "Интеграция внутри большого GM была слишком сильной, - говорит руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли Ernst & Young Иван Бончев. - Американцы используют массу решений Opel в своих продуктах. К примеру, немецкие платформы брали за основу при создании последних моделей Cadillac. А значит, грубо говоря, если все ноу-хау Opel окажутся в руках русских, ничто не помешает им производить те же "кадиллаки", но дешевле. Ход рассуждений там примерно такой".
Эту мысль подтверждает один из участников рынка, попросивший не называть его имени: "GM в свое время заигрался с идеей "глобального автомобиля", подразумевавшей создание единых платформ для всех марок концерна. В результате, отдавая покупателям решения Opel, американцы отдают важные активы. В автомобильном мире сейчас денег стоят лишь технологии". При этом собственных технологий у GM и правда почти не осталось. Машины лидирующего в России бренда концерна Chevrolet, к примеру, построены на решениях корейской Daewoo и опять же немецкого Opel.
"Я более чем уверен, что никто и не планирует отдавать ГАЗу технологии производства, - считает аналитик консалтинговой компании A.T. Kearney Евгений Богданов. - Максимум, на что можно рассчитывать, - это на покупку лицензии на производство одной-двух моделей".
О каких суммах может идти речь? По предварительным оценкам, "роялти" за одну модель могут быть эквивалентны сумме, уплаченной за Opel. Можно, впрочем, немного сэкономить, если купить лицензию на уже сошедшую с конвейера модель, например старую Astra или Vectra. Такой вариант, по сведениям источников "Профиля" в GM, тоже рассматривается ГАЗом.
Против идеи передачи ГАЗу производства Opel активно выступают и правительства ряда европейских стран. Так, бельгийские власти собираются поставить вопрос о правомочности продажи автоконцерна русским на ближайшем совещании министров ЕС. Обеспокоенность сделкой выражают и власти Великобритании.
И не напрасно: само существование заводов немецкого предприятия в английском Лутоне и бельгийском Антверпене окажется под угрозой. Действительно, зачем держать производство в дорогой Европе и платить высокую зарплату местным рабочим, когда можно легко снизить затраты, переместив сборку в Россию. Причем воспользоваться Opel может не только мощностями ГАЗа, но и завода GM под Санкт-Петербургом (по сведениям "Профиля", контроль над ним после завершения сделки перейдет к альянсу Magna и Сбербанка). "Под Петербургом у GM построен отличный современный завод, уже сейчас выпускающий автомобили Opel (внедорожник Antara. - "Профиль"), - говорит Иван Бончев. - Вполне вероятно, что в итоге российское производство этих машин разместится именно там, а не на ГАЗе. Тем более что в этом случае Opel удастся избежать имиджевых потерь - не исключено, что россияне не слишком доверяли бы качеству собранных в Нижнем Новгороде автомобилей". При этом аналитик подчеркивает: размещение производства под Петербургом не более чем один из вариантов развития событий.
Что именно будет происходить с Opel, окончательно станет понятно не раньше конца этого года - именно к этому сроку стороны должны разработать и согласовать все детали соглашения. Но уже сейчас понятно главное - игра стоит свеч. Так что, возможно, мы поторопились, когда написали в начале статьи, что история с продажей Opel закончилась. На самом деле она продолжается.

ДОСЬЕ
Концерн Opel - один из старейших автопроизводителей в мире. Фирма Adam Opel GmbH наладила производство автомашин в 1899 году. General Motors владеет компанией с 1929 года (с перерывом в несколько лет, вызванным национализацией предприятия при нацистах). Основные производственные мощности концерна размещены в Германии, но при этом автомобили по технологиям Opel выпускаются на 13 заводах по всему миру и продаются под различными торговыми марками почти в 170 странах. В России на заводе GM собирают модели Opel Astra и Opel Antara.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».