26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Надежда цвета берлинской лазури"

Архивная публикация 2006 года: "Надежда цвета берлинской лазури"

Чтобы положить конец конфликтам между детьми из семей с разным материальным достатком, государственные школы начинают вводить у себя форменную одежду — и получают поддержку политических деятелей. Еще недавно 9-летняя Софи, приветливая девочка с длинными темными волосами, входила в свой 4-й «б» начальной школы имени Макса Дорту в Потсдаме, предвидя отнюдь не одно только приятное общение с одноклассниками. Слишком много разговоров, жалуется она, было вокруг того, кому купили самые дорогие кроссовки, у кого самая крутая куртка и самый модный лейбл на свитере. «Это противно», — говорит Софи. Тот, кто не выдерживал конкуренции на подиуме под названием «школьный двор», подвергался насмешкам: «Что это ты на себя надел?» Ярлык «дитя дешевых магазинов» автоматически означал изгнание из компании сверстников.

Теперь девочка стоит посреди школьного двора и видит вокруг себя ребят, одетых в красное. Или синее. Потсдамская начальная школа первой в федеральной земле Бранденбург ввела у себя школьную одежду единого образца. «Это не униформа, — объясняет директор школы Гудрун Вурцлер, которая считает важным провести эту тонкую грань, — скорее, спортивные вещи на каждый день».

В течение года учителя, родители и дети обсуждали все «за» и «против» школьной формы. Они искали спонсоров, чтобы сократить расходы. Дети изучали варианты фасона и сами выбирали цвета. В конце концов большинство проголосовало за форму, которая стоит около 30 евро и с февраля стала обязательной для первоклассников. Ученики постарше имеют право добровольно решать, надевать ли им джемпер и футболку красного или синего цвета с эмблемой школы, на которой изображены футбольный мяч и скрипичный ключ.

Нововведение вызвало горячий отклик. «Просто круто, есть даже карман для MP3-плеера», — со знанием дела комментирует 11-летний Максимилиан Кноф. «80% учеников поддержали нас, причем добровольно, — радуется директор, которая теперь тоже носит красный пиджак. — Это помогает преодолеть социальные различия. Мы хотим укрепить у ребят чувство принадлежности к одной школе».

Гудрун Вурцель — не единственный педагог, питающий такие надежды. Страх, что у детей уведут дорогие куртки и свитера, выходящий из всех берегов культ «фирменной» одежды и стремление сохранить социальную однородность школы все чаще заставляют родителей и учителей склоняться к новому девизу: «школа начинается с формы». В настоящее время одинаковую одежду для учеников пытаются ввести в Баварии, Гессене, Бранденбурге, Баден-Вюртемберге и Гамбурге.

Уте Эрдзик-Раве, председатель Совета министров культуры федеральных земель, называет эту тенденцию «движением снизу», которое она может только приветствовать. Если форма вводится на добровольной основе, добавляет председатель комитета бундестага по вопросам образования Улла Бурхардт, «она способствует тому, что ученики начинают чувствовать свою принадлежность к школе, укрепляет командный дух и ограничивает террор модных лейблов».

Долгое время только в частных школах делали ставку на «культ единства», поэтому призыв к введению школьной формы поначалу слишком уж отдавал муштрой и элитарностью. Кроме того, единообразная одежда напоминает о прошлом Германии: сначала нацисты одели в коричневую униформу членов гитлерюгенда, позднее в молодежной организации СЕПГ были введены одинаковые для всех блузы синего цвета.

Учительница из Гамбурга Карин Брозе говорит, что «подозрение в тоталитаризме» и сегодня является «классическим немецким рефлексом». А ведь ношение школьной формы относится к числу старинных традиций даже в таких странах с высокоразвитой демократией, как Великобритания и Канада. Брозе является кем-то вроде матери-основательницы движения за униформу в немецких государственных учебных заведениях. Результат шестилетнего эксперимента в средней школе Зинсторф на юге Гамбурга вызывает у нее эйфорию: «Ребята, которые носят единообразную одежду, более успешно учатся, могут лучше сосредоточиться и доброжелательнее относятся друг к другу».

Ее мнение подтверждает исследование, проведенное профессором психологии Оливером Дикхойзером. Аналогичные результаты были получены и в США.

Конечно, такие успехи в области школьного образования, которое в последнее время не радует хорошими новостями, сразу получают широкую огласку. Они обсуждаются и в политических кругах. В Гамбурге правящая партия ХДС уже приняла решение с нового учебного года «политическими методами поддерживать введение школьной формы». А среди учителей фраза Брозе «Школьная форма — это не униформа» уже стала хитом.

Что думают обо всем этом дети? Школьница Ванесса Холе смотрит на дело прагматично: «Теперь мне по утрам не приходится ломать голову над вопросом, что же надеть».

Чтобы положить конец конфликтам между детьми из семей с разным материальным достатком, государственные школы начинают вводить у себя форменную одежду — и получают поддержку политических деятелей. Еще недавно 9-летняя Софи, приветливая девочка с длинными темными волосами, входила в свой 4-й «б» начальной школы имени Макса Дорту в Потсдаме, предвидя отнюдь не одно только приятное общение с одноклассниками. Слишком много разговоров, жалуется она, было вокруг того, кому купили самые дорогие кроссовки, у кого самая крутая куртка и самый модный лейбл на свитере. «Это противно», — говорит Софи. Тот, кто не выдерживал конкуренции на подиуме под названием «школьный двор», подвергался насмешкам: «Что это ты на себя надел?» Ярлык «дитя дешевых магазинов» автоматически означал изгнание из компании сверстников.

Теперь девочка стоит посреди школьного двора и видит вокруг себя ребят, одетых в красное. Или синее. Потсдамская начальная школа первой в федеральной земле Бранденбург ввела у себя школьную одежду единого образца. «Это не униформа, — объясняет директор школы Гудрун Вурцлер, которая считает важным провести эту тонкую грань, — скорее, спортивные вещи на каждый день».

В течение года учителя, родители и дети обсуждали все «за» и «против» школьной формы. Они искали спонсоров, чтобы сократить расходы. Дети изучали варианты фасона и сами выбирали цвета. В конце концов большинство проголосовало за форму, которая стоит около 30 евро и с февраля стала обязательной для первоклассников. Ученики постарше имеют право добровольно решать, надевать ли им джемпер и футболку красного или синего цвета с эмблемой школы, на которой изображены футбольный мяч и скрипичный ключ.

Нововведение вызвало горячий отклик. «Просто круто, есть даже карман для MP3-плеера», — со знанием дела комментирует 11-летний Максимилиан Кноф. «80% учеников поддержали нас, причем добровольно, — радуется директор, которая теперь тоже носит красный пиджак. — Это помогает преодолеть социальные различия. Мы хотим укрепить у ребят чувство принадлежности к одной школе».

Гудрун Вурцель — не единственный педагог, питающий такие надежды. Страх, что у детей уведут дорогие куртки и свитера, выходящий из всех берегов культ «фирменной» одежды и стремление сохранить социальную однородность школы все чаще заставляют родителей и учителей склоняться к новому девизу: «школа начинается с формы». В настоящее время одинаковую одежду для учеников пытаются ввести в Баварии, Гессене, Бранденбурге, Баден-Вюртемберге и Гамбурге.

Уте Эрдзик-Раве, председатель Совета министров культуры федеральных земель, называет эту тенденцию «движением снизу», которое она может только приветствовать. Если форма вводится на добровольной основе, добавляет председатель комитета бундестага по вопросам образования Улла Бурхардт, «она способствует тому, что ученики начинают чувствовать свою принадлежность к школе, укрепляет командный дух и ограничивает террор модных лейблов».

Долгое время только в частных школах делали ставку на «культ единства», поэтому призыв к введению школьной формы поначалу слишком уж отдавал муштрой и элитарностью. Кроме того, единообразная одежда напоминает о прошлом Германии: сначала нацисты одели в коричневую униформу членов гитлерюгенда, позднее в молодежной организации СЕПГ были введены одинаковые для всех блузы синего цвета.

Учительница из Гамбурга Карин Брозе говорит, что «подозрение в тоталитаризме» и сегодня является «классическим немецким рефлексом». А ведь ношение школьной формы относится к числу старинных традиций даже в таких странах с высокоразвитой демократией, как Великобритания и Канада. Брозе является кем-то вроде матери-основательницы движения за униформу в немецких государственных учебных заведениях. Результат шестилетнего эксперимента в средней школе Зинсторф на юге Гамбурга вызывает у нее эйфорию: «Ребята, которые носят единообразную одежду, более успешно учатся, могут лучше сосредоточиться и доброжелательнее относятся друг к другу».

Ее мнение подтверждает исследование, проведенное профессором психологии Оливером Дикхойзером. Аналогичные результаты были получены и в США.

Конечно, такие успехи в области школьного образования, которое в последнее время не радует хорошими новостями, сразу получают широкую огласку. Они обсуждаются и в политических кругах. В Гамбурге правящая партия ХДС уже приняла решение с нового учебного года «политическими методами поддерживать введение школьной формы». А среди учителей фраза Брозе «Школьная форма — это не униформа» уже стала хитом.

Что думают обо всем этом дети? Школьница Ванесса Холе смотрит на дело прагматично: «Теперь мне по утрам не приходится ломать голову над вопросом, что же надеть».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».