26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "ОПЕРАЦИЯ "МЕТЛА""

Архивная публикация 2010 года: "ОПЕРАЦИЯ "МЕТЛА""

Впервые сомалийские морские разбойники должны предстать перед судом в Германии. Кенийские тюрьмы пиратов больше не принимают, федеральное правительство в срочном порядке ищет другие решения. Ганс Лоддер уже сейчас знает, какую команду он подаст в пятницу. Незадолго до того, как "Тромп" войдет на военно-морскую базу Ден-Хелдер на севере Голландии, капитан Лоддер прикажет вынести на палубу метлу. Такой обычай на фрегате "Тромп". Так всех приучил еще в 1652 году нидерландский адмирал, имя которого носит фрегат. "Это символ того, что он метлой очистил океаны от тех, кому на них не место!" - говорит Лоддер.
На сей раз моряки будут крепить метлу на флагштоке с чувством особой гордости. Потому что именно Лоддер и ребята из его голландского спецназа захватили в Индийском океане, в тысяче километров от побережья Сомали, тех десятерых сомалийцев, что незадолго до этого взяли на абордаж немецкий контейнеровоз "Тайпан". Операция проводилась с воздуха и была очень живописна.
Десять пленных, никто не погиб, лишь у одного из солдат легкое сотрясение мозга. Капитан Лоддер может быть доволен. Он провел самую успешную доселе операцию против пиратов в Аденском заливе.
Проблемы теперь будут у других. Прежде всего - у федерального правительства. После долгих выяснений десять пиратов в ближайшее время будут доставлены в Германию и предстанут в Гамбурге перед судом. Скорее всего, они будут не последними. До сих пор западным странам удавалось отправлять арестованных пиратов в Кению, где их и отдавали в руки правосудия. Но теперь кенийцы, как и все прочие африканские страны, отказываются брать на себя эту роль.
Самый последний захват у восточного побережья Аф-рики мог и не оказаться таким удачным. Дело в том, что проходил он далеко не так мирно, как считалось до недавнего времени. Спустя всего полчаса после того, как капитан "Тайпана" Дирк Е. в полдень пасхального понедельника получил сообщение о появлении подозрительного катера, вооруженные до зубов сомалийцы уже были на борту его судна и открыли стрельбу из своих "калашей" по капитанскому мостику.
Немецким контейнерово-зом командует капитан, ко-торому за шестьдесят, опыт-ный моряк. Как только первые выстрелы пробили ударопрочное стекло капитанской рубки, он отправил большую часть своей команды из пятнадцати человек на нижнюю палубу, в надежно защищенную "спецкаюту". Позже капитан расскажет, что пули и осколки так и свистели у его головы.
Согласно уставу была остановлена машина, чтобы судно невозможно было угнать. Он сразу дал сигнал своему пароходству и европейской антипиратской миссии "Ат-аланта", а затем и сам спустился в безопасное по-мещение.
Там команда, в которой был еще один немец - судовой механик, выжидала, пока голландский фрегат "Тромп" не прошел отделявшие его от места событий 50 морских миль. То, что вся команда находилась в "тревожной каюте", как раз и позволило голландцам провести операцию. "Когда мы услышали, что пираты уже на борту, мы решили, что уже ничего не поделаешь и нужно уходить", - рассказывает Лоддер. Но поскольку команде непосредственно ничто не уг-рожало, правительство в Гааге дало добро на операцию. И немецкое правительство не возражало.
С этого момента все происходило стремительно. На бортовом вертолете отряд спецназа был доставлен к носу "Тайпана", и с высоты 15 метров бойцы спустились по канатам. Перед этим вертолет обстрелял капитанский мостик контейнеровоза, на котором пытались укрыться морские разбойники. "Пираты побросали оружие и спешно сдались", - рассказывает голландский командир. На все действие ушло не более пятнадцати минут.
В руки голландцев попали пять автоматов Калашникова, два противотанковых гранатомета и два пистолета. Еще час ушел на поиски команды: в чреве "Тайпана" в каюте с наглухо задраенной стальной дверью найти ее оказалось непросто. Торговые моряки, сидя в убежище, слышали только "жуткую пальбу".
При первом допросе, который вел свободно говорящий по-сомалийски голландский спецназовец, команду "Тром-па" ждал сюрприз: среди арестованных оказался один старый знакомый. Голландские участники миссии "Ат-аланта" его уже один раз задерживали вместе с другими 72 предполагаемыми бандитами. "Тогда он божился, что он несчастный бедный рыбак. На сей раз этот трюк не пройдет!" - рассказывал Лоддер по прибытии в Джибути с пиратами на борту. Оттуда на военном самолете их переправили в Эйндховен, где уже лежал запрос на экстрадицию в Германию.
В выданных гамбургским судом низшей инстанции ордерах на арест Абдулы Фаты Д. из Галкайо, Ахмета А. из Данане и восьми других сомалийцев выдвигается обвинение в попытке похищения людей с целью получения выкупа и в нарушении Кодекса морского судоходства, что уже тянет минимум на пять лет заключения.
Еще прошлой весной, после нападения на корабль MV Courier германской судоходной компании "Братья Винтер", задержанных передали кенийскому правосудию. Но на сей раз этот вариант отпадает, поскольку "Тайпан" был захвачен вне морской зоны, контролируемой антипиратской миссией ЕС "Аталанта". ЕС и США предлагали Кении миллионы за то, чтобы дела по пиратству велись на африканской земле.
Но этим надеждам не суждено было сбыться. Кенийский процесс против девяти подозреваемых по делу, принятому к производству прошлой весной, быстро начал буксовать. К тому же Кения в одностороннем порядке разорвала в начале апреля соглашение о сотрудничестве с ЕС и США. Было сказано только, что кенийское судопроизводство не справляется с таким количест-вом дел, да и тюрьмы переполнены.
Действительно, в СИЗО портового города Момбаса сейчас находятся около 130 лиц, подозреваемых в пиратстве. Прошло два процесса, осуждено 18 пиратов, получивших до 20 лет заключения. Процессы затягиваются на годы, они дороги, доказательная база часто гораздо слабее, чем в деле "Тайпана".
Судя по всему, соглашение о сотрудничестве с ЕС и США было разорвано и по той причине, что Америка недавно в связи с подозрениями в коррупции отказала в визе кенийскому генеральному прокурору Амосу Вако. А переговоры о соглашении вел именно он.
И на внутриполитической арене морские разбойники доставляли кенийцам немало проблем. Момбасская тюрьма для пиратов Шимо Ла Тева, печально известная исключительно тяжелыми ус-ловиями в камерах, была в рамках борьбы с пиратством основательно реконструирована при содействии бывшего немецкого посла Вальтера Линднера. Там теперь есть новый фонтанчик, камеры для подозреваемых в пиратстве сделаны попросторней. И именно это вызвало волну недовольства. Кения обратилась к немецким дипломатам с жалобой, что заключенные-кенийцы стали чувствовать себя зэками второго класса, что с сомалийцами обращают-ся лучше.
Уже в конце марта кенийцы дали ясно понять, что принимать пиратов они больше не намерены. Они отказались подвергнуть предварительному заключению бандитов, захваченных военными моряками Италии и США. Недавно Момбаса не приняла у итальянского фрегата "Сирокко" даже тело утонувшего сомалийца.
{PAGE}
Все эти события вызывают у правительства Германии законную тревогу: ведь эти десять сомалийцев, которых сейчас должны привезти в Гамбург, могут оказаться только "первыми ласточками". У пиратов как раз открывается новый сезон охоты. Следующее нападение на корабль какой-нибудь немецкой судоходной компании - это, по мнению всех экспертов, только вопрос времени.
Для многих высоких чиновников это кошмарный сценарий, поскольку опасаются они не только дополнительной нагрузки на органы юстиции, но в первую очередь - заявлений о предоставлении убежища от заключенных после выхода из тюрьмы. Ведь выслать кого-либо в развалившееся государство Сомали практически не представляется возможным.
Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле уже зондировал возможные варианты во время своей последней поездки по Африке. В беседах с коллегой из Танзании немецкий министр, представляющий партию свободных демократов, предложил нищенствующей стране увеличение помощи на развитие в обмен на то, что она будет вести дела лиц, арестованных по подозрению в пиратстве. Ведь многие из подвергавшихся нападению кораблей везли продовольственную по-мощь Всемирной организации здравоохранения в голодающую Танзанию, и потому эта страна заинтересована поддержать антипиратскую миссию ЕС. Но коллега из Танзании идею отклонил, по крайней мере, пока.
Десяти сомалийцам, которых держали на "Тромпе" в ангаре для вертолета, еще на борту судна сообщили о предстоящей выдаче Германии. После их прибытия в Голландию судья амстердамского окружного суда подписал ордера на их арест. По совету четырех голландских адвокатов, назначенных защищать подозреваемых в пиратстве, все сомалийцы выразили протест против ускоренной процедуры их выдачи Германии. Это значит, что решение вопроса о выезде в Гамбург затянется. По голландскому закону, теперь в течение 90 дней должно состояться слушание, на котором надлежит принять решение о выдаче арестованных. До тех пор подозреваемые будут содержаться в разных тюрьмах.
Генеральный директор гамбургского пароходства Komrowski Роланд Хёгер на позапрошлой неделе в Дубае сам инспектировал ущерб, нанесенный "Тайпану". Сейчас он рассматривает вопрос о том, какие правовые шаги против пиратов может предпринять его фирма. Помимо этого в пароходстве исследуют возможности привлечь к рассмотрению темы пиратства Международный суд по морскому праву, а с ним - и ООН. "Пока миссия ЕС "Аталанта" вела себя слишком пассивно, - считает Хёгер. - Базовые корабли пиратов опознаны, срочно нужно принять меры, которые не позволяли бы этим судам покидать территориальные воды Сомали".

Впервые сомалийские морские разбойники должны предстать перед судом в Германии. Кенийские тюрьмы пиратов больше не принимают, федеральное правительство в срочном порядке ищет другие решения. Ганс Лоддер уже сейчас знает, какую команду он подаст в пятницу. Незадолго до того, как "Тромп" войдет на военно-морскую базу Ден-Хелдер на севере Голландии, капитан Лоддер прикажет вынести на палубу метлу. Такой обычай на фрегате "Тромп". Так всех приучил еще в 1652 году нидерландский адмирал, имя которого носит фрегат. "Это символ того, что он метлой очистил океаны от тех, кому на них не место!" - говорит Лоддер.
На сей раз моряки будут крепить метлу на флагштоке с чувством особой гордости. Потому что именно Лоддер и ребята из его голландского спецназа захватили в Индийском океане, в тысяче километров от побережья Сомали, тех десятерых сомалийцев, что незадолго до этого взяли на абордаж немецкий контейнеровоз "Тайпан". Операция проводилась с воздуха и была очень живописна.
Десять пленных, никто не погиб, лишь у одного из солдат легкое сотрясение мозга. Капитан Лоддер может быть доволен. Он провел самую успешную доселе операцию против пиратов в Аденском заливе.
Проблемы теперь будут у других. Прежде всего - у федерального правительства. После долгих выяснений десять пиратов в ближайшее время будут доставлены в Германию и предстанут в Гамбурге перед судом. Скорее всего, они будут не последними. До сих пор западным странам удавалось отправлять арестованных пиратов в Кению, где их и отдавали в руки правосудия. Но теперь кенийцы, как и все прочие африканские страны, отказываются брать на себя эту роль.
Самый последний захват у восточного побережья Аф-рики мог и не оказаться таким удачным. Дело в том, что проходил он далеко не так мирно, как считалось до недавнего времени. Спустя всего полчаса после того, как капитан "Тайпана" Дирк Е. в полдень пасхального понедельника получил сообщение о появлении подозрительного катера, вооруженные до зубов сомалийцы уже были на борту его судна и открыли стрельбу из своих "калашей" по капитанскому мостику.
Немецким контейнерово-зом командует капитан, ко-торому за шестьдесят, опыт-ный моряк. Как только первые выстрелы пробили ударопрочное стекло капитанской рубки, он отправил большую часть своей команды из пятнадцати человек на нижнюю палубу, в надежно защищенную "спецкаюту". Позже капитан расскажет, что пули и осколки так и свистели у его головы.
Согласно уставу была остановлена машина, чтобы судно невозможно было угнать. Он сразу дал сигнал своему пароходству и европейской антипиратской миссии "Ат-аланта", а затем и сам спустился в безопасное по-мещение.
Там команда, в которой был еще один немец - судовой механик, выжидала, пока голландский фрегат "Тромп" не прошел отделявшие его от места событий 50 морских миль. То, что вся команда находилась в "тревожной каюте", как раз и позволило голландцам провести операцию. "Когда мы услышали, что пираты уже на борту, мы решили, что уже ничего не поделаешь и нужно уходить", - рассказывает Лоддер. Но поскольку команде непосредственно ничто не уг-рожало, правительство в Гааге дало добро на операцию. И немецкое правительство не возражало.
С этого момента все происходило стремительно. На бортовом вертолете отряд спецназа был доставлен к носу "Тайпана", и с высоты 15 метров бойцы спустились по канатам. Перед этим вертолет обстрелял капитанский мостик контейнеровоза, на котором пытались укрыться морские разбойники. "Пираты побросали оружие и спешно сдались", - рассказывает голландский командир. На все действие ушло не более пятнадцати минут.
В руки голландцев попали пять автоматов Калашникова, два противотанковых гранатомета и два пистолета. Еще час ушел на поиски команды: в чреве "Тайпана" в каюте с наглухо задраенной стальной дверью найти ее оказалось непросто. Торговые моряки, сидя в убежище, слышали только "жуткую пальбу".
При первом допросе, который вел свободно говорящий по-сомалийски голландский спецназовец, команду "Тром-па" ждал сюрприз: среди арестованных оказался один старый знакомый. Голландские участники миссии "Ат-аланта" его уже один раз задерживали вместе с другими 72 предполагаемыми бандитами. "Тогда он божился, что он несчастный бедный рыбак. На сей раз этот трюк не пройдет!" - рассказывал Лоддер по прибытии в Джибути с пиратами на борту. Оттуда на военном самолете их переправили в Эйндховен, где уже лежал запрос на экстрадицию в Германию.
В выданных гамбургским судом низшей инстанции ордерах на арест Абдулы Фаты Д. из Галкайо, Ахмета А. из Данане и восьми других сомалийцев выдвигается обвинение в попытке похищения людей с целью получения выкупа и в нарушении Кодекса морского судоходства, что уже тянет минимум на пять лет заключения.
Еще прошлой весной, после нападения на корабль MV Courier германской судоходной компании "Братья Винтер", задержанных передали кенийскому правосудию. Но на сей раз этот вариант отпадает, поскольку "Тайпан" был захвачен вне морской зоны, контролируемой антипиратской миссией ЕС "Аталанта". ЕС и США предлагали Кении миллионы за то, чтобы дела по пиратству велись на африканской земле.
Но этим надеждам не суждено было сбыться. Кенийский процесс против девяти подозреваемых по делу, принятому к производству прошлой весной, быстро начал буксовать. К тому же Кения в одностороннем порядке разорвала в начале апреля соглашение о сотрудничестве с ЕС и США. Было сказано только, что кенийское судопроизводство не справляется с таким количест-вом дел, да и тюрьмы переполнены.
Действительно, в СИЗО портового города Момбаса сейчас находятся около 130 лиц, подозреваемых в пиратстве. Прошло два процесса, осуждено 18 пиратов, получивших до 20 лет заключения. Процессы затягиваются на годы, они дороги, доказательная база часто гораздо слабее, чем в деле "Тайпана".
Судя по всему, соглашение о сотрудничестве с ЕС и США было разорвано и по той причине, что Америка недавно в связи с подозрениями в коррупции отказала в визе кенийскому генеральному прокурору Амосу Вако. А переговоры о соглашении вел именно он.
И на внутриполитической арене морские разбойники доставляли кенийцам немало проблем. Момбасская тюрьма для пиратов Шимо Ла Тева, печально известная исключительно тяжелыми ус-ловиями в камерах, была в рамках борьбы с пиратством основательно реконструирована при содействии бывшего немецкого посла Вальтера Линднера. Там теперь есть новый фонтанчик, камеры для подозреваемых в пиратстве сделаны попросторней. И именно это вызвало волну недовольства. Кения обратилась к немецким дипломатам с жалобой, что заключенные-кенийцы стали чувствовать себя зэками второго класса, что с сомалийцами обращают-ся лучше.
Уже в конце марта кенийцы дали ясно понять, что принимать пиратов они больше не намерены. Они отказались подвергнуть предварительному заключению бандитов, захваченных военными моряками Италии и США. Недавно Момбаса не приняла у итальянского фрегата "Сирокко" даже тело утонувшего сомалийца.
{PAGE}
Все эти события вызывают у правительства Германии законную тревогу: ведь эти десять сомалийцев, которых сейчас должны привезти в Гамбург, могут оказаться только "первыми ласточками". У пиратов как раз открывается новый сезон охоты. Следующее нападение на корабль какой-нибудь немецкой судоходной компании - это, по мнению всех экспертов, только вопрос времени.
Для многих высоких чиновников это кошмарный сценарий, поскольку опасаются они не только дополнительной нагрузки на органы юстиции, но в первую очередь - заявлений о предоставлении убежища от заключенных после выхода из тюрьмы. Ведь выслать кого-либо в развалившееся государство Сомали практически не представляется возможным.
Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле уже зондировал возможные варианты во время своей последней поездки по Африке. В беседах с коллегой из Танзании немецкий министр, представляющий партию свободных демократов, предложил нищенствующей стране увеличение помощи на развитие в обмен на то, что она будет вести дела лиц, арестованных по подозрению в пиратстве. Ведь многие из подвергавшихся нападению кораблей везли продовольственную по-мощь Всемирной организации здравоохранения в голодающую Танзанию, и потому эта страна заинтересована поддержать антипиратскую миссию ЕС. Но коллега из Танзании идею отклонил, по крайней мере, пока.
Десяти сомалийцам, которых держали на "Тромпе" в ангаре для вертолета, еще на борту судна сообщили о предстоящей выдаче Германии. После их прибытия в Голландию судья амстердамского окружного суда подписал ордера на их арест. По совету четырех голландских адвокатов, назначенных защищать подозреваемых в пиратстве, все сомалийцы выразили протест против ускоренной процедуры их выдачи Германии. Это значит, что решение вопроса о выезде в Гамбург затянется. По голландскому закону, теперь в течение 90 дней должно состояться слушание, на котором надлежит принять решение о выдаче арестованных. До тех пор подозреваемые будут содержаться в разных тюрьмах.
Генеральный директор гамбургского пароходства Komrowski Роланд Хёгер на позапрошлой неделе в Дубае сам инспектировал ущерб, нанесенный "Тайпану". Сейчас он рассматривает вопрос о том, какие правовые шаги против пиратов может предпринять его фирма. Помимо этого в пароходстве исследуют возможности привлечь к рассмотрению темы пиратства Международный суд по морскому праву, а с ним - и ООН. "Пока миссия ЕС "Аталанта" вела себя слишком пассивно, - считает Хёгер. - Базовые корабли пиратов опознаны, срочно нужно принять меры, которые не позволяли бы этим судам покидать территориальные воды Сомали".

КСТАТИ
На первом процессе против сомалийских пиратов у гамбургского суда доказа-тельств будет более чем достаточно. Бандиты схвачены на месте преступления, есть много свидетелей, и следователи смогли рассмотреть все вещественные доказательства уже в Дубае, где судно приводится в рабочее состояние. Среди прочего они зафиксировали в оконных стеклах капитанского мостика десятки пробоин от пуль, выпущенных из ав-томатов Калашникова. Тем не менее федеральное правительство ожидает самого громкого дела против пиратов со времен средневекового флибустьера Клауса Штёртебеккера с большим беспокойством. Ведь неприятностей хотелось бы избежать. Но как? "Тайпан" принадлежит гамбургской судоходной компании, ходит под немецким флагом и в со-ставе его команды есть немцы. По всем признакам дело подпадает под юрисдикцию Германии. К тому же голландцы угрожают отпустить десятерых участников захвата на волю, если немецкие власти не смогут выдать ордера на их арест. А это не только станет поводом для возмущения всех европейских соседей, но и создаст ощущение безнаказанности у всех, кто пожелает пойти по стопам пиратов.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».