Наверх
11 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Охотники за головами"

Западные банки все активнее осваивают российские просторы и кошельки россиян. А участившаяся скупка местных игроков наводит на мысль, что в погоне за розничным клиентом иностранцев уже ничто не остановит: первые успехи лишь сильнее разжигают аппетит.Продажи банков иностранцам перестают будоражить умы, если год назад рынок бурно обсуждал покупку Дельта-Банка финансовым подразделением General Electric — компанией GE Consumer Finance (см. «Профиль» №29, 2005), — то недавняя сделка по продаже «сводного брата» — банка «Дельта-Кредит» — французской группе Societe Generale особенного ажиотажа не вызвала. Причина спокойствия рынка не только в участившихся поглощениях западными банками местных структур, как правило, небольших (см. «Профиль» №28, 2005). Продажу «Дельта-Кредита» давно ждали: американский инвест-фонд Delta Private Equity Partners заявил о планах выгодно сбыть свое ипотечное детище еще год назад, при обнародовании сделки с Дельта-Банком. Один из лидеров в модном сейчас ипотечном секторе не мог долго оставаться без нового хозяина.

Ритейловые финансовые структуры сегодня вообще становятся лакомой добычей. Особенно те из них, которые ориентируются на выдачу кредитов. Прибыль, что приносят дорогие частные займы, несравнимы с доходами от другой банковской деятельности — не зря пионер российского экспресс-кредитования банк «Русский стандарт» с прошлого года входит в пятерку самых прибыльных структур, уступая лишь государственным монстрам. По сей день большинство товарных кредитов с учетом различных комиссий выдается под 45—60% годовых в рублях, в то время как максимальная ставка по частным депозитам в национальной валюте редко превышает 12% годовых. И даже нарастающий процент невозвратов — 13,81 млрд. рублей просроченной задолженности по кредитам физлиц на 1 июня, по данным ЦБ, — не может отбить желания у западных банкиров осваивать российский ритейл.

Как утверждают сами финансисты, сегодня российский клиент постепенно превращается из вкладчика в заемщика. Возможно, с этим отчасти связан тот факт, что, нарастив свои доли на рынке депозитов после кризиса прошлого года, в нынешнем иностранцы начали сдавать позиции. За первое полугодие австрийский Райффайзенбанк сместился с 7-го места по объему привлеченных частных вкладов на 8-е, Международный Московский банк (ММБ), основным акционером которого является немецкий HypoVereinsBank, сдвинулся с 14-й позиции на 16-ю, а голландский АБН АМРО А.О. и вовсе покинул top 30. Один лишь Ситибанк продолжает отвоевывать себе место под депозитным солнцем: с января по июль он сумел увеличить объем вкладов почти на 60% и подняться с 18-го места на 14-е.

Купи и сохрани

Американский фонд Delta Private Equity Partners (бывший фонд «США—Россия») купил два местных банка, переименовал их и переориентировал на розничный бизнес, готовя к последующей продаже по более высокой цене. Нынешние владельцы этих банков отдали деньги за набранные кредитные портфели и долю на рынке. Теперь для них главное — не потерять выкупленное место. Как заметил на встрече с журналистами управляющий директор «ДельтаКредита» Игорь Кузин, сегодня задача его банка — не увеличивать свою долю в ипотечном сегменте, а попытаться ее сохранить, ведь конкуренция станет только расти. «Мы видим большие возможности на рынке ипотеки, объемы которого будут удваиваться ежегодно в течение ближайших пяти лет. На наш взгляд, следующая волна роста рынка потребительского финансирования грядет именно в этом сегменте», — заявил «Профилю» председатель совета директоров ДельтаБанка и управляющий директор GE Consumer Finance Джеймс Кук.

И так думает не он один: ожидалось, что GECF достанется и «Дельта-Кредит», однако группа Societe Generale сумела перебить цену. Теперь французы станут наступать на ритейл уже с трех сторон: помимо российской «дочки» («Банк Сосьете Женераль Восток» (BSGV), которая продолжит развитие ипотеки и автокредитования, и свежеприобретенного «Дельта-Кредита», у группы имеется еще один актив. Созданная год назад для освоения нового в России направления — дистанционного потребкредитования через почту и Интернет-магазины — компания «Русфинанс» теперь займется автокредитованием и револьверными кредитками. Для этого французы еще в марте приобрели самарский Промэкбанк, благодаря аффилированности с автомобильными активами бывших акционеров — группой «СОК» — он успел сформировать существенный портфель автокредитов. По данным «Профиля» на 1 января этого года, банк занимал 29-е место в рейтинге крупнейших кредиторов частных лиц. Сейчас весь бизнес «Русфинанса» переводится в банк, которому через несколько месяцев отойдет и имя компании.

Как сообщили «Профилю» в «Русфинансе», в скором времени второй акционер компании — инвестфонд Baring Vostok Capital Partners (владеет 32% акций) — продаст свою долю, и, вероятнее всего, компания целиком отойдет французам. По словам главы BSGV Мишеля Брику, кредитные организации будут развивать рисегодня эти продукты предлагаются только «зарплатным» клиентам банка. Пока же ММБ удается стремительно наращивать портфели по автокредитам и ипотеке — в рейтинге кредиторов населения за первые полгода он поднялся с 15-го места на 13-е. Не так давно за ипотеку взялся и GE Consumer Finance. Еще в феврале акционер выделил ДельтаБанку кредит в $75 млн. на развитие нового направления (см. «Профиль» №5, 2005) и останавливаться на этом не собирается. «Самым серьезным препятствием на российском рынке ипотечных кредитов является отсутствие источников долгосрочного финансирования, но, поскольку у GE есть доступ к таким ресурсам, мы планируем занять лидирующие позиции на рынке ипотечного кредитования в России», — демонстрирует амбиции Джеймс Кук.

Возможно, в скором времени российские банки будут потеснены и другими иностранными институтами, многие из которых быстро меняют ориентацию. «Значительная часть иностранных банков при своем открытии придерживалась политики обслуживания компаний своих стран, — вспоминает директор департамента банковских продуктов банка «ГЛОБЭКС» Ирина Мелкова. — Турецкие Финансбанк и «Гаранта Банк—Москва» занимались в основном тем, что обслуживали турецкие строительные и торговые компании, «Банк Китая (ЭЛОС)» обслуживает китайских предпринимателей. Аналогично ориентировались и другие банки: Коммерческий банк Индии, Международный банк Азербайджана—Москва, Азия-Инвест Банк». По словам специалиста, сейчас во всех иностранных «дочках» стала четко прослеживаться специализация — кредитование малого бизнеса и потребительского кредитования, что ведет к существенному перераспределению клиентов между российскими и иностранными дочерними банками. По утверждению Ирины тейловые кредитные продукты параллельно, не обмениваясь программами. «Лучше идти в бой вдвоем, чем поодиночке», — ясно дал понять свои настроения Брику.

Генеральная линия

Стараются не отстать от ритейлового поезда и другие западные «дочки». Если в начале года в списке тридцати крупнейших кредиторов россиян значилось шесть банков с иностранным капиталом, то к началу июля их стало восемь. Помимо упомянутого BSGV список пополнил турецкий Финансбанк, который ранее ориентировался на выдачу торговых займов и потребительских кредитов на неотложные нужды, а с начала этого года начал завоевание новых для себя рынков автокредитования и ипотеки. Недавно стало известно, что до конца 2006 года этот банк планирует вдвое увеличить портфель потребкредитов и в несколько раз — количество региональных представительств.

Осваивают новые направления и те банки, которые уже давно присутствуют в списке лидеров по объему частных кредитов. Ситибанк — «дочка» американского Citigroup, — ранее усердно продвигавший кредитки и инвестпродукты для частных лиц, решил заняться ипотекой и обещает вывести на рынок еще несколько кредитных новинок (см. интервью с Адрианом Кристиани). ММБ собирается вывести на широкий рынок потребительские кредиты и кредитные карты: людей — а по нашим оценкам, это порядка 60 млн. россиян — и является потенциальными клиентами кредитных продуктов и услуг нашего банка». Такая цифра не может не завораживать умы иностранцев, задача которых — привлечь как можно больше неискушенной публики. Член правления, начальник управления по работе с физлицами Райффайзенбанка Александр Колошенко подчеркивает, что большинство наших граждан довольно отдаленно представляют себе суть терминов типа «процентная ставка». Достаточно взглянуть на миллиарды долларов, выданных в виде экспресс- и потребительских кредитов под очень высокие ставки, чтобы понять: на спрос населения сейчас влияет информационная политика отдельных финансовых институтов.

Вместе с тем особенности российского потребителя ставят перед иностранцами определенные трудности. «Российский клиент чаще всего не имеет кредитной истории и легального (с точки зрения налогового законодательства) дохода. Это очень усложняет оценку заемщика при обращении за кредитом», — сетует Мишель Брику из BSGV. И хотя иностранцы и уповают на создание в России бюро кредитных историй, которые должны будут решить проблему с отсутствием единых баз о заемщиках, сами они не спешат сообщать о сотрудничестве с такими организациями. Сегодня из иностранцев только Ситибанк и ДельтаБанк входят в состав Национального бюро кредитных историй (НБКИ). Правда, как удалось узнать «Профилю», сейчас бюро ведет переговоры еще с рядом иностранных «дочек» (в их числе Райффайзенбанк, ММБ, Финансбанк, КМБ-Банк), которые, возможно, войдут в его капитал в ближайшее время — в сентябре, к началу действия закона и кредитных историях, НБКИ задумало провести допэмиссию и расширить состав акционеров. Мелковой, в настоящее время ощутимая конкуренция для крупнейших банков, контролируемых нерезидентами, чувствуется только со стороны местных кредитных организаций Москвы и Санкт-Петербурга.

На кону — 60 миллионов

Доступ к неограниченным дешевым ресурсам — не единственный козырь инобанков. В руках западных гигантов, развивающих кредитование физлиц десятилетиями, — опыт и технологии. Их российские конкуренты уповают на ментальность и родственную душу потребителей, которые привыкли доверять «своим».

«Иностранные банки в совокупности уже занимают существенную позицию на российском рынке, они учатся лучше понимать российского клиента, хотя некоторые безуспешно», — размышляет замдиректора департамента розничного бизнеса Росбанка Дмитрий Вечканов. Но игроки с западными корнями прилагают все усилия для того, чтобы стать ближе россиянам. Теперь они готовы видеть в своих должниках не самого богатого клиента. То, что иностранцы потянулись к простым гражданам, заметно и по рекламным кампаниям. Ролики чешского банка «Хоум Кредит энд Финанс» (ХКФ) заполонили рекламные паузы телеэфира, Ситибанк теперь заманивает прохожих и водителей призывами с билл-бордов вдоль магистралей, а Райффайзенбанк спустился под землю и призывает воспользоваться потребкредитами пассажиров метро.

Хотя сами западные банкиры уверяют, что портрет их среднестатистического клиента за последний год мало изменился. «Банк ориентируется на людей с доходом на уровне «средний» и «ниже среднего», как правило, это сотрудники коммерческих и государственных структур, семейные люди, — говорит руководитель PR-отдела ХКФ Алена Желтова. — Именно эта категория людей — а по нашим оценкам, это порядка 60 млн. россиян — и является потенциальными клиентами кредитных продуктов и услуг нашего банка». Такая цифра не может не завораживать умы иностранцев, задача которых — привлечь как можно больше неискушенной публики. Член правления, начальник управления по работе с физлицами Райффайзенбанка Александр Колошенко подчеркивает, что большинство наших граждан довольно отдаленно представляют себе суть терминов типа «процентная ставка». Достаточно взглянуть на миллиарды долларов, выданных в виде экспресси потребительских кредитов под очень высокие ставки, чтобы понять: на спрос населения сейчас влияет информационная политика отдельных финансовых институтов.

Вместе с тем особенности российского потребителя ставят перед иностранцами определенные трудности. «Российский клиент чаще всего не имеет кредитной истории и легального (с точки зрения налогового законодательства) дохода. Это очень усложняет оценку заемщика при обращении за кредитом», — сетует Мишель Брику из BSGV. И хотя иностранцы и уповают на создание в России бюро кредитных историй, которые должны будут решить проблему с отсутствием единых баз о заемщиках, сами они не спешат сообщать о сотрудничестве с такими организациями. Сегодня из иностранцев только Ситибанк и ДельтаБанк входят в состав Национального бюро кредитных историй (НБКИ). Правда, как удалось узнать «Профилю», сейчас бюро ведет переговоры еще с рядом иностранных «дочек» (в их числе Райффайзенбанк, ММБ, Финансбанк, КМБ-Банк), которые, возможно, войдут в его капитал в ближайшее время — в сентябре, к началу действия закона и кредитных историях, НБКИ задумало провести допэмиссию и расширить состав акционеров.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK