26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Ностальгия по Сайгону"

Архивная публикация 2006 года: "Ностальгия по Сайгону"

Впервые за последние годы россияне слегка охладели к Турции. Зато растет популярность азиатских поездок и туров в Европу. Помешать нашим гражданам отдыхать за границей могут только проблемы с получением виз. Ссередины 90-х годов выездной сегмент был самым большим и прибыльным на нашем туристическом рынке. Однако в последние годы ситуация стала меняться. То ли путешественников напугали авиакатастрофы и атаки террористов, то ли они просто устали от заморских красот, но многие россияне начали отказываться от поездок за рубеж в пользу отдыха на просторах родины.

В прошлом году, по официальной статистике, спрос на поездки за границу немного упал — примерно на 1% по сравнению с 2004 годом. В первом полугодии 2006-го результаты значительно лучше: аналитики фиксируют рост в 13% по сравнению с январем—июнем года 2005-го. Однако цифрам далеко до показателей 2004 года, когда за первые шесть месяцев объем выездного сектора вырос аж на 35,8%.

Эксперты говорят не только о снижении объемов выездного сегмента, но и о перераспределении потока по направлениям. Эта тенденция считается сейчас одной из самых важных на национальном туррынке.

Теракты и качество
В этом году Турция, любимейшее место летнего отдыха россиян в течение многих лет, впервые начала сдавать позиции. По итогам первого полугодия 2006 года (данные Росстата) она осталась лидером, однако выездной поток сократился на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — в январе—июне этого года Турцию посетили 498 тыс. россиян против 544 тыс. в первом полугодии 2005-го. Участники рынка полагают, что падение потока было еще более сильным и составило примерно 15—20%. Специалисты Российского союза туриндустрии (РСТ) утверждают, что снижение спроса на эту страну фиксируется впервые с 2000 года.

Турции катастрофически не везет: зимой в стране был обнаружен птичий грипп, который практически сорвал горнолыжный сезон, потом были взрывы на различных курортах, обманутые туристы, исчезнувшие турфирмы и проблемы с размещением россиян в отелях. Все это отрицательно сказалось на статистике. Конечно, первое полугодие, цифрами по которому оперирует Росстат, не самый показательный период для туристического рынка, Турция — направление преимущественно летнее.

Однако июль и август положения на этом направлении не улучшили. Бархатный сезон, скорее всего, тоже будет сорван: после взрывов в Мармарисе и Анталии в конце августа бронирования на эти курорты резко сократились, появились даже случаи отказов от поездок в Турцию. Не помогают и многочисленные спецпредложения, благодаря которым цены на Турцию в этом сезоне оказались как минимум на 15—20% ниже, чем в прошлом году.

Туроператоры отмечают, что закату турецкой популярности способствуют не только различные форс-мажорные обстоятельства, но и качество обслуживания. Хотельеры Анталии, Кемера и прочих курортов почему-то уверены, что россияне приедут к ним в любом случае, даже если сервис оставит желать много лучшего, а отношение к гостям будет далеко не уважительным. И если раньше на турок жаловались в основном покупатели бюджетных туров, то теперь все чаще и клиенты отелей класса люкс. «Привлекательность Турции начала снижаться и без терактов, — говорит Геннадий Косарев, генеральный директор компании Fresh Travel. — Ухудшение качества обслуживания — одна из главный тому причин. Наши туристы ждут от турецких курортов гораздо большего».

Вряд ли местным хотельерам стоит рассчитывать на то, что россияне от них никуда не денутся. Сограждане, повидавшие уже немало заморских курортов, хорошо представляют, что такое действительно хороший сервис. Тем более что выбор стран для отдыха у них огромен. К примеру, Турции на пятки давно наступает основной конкурент — Египет. Это направление уже отвоевало для себя статус круглогодичного, кроме того, оно до сих пор остается долларовым и одним из самых дешевых на российском туррынке (недельный тур, например, в Хургаду этим летом можно было купить за $300—350). Динамика спроса по Египту очень хорошая: за первое полугодие этого года объем турпотока на этом направлении вырос на 17,7%.

За экзотикой
Самыми модными в этом сезоне считаются поездки в экзотические страны Юго-Восточной Азии, особенно в Китай и Вьетнам. Эти направления раньше относились преимущественно к зимним, теперь же, как и Египет, стали считаться круглогодичными. По экспертным оценкам, спрос на Китай в этом году вырос примерно на 20—25%. Интерес растет и к экскурсионным поездкам, и к пляжному отдыху в этой стране, хотя пока большую часть российского потока на направлении составляют все-таки бизнесмены, приезжающие в Китай на выставки, переговоры или по торговым делам.

Во Вьетнам россияне, напротив, едут в основном осматривать достопримечательности и валяться на пляжах. По мнению Татьяны Коршуновой, директора по продвижению компании «Ланта-тур вояж», эта страна через несколько лет сможет стать лидером рейтинга популярности юго-восточных направлений. Об интересе россиян к Вьетнаму говорит и то, что «Аэрофлот» этим летом возобновил регулярные рейсы в Ханой, а «Трансаэро» с декабря собирается поднимать чартеры в Хошимин (Сайгон).

По словам Марины Рудаковой, руководителя отдела Юго-Восточной Азии компании UTE Megapolus, спрос на Вьетнам за последний год вырос вдвое. И это несмотря на то, что в Москве пока нет даже туристического представительства этой страны, которое занималось бы продвижением направления на российском рынке. Основные преимущества Вьетнама — хорошая экскурсионная программа, свободный въезд (виза оформляется в аэропорту по прилете) и конкурентные цены. Недельный тур с перелетом и проживанием в четырехзвездном отеле с завтраком стоит от $779. При этом, по словам Елены Арбековой, менеджера отдела реализации компании «Инна тур», все гостиницы во Вьетнаме вполне комфортные, даже скромные три звезды могут похвастаться ухоженной территорией, хорошим сервисом и уютными номерами.

На воды
Старый Свет как туристическое направление остается вне конкуренции — объемы здесь, может быть, и не такие, как в Турции и Египте, зато интерес, наверное, не иссякнет никогда. Европейские страны, позиции которых вроде бы несколько ослабли пару лет назад, сейчас вновь на пике популярности. Тем более что стоимость таких турпакетов растет не слишком быстро, а к ценам в евро россияне уже привыкли.

Спрос на Испанию, например, в этом сезоне вырос на 20% — сюда в том числе переместились и туристы из опальной Турции. Серьезного роста стоимости туров в эту страну в нынешнем сезоне не было, недельную поездку, как и прошлым летом, можно было купить в среднем за 600—700 евро. Примерно такими же темпами увеличивается и поток в Италию. Здесь свою роль сыграл выход на направление нового крупного игрока — компании «Натали Турс», которая начала активно раскручивать путешествия по Италии и, видимо, переориентировала на эту страну часть своих испанских клиентов.

Турпоток в Финляндию, падавший последние несколько лет, сейчас сильно вырос — по оценкам операторов, примерно на 30—40%. Анна Очкова, коммерческий директор компании «Конгресс-тур», связывает это с тем, что россиянам стало неинтересно просто валяться на пляже, поэтому они стали обращать внимание на финские озера. Кроме того, в этой стране начинаются практически все экскурсионные программы по Скандинавии, а добраться до нее можно по железной дороге — в последнее время альтернатива самолетам становится особенно актуальной.

Спрос на Грецию, по данным Росстата, за первое полугодие 2006 года вырос почти на 50%. Специалисты РСТ полагают, что здесь до сих пор играет свою роль отложенный еще со времен олимпиады спрос. Кроме того, российские операторы сейчас очень активно продвигают отдых на греческих островах, ставя туда новые чартерные программы. Греция — еще одно направление, оттянувшее на себя турецкий спрос.

Интересу к Чехии, по мнению Светланы Плотниковой, менеджера европейского отдела компании «Отдых+», во многом способствует реклама чешского пива на российском ТВ — потенциальные туристы, рассматривая в роликах красивые города и уютные пивные, принимают решение отправиться сюда отдыхать. Чехия — страна недорогого (недельный тур обходится в среднем в 400 евро), но качественного туризма, за что и любима россиянами.

По словам Юрия Рогова, генерального директора компании «Паннон Тур», путешественники в последнее время все чаще интересуются Венгрией. Туристы едут сюда и отдыхать на озерах, и осматривать достопримечательности, и лечиться. Инфраструктура страны развивается быстро: строятся новые гостиницы, спа- и веллнес-комплексы. Потихоньку восстанавливаются объемы по Кипру, утерянные после введения на острове виз. Правда, операторы жалуются, что сейчас они продают остров Афродиты с меньшей прибылью, чем в прошлом году.

Стабильно, примерно на 20—25% каждые полгода, растет спрос на Болгарию, которая радует россиян низкими внутренними ценами и практическим отсутствием языкового барьера. И, наконец, настоящими звездами этого сезона можно назвать Сербию и Черногорию — направление переживает настоящий бум, и поток здесь вырос более чем вдвое. Черногория — красивая и, что немаловажно для россиян, очень дешевая страна, поэтому и вошла в моду среди туристов, постоянно ищущих что-нибудь новенькое.

Участники рынка отмечают: российский турпоток падает лишь в тех европейских странах, где возникают визовые проблемы. Например, в Великобританию в этом сезоне отправилось россиян на 20% меньше, чем в прошлом, — сказалось изменение оформления въездного документа и его подорожание на 900 рублей. Из-за визовых проблем россияне вновь отвернулись от литовских и латвийских курортов. Германия недосчиталась почти 30% наших туристов из-за того, что индивидуалам теперь приходится ждать визы по 30—40 дней. Но лидером проблемных направлений в этом году оказалась Франция. Забастовка в консульстве перед майскими праздниками и увеличение срока оформления визы до двух недель привели к тому, что направление недосчиталось, по экспертным оценкам, 20—30% туристов. Операторы считают: если дела со въездом во Францию и дальше будет обстоять так же напряженно, страна, несмотря на всю свою туристическую привлекательность, может попасть у туристов в черный список.

Впервые за последние годы россияне слегка охладели к Турции. Зато растет популярность азиатских поездок и туров в Европу. Помешать нашим гражданам отдыхать за границей могут только проблемы с получением виз. Ссередины 90-х годов выездной сегмент был самым большим и прибыльным на нашем туристическом рынке. Однако в последние годы ситуация стала меняться. То ли путешественников напугали авиакатастрофы и атаки террористов, то ли они просто устали от заморских красот, но многие россияне начали отказываться от поездок за рубеж в пользу отдыха на просторах родины.

В прошлом году, по официальной статистике, спрос на поездки за границу немного упал — примерно на 1% по сравнению с 2004 годом. В первом полугодии 2006-го результаты значительно лучше: аналитики фиксируют рост в 13% по сравнению с январем—июнем года 2005-го. Однако цифрам далеко до показателей 2004 года, когда за первые шесть месяцев объем выездного сектора вырос аж на 35,8%.

Эксперты говорят не только о снижении объемов выездного сегмента, но и о перераспределении потока по направлениям. Эта тенденция считается сейчас одной из самых важных на национальном туррынке.

Теракты и качество

В этом году Турция, любимейшее место летнего отдыха россиян в течение многих лет, впервые начала сдавать позиции. По итогам первого полугодия 2006 года (данные Росстата) она осталась лидером, однако выездной поток сократился на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — в январе—июне этого года Турцию посетили 498 тыс. россиян против 544 тыс. в первом полугодии 2005-го. Участники рынка полагают, что падение потока было еще более сильным и составило примерно 15—20%. Специалисты Российского союза туриндустрии (РСТ) утверждают, что снижение спроса на эту страну фиксируется впервые с 2000 года.

Турции катастрофически не везет: зимой в стране был обнаружен птичий грипп, который практически сорвал горнолыжный сезон, потом были взрывы на различных курортах, обманутые туристы, исчезнувшие турфирмы и проблемы с размещением россиян в отелях. Все это отрицательно сказалось на статистике. Конечно, первое полугодие, цифрами по которому оперирует Росстат, не самый показательный период для туристического рынка, Турция — направление преимущественно летнее.

Однако июль и август положения на этом направлении не улучшили. Бархатный сезон, скорее всего, тоже будет сорван: после взрывов в Мармарисе и Анталии в конце августа бронирования на эти курорты резко сократились, появились даже случаи отказов от поездок в Турцию. Не помогают и многочисленные спецпредложения, благодаря которым цены на Турцию в этом сезоне оказались как минимум на 15—20% ниже, чем в прошлом году.

Туроператоры отмечают, что закату турецкой популярности способствуют не только различные форс-мажорные обстоятельства, но и качество обслуживания. Хотельеры Анталии, Кемера и прочих курортов почему-то уверены, что россияне приедут к ним в любом случае, даже если сервис оставит желать много лучшего, а отношение к гостям будет далеко не уважительным. И если раньше на турок жаловались в основном покупатели бюджетных туров, то теперь все чаще и клиенты отелей класса люкс. «Привлекательность Турции начала снижаться и без терактов, — говорит Геннадий Косарев, генеральный директор компании Fresh Travel. — Ухудшение качества обслуживания — одна из главный тому причин. Наши туристы ждут от турецких курортов гораздо большего».

Вряд ли местным хотельерам стоит рассчитывать на то, что россияне от них никуда не денутся. Сограждане, повидавшие уже немало заморских курортов, хорошо представляют, что такое действительно хороший сервис. Тем более что выбор стран для отдыха у них огромен. К примеру, Турции на пятки давно наступает основной конкурент — Египет. Это направление уже отвоевало для себя статус круглогодичного, кроме того, оно до сих пор остается долларовым и одним из самых дешевых на российском туррынке (недельный тур, например, в Хургаду этим летом можно было купить за $300—350). Динамика спроса по Египту очень хорошая: за первое полугодие этого года объем турпотока на этом направлении вырос на 17,7%.

За экзотикой

Самыми модными в этом сезоне считаются поездки в экзотические страны Юго-Восточной Азии, особенно в Китай и Вьетнам. Эти направления раньше относились преимущественно к зимним, теперь же, как и Египет, стали считаться круглогодичными. По экспертным оценкам, спрос на Китай в этом году вырос примерно на 20—25%. Интерес растет и к экскурсионным поездкам, и к пляжному отдыху в этой стране, хотя пока большую часть российского потока на направлении составляют все-таки бизнесмены, приезжающие в Китай на выставки, переговоры или по торговым делам.

Во Вьетнам россияне, напротив, едут в основном осматривать достопримечательности и валяться на пляжах. По мнению Татьяны Коршуновой, директора по продвижению компании «Ланта-тур вояж», эта страна через несколько лет сможет стать лидером рейтинга популярности юго-восточных направлений. Об интересе россиян к Вьетнаму говорит и то, что «Аэрофлот» этим летом возобновил регулярные рейсы в Ханой, а «Трансаэро» с декабря собирается поднимать чартеры в Хошимин (Сайгон).

По словам Марины Рудаковой, руководителя отдела Юго-Восточной Азии компании UTE Megapolus, спрос на Вьетнам за последний год вырос вдвое. И это несмотря на то, что в Москве пока нет даже туристического представительства этой страны, которое занималось бы продвижением направления на российском рынке. Основные преимущества Вьетнама — хорошая экскурсионная программа, свободный въезд (виза оформляется в аэропорту по прилете) и конкурентные цены. Недельный тур с перелетом и проживанием в четырехзвездном отеле с завтраком стоит от $779. При этом, по словам Елены Арбековой, менеджера отдела реализации компании «Инна тур», все гостиницы во Вьетнаме вполне комфортные, даже скромные три звезды могут похвастаться ухоженной территорией, хорошим сервисом и уютными номерами.

На воды

Старый Свет как туристическое направление остается вне конкуренции — объемы здесь, может быть, и не такие, как в Турции и Египте, зато интерес, наверное, не иссякнет никогда. Европейские страны, позиции которых вроде бы несколько ослабли пару лет назад, сейчас вновь на пике популярности. Тем более что стоимость таких турпакетов растет не слишком быстро, а к ценам в евро россияне уже привыкли.

Спрос на Испанию, например, в этом сезоне вырос на 20% — сюда в том числе переместились и туристы из опальной Турции. Серьезного роста стоимости туров в эту страну в нынешнем сезоне не было, недельную поездку, как и прошлым летом, можно было купить в среднем за 600—700 евро. Примерно такими же темпами увеличивается и поток в Италию. Здесь свою роль сыграл выход на направление нового крупного игрока — компании «Натали Турс», которая начала активно раскручивать путешествия по Италии и, видимо, переориентировала на эту страну часть своих испанских клиентов.

Турпоток в Финляндию, падавший последние несколько лет, сейчас сильно вырос — по оценкам операторов, примерно на 30—40%. Анна Очкова, коммерческий директор компании «Конгресс-тур», связывает это с тем, что россиянам стало неинтересно просто валяться на пляже, поэтому они стали обращать внимание на финские озера. Кроме того, в этой стране начинаются практически все экскурсионные программы по Скандинавии, а добраться до нее можно по железной дороге — в последнее время альтернатива самолетам становится особенно актуальной.

Спрос на Грецию, по данным Росстата, за первое полугодие 2006 года вырос почти на 50%. Специалисты РСТ полагают, что здесь до сих пор играет свою роль отложенный еще со времен олимпиады спрос. Кроме того, российские операторы сейчас очень активно продвигают отдых на греческих островах, ставя туда новые чартерные программы. Греция — еще одно направление, оттянувшее на себя турецкий спрос.

Интересу к Чехии, по мнению Светланы Плотниковой, менеджера европейского отдела компании «Отдых+», во многом способствует реклама чешского пива на российском ТВ — потенциальные туристы, рассматривая в роликах красивые города и уютные пивные, принимают решение отправиться сюда отдыхать. Чехия — страна недорогого (недельный тур обходится в среднем в 400 евро), но качественного туризма, за что и любима россиянами.

По словам Юрия Рогова, генерального директора компании «Паннон Тур», путешественники в последнее время все чаще интересуются Венгрией. Туристы едут сюда и отдыхать на озерах, и осматривать достопримечательности, и лечиться. Инфраструктура страны развивается быстро: строятся новые гостиницы, спа- и веллнес-комплексы. Потихоньку восстанавливаются объемы по Кипру, утерянные после введения на острове виз. Правда, операторы жалуются, что сейчас они продают остров Афродиты с меньшей прибылью, чем в прошлом году.

Стабильно, примерно на 20—25% каждые полгода, растет спрос на Болгарию, которая радует россиян низкими внутренними ценами и практическим отсутствием языкового барьера. И, наконец, настоящими звездами этого сезона можно назвать Сербию и Черногорию — направление переживает настоящий бум, и поток здесь вырос более чем вдвое. Черногория — красивая и, что немаловажно для россиян, очень дешевая страна, поэтому и вошла в моду среди туристов, постоянно ищущих что-нибудь новенькое.

Участники рынка отмечают: российский турпоток падает лишь в тех европейских странах, где возникают визовые проблемы. Например, в Великобританию в этом сезоне отправилось россиян на 20% меньше, чем в прошлом, — сказалось изменение оформления въездного документа и его подорожание на 900 рублей. Из-за визовых проблем россияне вновь отвернулись от литовских и латвийских курортов. Германия недосчиталась почти 30% наших туристов из-за того, что индивидуалам теперь приходится ждать визы по 30—40 дней. Но лидером проблемных направлений в этом году оказалась Франция. Забастовка в консульстве перед майскими праздниками и увеличение срока оформления визы до двух недель привели к тому, что направление недосчиталось, по экспертным оценкам, 20—30% туристов. Операторы считают: если дела со въездом во Францию и дальше будет обстоять так же напряженно, страна, несмотря на всю свою туристическую привлекательность, может попасть у туристов в черный список.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».