29 мая 2024
USD 88.44 -0.25 EUR 96.24 -0.07
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "НЕ ТЕРПИТЕ!"

Архивная публикация 2009 года: "НЕ ТЕРПИТЕ!"

В последнее время стало модным рассуждать о гуманизации системы правосудия. Вот только о потерпевших мы никак не научимся заботиться.

В последнее время стало модным рассуждать о гуманизации системы правосудия. Вот только о потерпевших мы никак не научимся заботиться.

В последнее время стало модным рассуждать о гуманизации системы правосудия. Вот только о потерпевших мы никак не научимся заботиться.

Идея гуманизации правосудия преобразовалась в умах чиновников в такие разнонаправленные и оригинальные схемы, что им мог бы позавидовать гоголевский помещик Манилов. Гуманизацию эту, как счастье, каждое ведомство понимает по-своему. Помните, персонаж "Мертвых душ" "думал о благополучии дружеской жизни" и в мыслях строил мост через реку и огромный дом с высоким бельведером, "что можно оттуда видеть даже Москву" и "рассуждать о каких-нибудь приятных предметах"?

В последние месяцы хватало приятных рассуждений о создании "ситуационных центров", введении "института личного поручительства при назначении на руководящие должности в МВД" и даже о сооружении "цитадели правосудия". Все они напоминают прекраснодушную маниловщину. Особенно когда судьи дают интервью, где трогательно рассказывают, как им жалко всех без исключения обвиняемых, а сотрудники колоний обустраивают для осужденных телестудии, поют с ними песни, почему-то называя это "ресоциализацией".

А о потерпевших от уголовных преступлений когда мы научимся заботиться? Увы, пока родственникам изнасилованных и убитых подростков государство пеняет на ненадлежащее воспитание жертв, а чудом выжившим потерпевшим разъясняет, что ничего им не должно. И даже закон о защите свидетелей и потерпевших упор делает на свидетелей, а потерпевшие - по остаточному принципу. Здесь ярко проявляется ущербность отечественной судебно-правовой системы. В цепочке государство-жертва-преступник начисто отсутствует ключевое звено. Личность. Злодей совершает преступление против личности. Государству необходимо защитить попранные права гражданина. Но именно интересы жертвы практически не учитываются огромной государственной системой.

Статистика упряма: каждый седьмой россиянин лично подвергался преступным посягательствам, каждое третье преступление совершено рецидивистом, а в 67 субъектах РФ более половины населения полагает, что проживает в регионах с высоким уровнем криминогенности. Обращает на себя внимание и то, что значительная часть пострадавших от преступлений (около 60%) не обращается за помощью в милицию. Основной мотив необращений, как указывают 38% пострадавших,- отсутствие веры в помощь. Но самое опасное - более 10% преступлений совершается людьми, которые в свое время были на месте жертвы. Социальная несправедливость по отношению к потерпевшим порождает новые правонарушения и презрение к государственной машине. Пора признать, что недостаточная эффективность механизмов государственной защиты граждан от противоправных посягательств на фоне кризисного роста преступности создает серьезную угрозу для общества.

Возможно ли построить правовое государство в таких условиях? Нет, какие бы структурные реформы, включая программу защиты свидетелей и должностных лиц, ни предпринимались. Надо установить единый смысловой вектор не гуманизации, а гармонизации судебно-правовой системы. Надо понять, что начальная точка этого вектора - интересы и права потерпевших. Невыполнение государством задачи по эффективной защите прав потерпевших девальвирует саму идею правосудия.

Традиционные установки правоохранительных структур - поймать и осудить преступника - не должны быть отменены, но должны быть уравновешены задачей поддержать, защитить и реабилитировать потерпевшего. Личность жертвы, а не правонарушителя, и есть желаемая точка приложения усилий правоохранительных органов. Наказание преступника - это не узаконенная месть государства, а лишь один из элементов системы правосудия. Главное - компенсировать причиненный преступлением вред, тем самым защитить интересы потерпевшего.

По этому пути пошли в странах ЕС. Например, в уголовном законодательстве Германии особая роль отводится потерпевшему в силу того, что "жертвы преступлений выполняют значимую роль в контроле над преступностью, поскольку именно их заявления приводят в действие процедуру преследования…" Я убеждена, что только в сотрудничестве с потерпевшим по защите его прав можно понять, что такое правосудие, и проконтролировать его эффективность. Пока же наше государство не осознало, что несет совокупную ответственность перед гражданином за то, что не смогло предотвратить совершенное против него преступление.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль

erid: LjN8K1L4o​