26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Полевое бессилие"

Архивная публикация 2002 года: "Полевое бессилие"

Крестьянская лошадка давно уступила место трактору и комбайну. Но если государство не наладит механизмы лизинга сельхозтехники, самые успешные селяне окончательно перейдут на импортную технику, а остальным придется возвращаться к "одной лошадиной силе".Дело техники

К отчетам о небывалом росте российского сельского хозяйства мы почти привыкли. Однако в прошлом году глава Минсельхоза заявил, что потери только зернового сектора составили более $1 млрд. Понятно, что основная причина -- недостаток сельхозтехники. В этом секторе, похоже, до благополучия еще очень далеко. Изношенность отечественного парка сельскохозяйственных машин составляет 80%, загружен он на 150%. Отрасли катастрофически не хватает тракторов и комбайнов. При этом отечественное производство сельхозтехники в нынешнем году резко сократилось: выпуск тракторов за первые три месяца 2002 года упал на 43%, а импорт вырос на 30%. Производители комбайнов ("Россельмаш" и Красноярский комбайновый завод) также вынуждены будут сократить планируемые объемы производства. Причем импорт комбайнов (прежде всего бывших в употреблении) за прошлый год также вырос на 10%. Падение внутреннего производства на фоне роста импорта -- очевидное свидетельство того, что отечественные производители пока не могут найти своего потребителя.
Предприятия отечественного АПК можно условно разделить на три категории. Около 20--30% хозяйств контролируются крупными холдингами ("ЭФКО", "Русагро", "Стойленская Нива" и др.). Это относительно процветающая часть сельхозпроизводителей. Хозяйства располагаются в наиболее благоприятных для сельхозпроизводства областях (Краснодарский и Ставропольский края, Белгородская и Ростовская области), они финансово стабильны, собирают самые большие урожаи и, соответственно, имеют возможность покупать импортную технику, несмотря на ее высокую стоимость (от $200 тыс. до $600 тыс.). Использование импортных комбайнов и тракторов в таких регионах экономически оправдано, поскольку они наиболее эффективны при высокой урожайности (не менее 30 центнеров с га).
Около половины хозяйств, чье финансовое состояние несколько хуже, не имеют возможности покупать дорогой импорт. Однако, как показывает практика, они сейчас тоже прилагают все усилия, чтобы парк сельхозтехники был "разбавлен" импортными машинами. Новые трактора и комбайны стоят дорого, поэтому зачастую приобретается "бэушная" техника. Точно так же как не очень состоятельный автолюбитель предпочитает подержанный "фольксваген" новым "Жигулям".
Оставшиеся 20--30% хозяйств -- это те, которые однозначно не могут позволить себе импортные машины. Они, казалось бы, просто обязаны стать клиентами отечественного производителя. Однако проблема в том, что их финансовое состояние настолько плачевно, что даже отечественный комбайн стоимостью в $40--60 тыс. они за наличные приобрести не в состоянии. Именно на такого рода покупателей и рассчитана программа лизинга сельхозтехники, которая считается единственным средством помощи государства труженикам села.
Бедным вход воспрещен

Государственная компания "Росагролизинг" была создана в начале 2001 года (см. "Профиль" N20, 2001). В уставный фонд компании из бюджета выделили 5 млрд. рублей, которые должны были использоваться для приобретения отечественной техники, в частности комбайнов и тракторов. Однако пока механизм федерального лизинга работает не очень эффективно.
Во-первых, лизинговый фонд позволяет обеспечить лишь 10% потребностей в технике. Во-вторых, самые "проблемные" сельхозпроизводители не могут воспользоваться "благами" федерального лизинга, так как не в состоянии гарантировать возврат средств на условиях "Росагролизинга". По словам замминистра сельского хозяйства Ставропольского края Юрия Белого, "при существующей схеме нужно заплатить оператору, нужна гарантия бюджета, банковская гарантия и другие расходы, в результате чего стоимость техники вырастает на 50%". Короче, наиболее "бедные" предприятия, которые как раз особенно нуждаются в помощи государства, воспользоваться ею просто не в состоянии.
Кроме того, "Росагролизинг", по крайней мере в нынешнем году, проявил активность слишком поздно и фактически не выполнил своих функций. По словам начальника департамента по связям с общественностью ростовского завода Сергея Волкова, деньги из бюджета, выделенные на 2001 год, осваиваются только сейчас, на пике продаж. Первый транш поступил в марте, тогда как средства были необходимы осенью 2001 года. Загрузка мощностей предприятия в межсезонье была обеспечена лишь за счет средств, полученных от администрации Ростовской области, закупившей по "губернаторскому лизингу" 565 машин.
Импортовозмещение

Таким образом, у государственной компании появляются конкуренты -- коммерческие и региональные лизинговые компании, предоставляющие более широкий ассортимент техники, включая импортные машины. Например, администрация Липецкой области планирует создать такую компанию, с которой уже выразили готовность работать на условиях лизинга фирмы "Клаас" и "Агротех". Учитывая, что компании эти работают в изначально более жестких, чем "Росагролизинг", условиях (они не могут пользоваться "дешевыми" государственными деньгами), эффективность госкомпании вызывает вопросы.
Очевидно, что эффективная работа АПК в значительной степени зависит от уровня его технической оснащенности. Аналитики отрасли прогнозируют, что если ситуация не изменится, то в 2003 году не будет собран урожай с 30% всех посевных площадей (что означает потери уже в несколько миллиардов долларов). Вопрос о том, когда в полную силу заработает механизм федерального лизинга, остается открытым. А будущее российских производителей сельхозтехники, которое во многом зависит именно от запуска лизинговых механизмов, также внушает некоторые опасения. Они ведь вполне могут последовать примеру не относительно успешных "Жигулей", но благополучно загибающегося "Москвича".

Импорт тракторов и комбайнов (шт.)*

Крестьянская лошадка давно уступила место трактору и комбайну. Но если государство не наладит механизмы лизинга сельхозтехники, самые успешные селяне окончательно перейдут на импортную технику, а остальным придется возвращаться к "одной лошадиной силе".Дело техники


К отчетам о небывалом росте российского сельского хозяйства мы почти привыкли. Однако в прошлом году глава Минсельхоза заявил, что потери только зернового сектора составили более $1 млрд. Понятно, что основная причина -- недостаток сельхозтехники. В этом секторе, похоже, до благополучия еще очень далеко. Изношенность отечественного парка сельскохозяйственных машин составляет 80%, загружен он на 150%. Отрасли катастрофически не хватает тракторов и комбайнов. При этом отечественное производство сельхозтехники в нынешнем году резко сократилось: выпуск тракторов за первые три месяца 2002 года упал на 43%, а импорт вырос на 30%. Производители комбайнов ("Россельмаш" и Красноярский комбайновый завод) также вынуждены будут сократить планируемые объемы производства. Причем импорт комбайнов (прежде всего бывших в употреблении) за прошлый год также вырос на 10%. Падение внутреннего производства на фоне роста импорта -- очевидное свидетельство того, что отечественные производители пока не могут найти своего потребителя.

Предприятия отечественного АПК можно условно разделить на три категории. Около 20--30% хозяйств контролируются крупными холдингами ("ЭФКО", "Русагро", "Стойленская Нива" и др.). Это относительно процветающая часть сельхозпроизводителей. Хозяйства располагаются в наиболее благоприятных для сельхозпроизводства областях (Краснодарский и Ставропольский края, Белгородская и Ростовская области), они финансово стабильны, собирают самые большие урожаи и, соответственно, имеют возможность покупать импортную технику, несмотря на ее высокую стоимость (от $200 тыс. до $600 тыс.). Использование импортных комбайнов и тракторов в таких регионах экономически оправдано, поскольку они наиболее эффективны при высокой урожайности (не менее 30 центнеров с га).

Около половины хозяйств, чье финансовое состояние несколько хуже, не имеют возможности покупать дорогой импорт. Однако, как показывает практика, они сейчас тоже прилагают все усилия, чтобы парк сельхозтехники был "разбавлен" импортными машинами. Новые трактора и комбайны стоят дорого, поэтому зачастую приобретается "бэушная" техника. Точно так же как не очень состоятельный автолюбитель предпочитает подержанный "фольксваген" новым "Жигулям".

Оставшиеся 20--30% хозяйств -- это те, которые однозначно не могут позволить себе импортные машины. Они, казалось бы, просто обязаны стать клиентами отечественного производителя. Однако проблема в том, что их финансовое состояние настолько плачевно, что даже отечественный комбайн стоимостью в $40--60 тыс. они за наличные приобрести не в состоянии. Именно на такого рода покупателей и рассчитана программа лизинга сельхозтехники, которая считается единственным средством помощи государства труженикам села.

Бедным вход воспрещен


Государственная компания "Росагролизинг" была создана в начале 2001 года (см. "Профиль" N20, 2001). В уставный фонд компании из бюджета выделили 5 млрд. рублей, которые должны были использоваться для приобретения отечественной техники, в частности комбайнов и тракторов. Однако пока механизм федерального лизинга работает не очень эффективно.

Во-первых, лизинговый фонд позволяет обеспечить лишь 10% потребностей в технике. Во-вторых, самые "проблемные" сельхозпроизводители не могут воспользоваться "благами" федерального лизинга, так как не в состоянии гарантировать возврат средств на условиях "Росагролизинга". По словам замминистра сельского хозяйства Ставропольского края Юрия Белого, "при существующей схеме нужно заплатить оператору, нужна гарантия бюджета, банковская гарантия и другие расходы, в результате чего стоимость техники вырастает на 50%". Короче, наиболее "бедные" предприятия, которые как раз особенно нуждаются в помощи государства, воспользоваться ею просто не в состоянии.

Кроме того, "Росагролизинг", по крайней мере в нынешнем году, проявил активность слишком поздно и фактически не выполнил своих функций. По словам начальника департамента по связям с общественностью ростовского завода Сергея Волкова, деньги из бюджета, выделенные на 2001 год, осваиваются только сейчас, на пике продаж. Первый транш поступил в марте, тогда как средства были необходимы осенью 2001 года. Загрузка мощностей предприятия в межсезонье была обеспечена лишь за счет средств, полученных от администрации Ростовской области, закупившей по "губернаторскому лизингу" 565 машин.

Импортовозмещение


Таким образом, у государственной компании появляются конкуренты -- коммерческие и региональные лизинговые компании, предоставляющие более широкий ассортимент техники, включая импортные машины. Например, администрация Липецкой области планирует создать такую компанию, с которой уже выразили готовность работать на условиях лизинга фирмы "Клаас" и "Агротех". Учитывая, что компании эти работают в изначально более жестких, чем "Росагролизинг", условиях (они не могут пользоваться "дешевыми" государственными деньгами), эффективность госкомпании вызывает вопросы.

Очевидно, что эффективная работа АПК в значительной степени зависит от уровня его технической оснащенности. Аналитики отрасли прогнозируют, что если ситуация не изменится, то в 2003 году не будет собран урожай с 30% всех посевных площадей (что означает потери уже в несколько миллиардов долларов). Вопрос о том, когда в полную силу заработает механизм федерального лизинга, остается открытым. А будущее российских производителей сельхозтехники, которое во многом зависит именно от запуска лизинговых механизмов, также внушает некоторые опасения. Они ведь вполне могут последовать примеру не относительно успешных "Жигулей", но благополучно загибающегося "Москвича".


Импорт тракторов и комбайнов (шт.)*

Техника1998199920002001

Тракторы15148181972090427065

Комбайны9869921,3911,254

в том числе комбайны б/у186250586622

* По данным Госкомстата РФ и департамента общественных связей и информации ОАО "Ростсельмаша".

ИРИНА ШАБАНОВА, ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».