26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ"

Архивная публикация 2010 года: "ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ"

В России вновь заговорили о возможном сокращении бюрократического аппарата. Но сколько именно чиновников нужно стране, по-прежнему не знает никто. Недавно Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, устанавливающий предельный срок пребывания на гражданской службе: 60 лет вместо 65-ти. По оценкам экспертов, проект направлен на омоложение кадров в стране. Однако есть мнение, что существенной роли в эффективном реформировании госслужбы это нововведение не сыграет. Поговаривают также, что эта инициатива возникла как отклик на планы по сокращению аппарата госслужащих на 20%, которые были озвучены в начале июня главой Минфина Алексеем Кудриным на встрече с президентом. Дмитрий Медведев тогда обратил внимание на то, что "нельзя резать по живому", даже если экономия для бюджета составит 43,4 млрд рублей, и поручил Кудрину детально проработать вопрос.
Что побудило к столь решительным действиям? Одной из причин стал экономический кризис. Россия не первая страна, где решать финансовые проблемы намерены с помощью сокращения штатов. В частности, в Германии до 2014 года правительство планирует сократить 10-15 тыс. бюджетников. В Италии зарплаты госслужащих будут заморожены на три года, также будет уменьшено число чиновников - вместо пяти, уходящих на пенсию, будут принимать на работу только одного.

В России вновь заговорили о возможном сокращении бюрократического аппарата. Но сколько именно чиновников нужно стране, по-прежнему не знает никто. Недавно Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, устанавливающий предельный срок пребывания на гражданской службе: 60 лет вместо 65-ти. По оценкам экспертов, проект направлен на омоложение кадров в стране. Однако есть мнение, что существенной роли в эффективном реформировании госслужбы это нововведение не сыграет. Поговаривают также, что эта инициатива возникла как отклик на планы по сокращению аппарата госслужащих на 20%, которые были озвучены в начале июня главой Минфина Алексеем Кудриным на встрече с президентом. Дмитрий Медведев тогда обратил внимание на то, что "нельзя резать по живому", даже если экономия для бюджета составит 43,4 млрд рублей, и поручил Кудрину детально проработать вопрос.
Что побудило к столь решительным действиям? Одной из причин стал экономический кризис. Россия не первая страна, где решать финансовые проблемы намерены с помощью сокращения штатов. В частности, в Германии до 2014 года правительство планирует сократить 10-15 тыс. бюджетников. В Италии зарплаты госслужащих будут заморожены на три года, также будет уменьшено число чиновников - вместо пяти, уходящих на пенсию, будут принимать на работу только одного.

ОТ БРЕЖНЕВА ДО МЕДВЕДЕВА
Еще одной причиной реформирования госсаппарата стала объявленная Дмитрием Медведевым модернизация. "Модернизация - это всегда ломка", - заявил президент журналистам во время посещения телекомплекса Russia Today. По словам главы государства, "сопротивление чиновников всегда есть, в любом обществе, и это происходит не потому, что они плохие". "Есть определенная консервативность мышления, - пояснил он. - Кого-то приходится убеждать, кого-то ломать".
Однако, исходя из опыта нашей истории, "ломка" всегда оборачивалась обратным процессом. Так, при Михаиле Горбачеве, начавшем в рамках перестройки борьбу с номенклатурой, численность госслужащих в СССР выросла с 1,7 млн человек до 2,39 млн. И это за каких-нибудь 5-7 лет!
Другой борец с номенклатурой - Борис Ельцин - также преуспел в этом деле лишь наполовину. С одной стороны, в силу распада СССР и ликвидации КПСС партийно-советская бюрократия приказала долго жить. С другой - те же самые кадры плавно перекочевали в российские органы власти. В итоге численность чиновников при Ельцине лишь увеличилась: ежегодный прирост составлял 50-150 тыс.
Тот же тренд сохранился и при Владимире Путине и Дмитрии Медведеве: по данным Росстата на конец 2009 года, должности в федеральных органах государственной власти занимают 878 тыс. человек, из них на региональном уровне трудятся 830,7 тыс. Годом ранее численность федеральной бюрократии была меньше на 2,7% ( 854,7 тыс.), а в 1999-м - десять лет назад - аж в 2 раза. Общее же число чиновников в России (учитывая не только федеральный, но и региональный уровень власти, а также органы местного самоуправления) составляет сегодня около 1,7 млн человек. То есть вплотную приблизилось к показателям брежневского СССР. Правда, численность населения в СССР в 80-е годы прошлого века (285,7 млн человек в 1989 году) в 2 раза превышала численность жителей сегодняшней России (141,9 млн человек в 2010 году).

СТИМУЛЫ РОСТА

©

Надо сказать, что живут госслужащие неплохо. В Москве средняя зарплата сотрудников органов исполнительной власти в первом квартале этого года составила 42,1 тыс. рублей (рост за год на 3,3%), в Московской области - 44,6 тыс. рублей (рост на 23,5%), в Санкт-Петербурге - 49,6 тыс. рублей (рост на 9,5%), в Ленинградской области - 39,7 тыс. рублей (рост на 8,8%). Ну а больше всего в месяц чиновники зарабатывают в Ненецком автономном округе - 109,4 тыс. рублей (рост на 2,3%), в Ямало-Ненецком автономном округе - 95,3 тыс. рублей (рост на 28%) и в Ханты-Мансийском АО - 93,9 тыс. рублей (рост на 55%).
Поэтому не случайно желающих попасть на госслужбу хоть отбавляй.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), работа чиновника наиболее популярна у молодежи: более половины 18-30-летних россиян считают госслужбу привлекательнее бизнеса. Готовы стать чиновниками и респонденты старше 46 лет (таких 40%) и даже старше 60 лет (29%). Государственная служба более интересна для женщин, чем для мужчин: 44% против 39%. Слабый пол привлекает гарантированный отпуск по уходу за ребенком и стабильная зарплата.
"Самой большой популярностью среди профессий пользуется шоу-бизнес. На втором месте - работа в госкорпорациях: "Газпром", "Роснефть". На третьем - госслужба, - говорит генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров. - Конечно, желающих стать чиновниками немало. Особенно этот показатель вырос за последние 15 лет. Но не потому, что эта профессия легкая, а потому что от чиновников стало что-то зависеть. По словам эксперта, 10-15 лет назад на принятие управленческих решений влияли бандиты, "новые русские", а теперь государство вновь вернуло себе свои функции.
Впрочем, чиновников в России по-прежнему не любят. Однако как именно с ними бороться, до сих пор так и не решили. Предложение Кудрина о сокращении бюрократов на 20% не подкреплено ничем иным, кроме пресловутой экономии средств. Между тем, даже если решение о сокращении будет принято, то непонятно: оставшиеся 80% - это много или мало для России? Есть подозрения, что ответа на этот вопрос как не было, так и нет.

СЛИШКОМ МНОГО?

©

Директор департамента административной реформы Центра стратегических разработок (ЦСР) Владимир Южаков считает, что чиновников в России нужно столько, сколько требуется для обслуживания потребностей населения. Исходя из этого критерия, сегодня у нас избыток чиновников, полагает эксперт. "Чиновники набрали себе полномочий и функций, которые зачастую не имеют отношения к нашим потребностям, и в этом смысле они работают сами на себя", - говорит он. Сегодня, по словам Владимира Южакова, Россия находится на одном из первых мест в мире по численности чиновников на душу населения. "Иногда говорят противоположное, ссылаясь на опыт Франции и Германии, но напрямую сопоставлять нельзя, потому что здесь к госслужащим относятся не только чиновники, но и врачи, и учителя, и т. д.", - констатирует эксперт.
Он отмечает, что уровень подготовки специалистов в основном не так уж плох. "Но проблема не в их компетентности, а в том, для чего они приходят на эту работу, - рассуждает Владимир Южаков. - Если они начинают работать на самообслуживание, то никакая компетенция, никакой профессионализм не сделает их более полезными для нас с вами".
По его мнению, необходимая для страны численность чиновников - расчетная единица, и рассчитать нужное число госслужащих вполне реально. В целом, уверен эксперт, чиновников в России сокращать можно и нужно, причем не на 20%, а даже на 50%, но главное, чтобы это было безболезненно и грамотно сделано. "Чтобы безболезненно сократить госслужащих, нужно убрать те функции, которые записаны за этими чиновниками, и не резать по живому", - говорит Владимир Южаков.

СЛИШКОМ МАЛО?
Директор департамента стратегического анализа компании "ФБК" Игорь Николаев, напротив, не считает, что в России много чиновников. "Другое дело, что они работают не так, как хотелось бы населению, - поясняет он. - Между тем у нас на 1000 граждан приходится 3-4 чиновника федерального уровня, а в той же Великобритании или Канаде - целых 5 чиновников".
Николаев не думает, что проблема качественных кадров должна решаться способом их кардинального сокращения: на это у госслужащих уже выработан иммунитет, и они в который раз сделают все, чтобы сохранить свои места. Поэтому очередное сокращение госаппарата ни на что не повлияет.
"Чтобы чиновники хорошо работали, нужен эффективный мотивационный механизм, - считает аналитик. - Сегодня оплата их труда не зависит от эффективности. Поэтому есть все предпосылки для коррупции". Самой показательной страной, где развит мотивационный механизм, по словам Николаева, является Новая Зеландия. Там оплата труда госслужащих напрямую зависит от эффективности их работы. Также в пример можно поставить уже названные Канаду и Великобританию. "Чиновников в России сокращали уже десятки раз, но это ничем не заканчивалось", - делает вывод Игорь Николаев.

ДОСТАТОЧНО?
Первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон считает, что однозначно ответить на вопрос, нужно или не нужно сокращать чиновников, сложно. "Более важно понять, что надо сделать, чтобы система начала работать, - рассуждает он. - Например, возьмем предприятие и численность его сотрудников. Она будет зависеть от того, какой объем работы они выполняют, какую продукцию производят. Так и здесь: если убрать рабочих, но оставить функции, то предприятие будет хуже работать. Если убрать функции, то тогда будет уместно сократить и кадры". По мнению Льва Якобсона, у нас неоднократно пытались применить разные модели управления, но ни одну так до конца и не реализовали, поэтому все административные реформы в России были неудачными. "Может, конечно, какое-то сокращение аппарата и будет, но незначительное, - уверен директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. - Чиновники, как воробьи, полетают и оседают".
По мнению эксперта, универсального числа чиновников в какой-либо стране - будь то в России или где-то еще - не существует. "В принципе существует только два способа контроля над деятельностью чиновников: первый - как делал Сталин - отстреливать; второй - демократический контроль с помощью кнута и пряника".
На сегодняшний день в России первый способ, к счастью, изжит, второй же (в том числе и усилиями самих чиновников) так и не стал действенным. Бюрократии такое промежуточное состояние крайне выгодно: в этих условиях она сама устанавливает правила игры. Выгодно ли это государству и обществу? Этот вопрос занимает умы чиновников далеко не в самую первую очередь.

СПРАВКА
ПО СТАТИСТИКЕ, зарплаты у рядовых граждан постоянно растут, однако с доходами чиновников все равно сравниться не могут. Так, по данным Росстата, за первый квартал этого года средняя зарплата в России составила 20,3 тыс. рублей. Больше всего в стране зарабатывают нефтяники - 47,5 тыс. рублей в месяц и сотрудники финансовых структур - 46 тыс. Меньше всего - работники села, в среднем зарплата которых составляет 9600 рублей в месяц. Невелики доходы у текстильщиков - чуть больше 10 тыс., учителей - 13,5 тыс. и врачей - около 15 тыс. рублей. При этом Росстат официально признает, что каждый седьмой россиянин (18,5 млн человек) живет за чертой бедности, существуя на сумму немного более 5 тыс. рублей.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».