Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Конец la dolce vita футбола Италии"

Команд требуют денег, но СМИ поиздержались.1 сентября в футбольной индустрии Европы с оборотом в $5,5 млрд. начался новый сезон. Но в Италии, где футбол считается национальной страстью, стадионы стоят пустыми. Владельцы команд единогласно проголосовали за перенос первых игр на две недели — до 15 сентября. Битва с телекомпаниями за оплату прав на трансляцию матчей продолжается. Владельцы команд, похоже, продолжают настаивать на рекордных суммах. «Футбол в Италии, как Голливуд в Америке. Здесь все чересчур и слишком», — говорит Дом Серафини (Dom Serafini), издатель нью-йоркского медийного обозрения Video Age International.
Что ж, итальянские футболисты и владельцы команд, равно как и их коллеги в других странах Европы, должны научиться обуздывать свои аппетиты. Владельцы команд продолжают настаивать на огромных суммах, но титаны СМИ, раньше платившие за телеправа бешеные деньги, теперь попали в беспрецедентно трудное положение. В апреле вынуждена была заявить о банкротстве немецкая KirchMedia. Сейчас там идет реструктуризация. Английская ITV Digital лопнула в апреле, а французская Vivendi Universal, владелец итальянской платной сети Telepiu, столкнулась с кризисом ликвидности. Неприбыльные футбольные команды, которые не смогут оперативно укрепить свой баланс, рискуют быть ликвидированными или проданными.
В Италии сложность ситуации проявилась острее всего. Telepiu и ее конкурент Stream, принадлежащая Telecom Italia и News Corp. Руперта Мердока (Rupert Murdoch), за прошлый год вместе понесли убытки в сумме $590 млн. Неудивительно, что им не улыбается выложить за права на телетрансляцию сумму, в семь раз превышающую ставки 1995 года.
Но и владельцы итальянских клубов, тратившие деньги на игроков не считая, с трудом стоят на ногах, неся убытки в $212 млн. И хотя у ведущих команд, например Juventus, есть дорогостоящие долгосрочные контракты со СМИ, у восьми команд дивизиона А их нет вообще, что ставит некоторые из них на грань разорения. «Лихорадочная гонка за игроками дошла уже до таких крайностей, что владельцы команд утратили всякое представление о разумных тратах», — говорит Филиппо Колосанто (Filippo Colosanto), римский посредник по «продаже» футболистов.
Итальянские футбольные команды столкнулись с падением прибылей от трансляции их матчей последними в Европе. Немецкая бундеслига пересмотрела свой контракт с KirchMedia на $1,49 млрд. в июле, из-за чего игроки получают за сезон на 25% меньше. Британские клубы потеряли $271 млн. предполагавшейся прибыли по своим контрактам, когда на дно пошла ITV Digital; теперь ведутся переговоры со спутниковой сетью BskyB, принадлежащей News Corp., о пересмотре четырехлетнего контракта на $36 млн. в год. Это вам не прежние $160 млн. в год от ITV.
Все это ускоряет превращение футбола из плохо управляемого спорта в ориентированный исключительно на прибыль бизнес. Из-за плохого менеджмента владельца флорентийской Fiorentina Витторио Чекки (Vittorio Cecchi) команда в августе была вынуждена прибегнуть к займам, а недавно за $7,4 млн. ее приобрел Диего Делла Валле (Diego Della Valle), основатель и гендиректор обувной компании Tod’s. Даже премьер-министр Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi), владелец AC Milan, в прошлом году, по оценкам, понес убытки в $35 млн. Говорит медиааналитик Алессандро Бадж-Бадино (Alessandro Baj-Badino): «Мыльный пузырь лопнул, и наступает пора серьезных перемен в управлении финансами команд».
Для начала урежут зарплату новым игрокам. По оценкам Deloitte & Touche, итальянский игрок в среднем получает на 22% больше английского. «Дисбаланс между доходами клубов и заработками игроков следует снизить до европейского уровня», — отмечает Антонио Джираудо (Antonio Giraudo), президент Juventus, туринской команды — любимой игрушки почетного председателя Fiat Джанни Аньелли (Gianni Agnelli). Итальянские клубы могут поучиться у английских и испанских. Там зафиксировали зарплату игроков и пробуют новые методы. Например, Real Madrid недавно «перекупил» бразильского игрока Ренальдо (Renaldo) у миланского Inter и убедил «звезду» согласиться на снижение клубом его личного дохода.
Отчасти в нынешних бедах итальянского футбола виновато руководство компаний платного телевидения. Однако сейчас выживание означает тотальное снижение расходов. Парижское платное телевидение Canal+, подразделение Vivendi, в 2001 году потеряло $374 млн., 70% из которых — это потери Telepiu. Vivendi пытается продать Telepiu конкуренту Мердоку. Если сделка состоится, то Мердок, скорее всего, объединит Telepiu cо Stream, тем самым положив конец дорогостоящей конкурентной войне за права на трансляцию матчей. Чем бы все это ни закончилось, развеселые деньки итальянского футбола миновали.

Кейт Карлайл (Kate Carlisle) в Риме. — Business Week

Операционный доход ведущих европейских футбольных лиг ($ млн.)

Англия131,6
Германия85,5
Франция—40,2
Италия—212,3

Источник: Deloitte & Touche. — Business Week.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK