26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Позолоти фильмик"

Архивная публикация 2006 года: "Позолоти фильмик"

В Лос-Анджелесе в кинотеатре «Кодак» 5 марта раздали статуэтки «Оскаров». 17 марта — день вручения российской премии «Ника». Только наивные еще верят, что кинопремии дают, как призы на ипподроме: проскакал лучше — вот тебе «золото»!Американский идол: «Оскар»
В 1927 году 36 продюсеров, режиссеров и звезд Великого немого основали в Лос-Анджелесе киноакадемию во главе с Дугласом Фербенксом. За ужином в отеле «Билтмор» они задумались: как бы отметить достижения в молодом искусстве кино? Идею приза подал худрук студии MGM Седрик Гиббонс — ему привиделся рыцарь, стоящий на рулоне кинопленки и сжимающий в руке меч. Первые статуэтки ваялись из бронзы, но в войну для экономии металла «Оскаров» стали делать из крашеного пластика. Сегодня они представляют собой статуэтку из покрытого золотом сплава олова со свинцом весом чуть более 4 кг. Название, по самой расхожей версии, придумала исполнительный директор академии Маргарет Херрик — статуэтка напомнила ей дядюшку Оскара.

Первые «Оскары» вручались 16 мая 1929 года на банкете в отеле «Рузвельт» в присутствии 250 гостей и без прессы. Уже через год церемонию транслировали по радио и на нее ломились журналисты. Сегодня за судьбой золоченых дядюшек следит в прямом телеэфире вся планета. На 78-м году существования премии судьбу призов решают 5798 голосующих академиков. Наличие фигурки «Оскара» на афишах дает серьезную прибавку в кассовых сборах. Согласно исследованиям номинация на статус лучшего фильма приносит кинокомпании дополнительно не менее $10 млн. Около $1 млн. прибыли дает номинация на лучшего актера. Есть за что бороться.

Легко понять, что искусство тут уже ни при чем. Первым «Лучшим фильмом» была посредственная и теперь всеми забытая лента «Крылья». Так появилась традиция: судят академики, а рассудит — только время. Великий мастер саспенса Альфред Хичкок при жизни номинировался на «Оскара» пять раз, но каждый раз уезжал ни с чем. А фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн», одно из самых значительных явлений киноистории, хоть и имел девять номинаций, но получил только одну премию — за сценарий.

Симпатии академиков колеблются в зависимости от конъюнктуры. Фильмы «Горбатая гора», «Капоте» и «Трансамерика» оказались в фаворитах не из-за выдающихся художественных качеств, а потому, что американцы решили: пора сказать миру о непростой, но благородной жизни меньшинств и о том, как неблагороден мир по отношению к ним. Впрочем, академики вовремя остановились, и главного «Оскара» отдали не «Горе», а дебютному фильму Пола Хэггиса «Столкновение».

Вместе с тем церемония «Оскара-06» выявила некоторые тенденции. Последние годы в фаворитах ходили блокбастеры, в основном адресованные подросткам. Теперь их место заняли фильмы социальные и проблемные — «Оскар» повзрослел. Одновременно он и поскучнел: шуточки ведущего Джона Стюарта изумляли тупостью, а зал имитировал веселье с заметной принужденностью.

Международная фикция: «Золотой глобус»
Премия «Золотой глобус», которая вручается от имени Ассоциации иностранных журналистов, аккредитованных при Голливуде (HFPA), довольно исправно предсказывает погоду на «оскаровской» церемонии. Возможно, и потому, что академики — люди в возрасте, им трудно отсмотреть все выдвинутое — проще прокрутить дома фильмы, отмеченные «Глобусом», и выбирать уже из них.

В профессиональных кинокругах у «Золотых глобусов» репутация сомнительная. О представительности «международного» жюри можно судить по людям, голосующим от имени России: это Семен Рахлин из лос-анджелесского эмигрантского еженедельника «Панорама», бодибилдер Александр Невский и никому не ведомый Али Сар. В отбор номинантов вовлечено, как признают руководители критических гильдий США, множество пронырливых субъектов, которые не имеют ничего общего с профессиональной критикой, но обладают пробивной силой и активно ввинчиваются в гонку за бесплатными авиабилетами, дармовыми номерами в отелях и халявой, которую оплачивают кинофирмы. О мере уважения к «Глобусу» можно судить по смешной сцене из фильма «Город ангелов», где хирург пытается удалить золотую статуэтку у пациента из прямой кишки.

Незадолго до объявления номинаций 2006 года один из американских кабельных телеканалов показал мини-сериал «Золотой глобус: маленькие грязные секреты Голливуда». Режиссер Викрам Джаянти пояснил: «Мы думали, что «Глобус» — организация, объединяющая сотни уважаемых журналистов и критиков. А это группа из 90 человек, которых можно назвать скорее киноманами, чем серьезными специалистами». Многие давно на пенсии, кто-то занимается недвижимостью, кто-то — продажей автомобилей. Едва четверть из них являются иностранными журналистами — почти все живут в Лос-Анджелесе, лишь изредка печатаясь за границей. Для вступления в этот ареопаг нужны рекомендации двух членов HFPA, и даже один голос, поданный против новичка, может все испортить. Зато удержаться в HFPA легко: достаточно представить четыре публикации в год. Вероятно, поэтому имя загадочного «россиянина» Али Сара изредка появляется на страницах малотиражки Союза кинематографистов России «СК новости».

Итоги «Глобуса» сильно зависят от того, насколько удастся задобрить членов HFPA. Ежегодно студии-мейджоры устраивают пышный ужин, где члены HFPA могут пообщаться с режиссерами и актерами картин, претендующих на премии. Если кто-то из звезд или режиссеров рискнет пренебречь этим мероприятием, его шансы быть номинированным на «Золотой глобус», а стало быть, и успех на «Оскаре» станут проблематичными. Студии даже обязывают своих актеров по первому требованию фотографироваться рядом с членами HFPA. Просмотры, которые кинокомпании устраивают для членов ассоциации, сопровождаются коктейлями и щедрыми ужинами, а на премьерах им отводят почетные места — никто из реально работающих критиков Америки такими привилегиями не пользуется.

Известен случай, когда муж актрисы Пиа Задоры за свой счет отправил всю HFPA оттянуться в Лас-Вегасе. Задора стала лауреатом «Золотого глобуса» за роль в фильме «Бабочка», а через месяц за ту же роль получила антипремию «Золотая малина» — как худшая актриса года.

Лос-анджелесский критик Джон Пауэрс назвал членов HFPA людьми, которые «присосались к кормушке киноиндустрии и чрезвычайно раздулись от сознания, что их мнение признано очень, очень важным». Тем не менее их решения играют роль. Так, консервативные академики, скорее всего, не дали бы Хиллари Суонк «Оскара» за ее провокационную роль девочки-мальчика в фильме «Парни не плачут», если бы не полученный ею «Глобус». Джон Пауэрс все же вынужден был признать: «Даже если эти люди из «Золотого глобуса» круглые идиоты, они часто делают более правильный выбор, чем люди «Оскара».

Сокрушение святынь: «Золотая малина»
Самая иезуитская из кинопремий, «Золотая малина», подкладывает «Оскару» свинью за сутки до праздничной церемонии. Золоченую пластиковую ягоду на комке перепутанной пленки стоимостью 4 доллара 97 центов присуждают 563 члена фонда «Золотая малина» из многих стран. Занятно, что и «Малины» коснулась инфляция: в прошлом году она была на 13 центов дешевле. Получать этот приз, как правило, никто не выходит. Исключением стала Хэлли Берри, сыгравшая в «Женщине-кошке» худшую роль 2005 года.

Формулировки «худший фильм» или «худший актер», разумеется, лукавы. В США делаются сотни запредельно жутких фильмов, но «Малину» интересуют не просто худшие фильмы, а худшие из громких. Вот объявить худшим актером Тома Круза за роль в фильме Стивена Спилберга «Война миров» — это круто. В дополнение к обычным номинациям теперь внедрили еще одну, садистскую: «самый утомительный актер года» — то есть примелькавшийся в таблоидах. В этом году им признан Круз, романы и разводы которого всем уже приелись. Но в номинации «Худший актер» его отодвинул на второй план Роб Шнейдер из комедии «Мужчина по вызову». Наибольшее количество «Малин» этого года собрала Дженни Маккарти — как сценарист, продюсер и звезда фильма «Несчастная любовь». Ее бывший муж Джон Ашер стал худшим режиссером того же фильма.

Монета наудачу: «Орел» или «Ника»?
На очереди — отечественная Национальная кинопремия «Ника». Ее должны вручать 17 марта, но пока никто не может точно сказать, будет ли это праздник или акция протеста. Не исключено, что «Ника» вообще безропотно канет в Лету.

В 1987 году драматург Виктор Мережко и ветеран КВН режиссер Юлий Гусман удивились: почему в СССР нет своего «Оскара»? И придумали «Нику». Они были не только веселыми и находчивыми, но и рисковыми, потому что придумали ее как игру в нашу киноакадемию, которая будет давать премии. К подбору академиков тоже отнеслись несерьезно: просто позвонили другим драматургам, режиссерам, актерам, критикам и спросили: «Пойдешь в академики?» Кто тут откажется! Тем более что обстановка в Союзе кинематографистов была дружеская, и все приняли игру как должное. На первой церемонии лучшим фильмом признали «Покаяние» Тенгиза Абуладзе — грандиозную по общественному резонансу и воздействию на перестроечную публику ленту.

Так «Ника» с первого захода дала «Оскару» сто очков вперед: ее выбор и в дальнейшем был более точен, общественно значим и эстетически обоснован. Авторитет премии быстро рос. Вскоре ее лауреатами стало такое число мастеров, делающих историю нашего кино, и фильмов, составляющих его золотой фонд, что про игру все забыли: «Ника» стала знаком признания коллег, а лауреаты ею гордились. Опытный шоумен Юлий Гусман превратил церемонию в роскошное зрелище, и трансляций «Ники» стали ждать миллионы — у нас нарисовался собственный «Оскар». Академию возглавил Эльдар Рязанов.

Тучи над «Никой» стали сгущаться, когда к власти в Союзе кинематографистов пришел Никита Михалков. Он предложил киносъезду учредить другую академию и другую национальную премию — «Золотой орел». Можно только предполагать, что именно ему не глянулось в «Нике», которую он сам получал за режиссуру фильма «Урга». В кулуарах съезда недоумевали: зачем еще одна? Но спросить об этом с трибуны уже не получилось: мастер своего дела, Михалков и срежиссировал съезд так, что вопрос о новой академии был поставлен за четверть часа до финала. Начиналось новое мероприятие, Михалков торопился, люди уже стояли в проходах, и сколько там голосовало и за что именно — в спешке никто не понял. Но так, «по решению съезда», возникла академия «Золотой орел» во главе с режиссером Владимиром Наумовым.

Академию, согласно заявлениям, обещали сделать настоящей — с научными работами, исследованиями, публикациями, программами. Все оказалось блефом: «Золотой орел», как и «Ника», тоже всего лишь машина для голосований и награждений. Теперь в России две национальные кинопремии и обе — главные. За три года выявились эстетические предпочтения «Орла»: он особенно любит произведения Первого канала, который обеспечивает телетрансляцию церемонии, и студии своего патрона Никиты Михалкова «ТРИТЭ».

Кроме того, «Орел» оказался агрессивным. «Нике», чьи церемонии полтора десятка лет проходили в Доме кино, новые хозяева отказали в площадке. И это несмотря на то, что для церемоний «Золотого орла» выбрали душный, не приспособленный для зрителей, зато легендарный Первый павильон «Мосфильма», где снималась советская классика, включая киноревю из «Весны» и первый бал Наташи Ростовой из «Войны и мира».

Некоторое время премии шли ноздря в ноздрю: «Орлов» вручали зимой, «Ник» — весной. «Орлов» транслировал Первый канал, «Ник» — НТВ. Церемонии у «Ники» были неформальными и «домашними», у «Орла» — торжественными и державными. Но за «Никой» было преимущество — давность традиций. К тому же в последние годы, когда Союз кинематографистов фактически распался, она стала его заменителем: вокруг нее сплотилось большинство кинодеятелей.

Неудивительно, что 2006 год стал годом решающего наступления «Орла»: «Нику» надо было окончательно удушить. Не объясняя причин, ей внезапно отказали в телевизионной трансляции. А если главная национальная премия исчезает из поля зрения, то она естественным образом перестает быть не только главной, но и национальной. Подковерная борьба становилась делом мокрым: на глазах страны свершалось убийство ее любимой кинематографической игры. Чья тут действует рука, очевидно каждому, но поймать эту руку невозможно.

Проблему все же решили: трансляцию организует канал СТС. Но возникла коллизия с режиссером Александром Сокуровым: он попросил «Нику» снять свою картину «Солнце» с номинации. Такие отказы — уже чисто российское изобретение: на «Оскаре» подобное вообразить трудно.

Российское ноу-хау: отказники
Отказники в нашем кино бывают двух типов: идейные и «на всякий случай». По идейным соображениям, к примеру, снял свою номинацию с «Золотого орла» знаменитый аниматор Гарри Бардин — не хотел иметь ничего общего с людьми, объявившими коллегам по искусству войну. «На всякий случай» снимают свои фильмы с конкурсов, как правило, мэтры, считающие, что они отныне и навсегда вне конкурса — из-за этого они не умеют достойно проигрывать. Среди них и Никита Михалков, зарекшийся давать свои фильмы на фестивали, и Александр Сокуров, для которого любой проигрыш — хуже ножа.

Впрочем, на фестиваль можно свою картину и не посылать. Ларс фон Триер, к примеру, пару раз получил по носу от Канна и решил иметь дело только с карманным конкурсом в родном Копенгагене. Но отзывать картину с национального конкурса, который имеет дело со всей продукцией года и каждую картину вправе наградить или прокатить, все равно что запретить критикам писать о ней, а зрителям — о ней судачить. Так бы «Золотую малину» вручать было некому. Вот не явиться за премией создатель картины имеет полное право. Александр Сокуров уже не раз отзывал картины то с «Ники», то с «Кинотавра». Узнав, что в Европейской киноакадемии его «Русский ковчег» награжден не как лучший фильм, а всего лишь за операторскую работу, режиссер со скандалом вышел из академии. Но при этом исправно приехал получать свои премии, когда попавшая в опалу «Ника» гарантированно и даже «с походом» осыпала его «Русский ковчег» кучей золотых богинь. Впрочем, это была, скорее, тактическая победа, поскольку в объявленной Михалковым войне «Нике» был очень нужен маститый союзник. Нынче гарантий нет: русско-японскую картину Сокурова «Солнце» уже проигнорировало жюри Берлинского фестиваля, а на «Нике» — сильные конкуренты. «Ника» ответила, что снимать фильм с номинаций поздно: академики проголосовали. Теперь интересно, приедет ли мэтр за премией, если вдруг ее получит. Никита Михалков тоже номинирован на «Нику» как актер за вкусно сыгранную роль в фильме «Статский советник». Так что, в отличие от политкорректной Америки, светская жизнь у нас бьет ключом: пауки в банке развлекают друг друга как могут.

В Лос-Анджелесе в кинотеатре «Кодак» 5 марта раздали статуэтки «Оскаров». 17 марта — день вручения российской премии «Ника». Только наивные еще верят, что кинопремии дают, как призы на ипподроме: проскакал лучше — вот тебе «золото»!Американский идол: «Оскар»

В 1927 году 36 продюсеров, режиссеров и звезд Великого немого основали в Лос-Анджелесе киноакадемию во главе с Дугласом Фербенксом. За ужином в отеле «Билтмор» они задумались: как бы отметить достижения в молодом искусстве кино? Идею приза подал худрук студии MGM Седрик Гиббонс — ему привиделся рыцарь, стоящий на рулоне кинопленки и сжимающий в руке меч. Первые статуэтки ваялись из бронзы, но в войну для экономии металла «Оскаров» стали делать из крашеного пластика. Сегодня они представляют собой статуэтку из покрытого золотом сплава олова со свинцом весом чуть более 4 кг. Название, по самой расхожей версии, придумала исполнительный директор академии Маргарет Херрик — статуэтка напомнила ей дядюшку Оскара.

Первые «Оскары» вручались 16 мая 1929 года на банкете в отеле «Рузвельт» в присутствии 250 гостей и без прессы. Уже через год церемонию транслировали по радио и на нее ломились журналисты. Сегодня за судьбой золоченых дядюшек следит в прямом телеэфире вся планета. На 78-м году существования премии судьбу призов решают 5798 голосующих академиков. Наличие фигурки «Оскара» на афишах дает серьезную прибавку в кассовых сборах. Согласно исследованиям номинация на статус лучшего фильма приносит кинокомпании дополнительно не менее $10 млн. Около $1 млн. прибыли дает номинация на лучшего актера. Есть за что бороться.

Легко понять, что искусство тут уже ни при чем. Первым «Лучшим фильмом» была посредственная и теперь всеми забытая лента «Крылья». Так появилась традиция: судят академики, а рассудит — только время. Великий мастер саспенса Альфред Хичкок при жизни номинировался на «Оскара» пять раз, но каждый раз уезжал ни с чем. А фильм Орсона Уэллса «Гражданин Кейн», одно из самых значительных явлений киноистории, хоть и имел девять номинаций, но получил только одну премию — за сценарий.

Симпатии академиков колеблются в зависимости от конъюнктуры. Фильмы «Горбатая гора», «Капоте» и «Трансамерика» оказались в фаворитах не из-за выдающихся художественных качеств, а потому, что американцы решили: пора сказать миру о непростой, но благородной жизни меньшинств и о том, как неблагороден мир по отношению к ним. Впрочем, академики вовремя остановились, и главного «Оскара» отдали не «Горе», а дебютному фильму Пола Хэггиса «Столкновение».

Вместе с тем церемония «Оскара-06» выявила некоторые тенденции. Последние годы в фаворитах ходили блокбастеры, в основном адресованные подросткам. Теперь их место заняли фильмы социальные и проблемные — «Оскар» повзрослел. Одновременно он и поскучнел: шуточки ведущего Джона Стюарта изумляли тупостью, а зал имитировал веселье с заметной принужденностью.

Международная фикция: «Золотой глобус»

Премия «Золотой глобус», которая вручается от имени Ассоциации иностранных журналистов, аккредитованных при Голливуде (HFPA), довольно исправно предсказывает погоду на «оскаровской» церемонии. Возможно, и потому, что академики — люди в возрасте, им трудно отсмотреть все выдвинутое — проще прокрутить дома фильмы, отмеченные «Глобусом», и выбирать уже из них.

В профессиональных кинокругах у «Золотых глобусов» репутация сомнительная. О представительности «международного» жюри можно судить по людям, голосующим от имени России: это Семен Рахлин из лос-анджелесского эмигрантского еженедельника «Панорама», бодибилдер Александр Невский и никому не ведомый Али Сар. В отбор номинантов вовлечено, как признают руководители критических гильдий США, множество пронырливых субъектов, которые не имеют ничего общего с профессиональной критикой, но обладают пробивной силой и активно ввинчиваются в гонку за бесплатными авиабилетами, дармовыми номерами в отелях и халявой, которую оплачивают кинофирмы. О мере уважения к «Глобусу» можно судить по смешной сцене из фильма «Город ангелов», где хирург пытается удалить золотую статуэтку у пациента из прямой кишки.

Незадолго до объявления номинаций 2006 года один из американских кабельных телеканалов показал мини-сериал «Золотой глобус: маленькие грязные секреты Голливуда». Режиссер Викрам Джаянти пояснил: «Мы думали, что «Глобус» — организация, объединяющая сотни уважаемых журналистов и критиков. А это группа из 90 человек, которых можно назвать скорее киноманами, чем серьезными специалистами». Многие давно на пенсии, кто-то занимается недвижимостью, кто-то — продажей автомобилей. Едва четверть из них являются иностранными журналистами — почти все живут в Лос-Анджелесе, лишь изредка печатаясь за границей. Для вступления в этот ареопаг нужны рекомендации двух членов HFPA, и даже один голос, поданный против новичка, может все испортить. Зато удержаться в HFPA легко: достаточно представить четыре публикации в год. Вероятно, поэтому имя загадочного «россиянина» Али Сара изредка появляется на страницах малотиражки Союза кинематографистов России «СК новости».

Итоги «Глобуса» сильно зависят от того, насколько удастся задобрить членов HFPA. Ежегодно студии-мейджоры устраивают пышный ужин, где члены HFPA могут пообщаться с режиссерами и актерами картин, претендующих на премии. Если кто-то из звезд или режиссеров рискнет пренебречь этим мероприятием, его шансы быть номинированным на «Золотой глобус», а стало быть, и успех на «Оскаре» станут проблематичными. Студии даже обязывают своих актеров по первому требованию фотографироваться рядом с членами HFPA. Просмотры, которые кинокомпании устраивают для членов ассоциации, сопровождаются коктейлями и щедрыми ужинами, а на премьерах им отводят почетные места — никто из реально работающих критиков Америки такими привилегиями не пользуется.

Известен случай, когда муж актрисы Пиа Задоры за свой счет отправил всю HFPA оттянуться в Лас-Вегасе. Задора стала лауреатом «Золотого глобуса» за роль в фильме «Бабочка», а через месяц за ту же роль получила антипремию «Золотая малина» — как худшая актриса года.

Лос-анджелесский критик Джон Пауэрс назвал членов HFPA людьми, которые «присосались к кормушке киноиндустрии и чрезвычайно раздулись от сознания, что их мнение признано очень, очень важным». Тем не менее их решения играют роль. Так, консервативные академики, скорее всего, не дали бы Хиллари Суонк «Оскара» за ее провокационную роль девочки-мальчика в фильме «Парни не плачут», если бы не полученный ею «Глобус». Джон Пауэрс все же вынужден был признать: «Даже если эти люди из «Золотого глобуса» круглые идиоты, они часто делают более правильный выбор, чем люди «Оскара».

Сокрушение святынь: «Золотая малина»

Самая иезуитская из кинопремий, «Золотая малина», подкладывает «Оскару» свинью за сутки до праздничной церемонии. Золоченую пластиковую ягоду на комке перепутанной пленки стоимостью 4 доллара 97 центов присуждают 563 члена фонда «Золотая малина» из многих стран. Занятно, что и «Малины» коснулась инфляция: в прошлом году она была на 13 центов дешевле. Получать этот приз, как правило, никто не выходит. Исключением стала Хэлли Берри, сыгравшая в «Женщине-кошке» худшую роль 2005 года.

Формулировки «худший фильм» или «худший актер», разумеется, лукавы. В США делаются сотни запредельно жутких фильмов, но «Малину» интересуют не просто худшие фильмы, а худшие из громких. Вот объявить худшим актером Тома Круза за роль в фильме Стивена Спилберга «Война миров» — это круто. В дополнение к обычным номинациям теперь внедрили еще одну, садистскую: «самый утомительный актер года» — то есть примелькавшийся в таблоидах. В этом году им признан Круз, романы и разводы которого всем уже приелись. Но в номинации «Худший актер» его отодвинул на второй план Роб Шнейдер из комедии «Мужчина по вызову». Наибольшее количество «Малин» этого года собрала Дженни Маккарти — как сценарист, продюсер и звезда фильма «Несчастная любовь». Ее бывший муж Джон Ашер стал худшим режиссером того же фильма.

Монета наудачу: «Орел» или «Ника»?

На очереди — отечественная Национальная кинопремия «Ника». Ее должны вручать 17 марта, но пока никто не может точно сказать, будет ли это праздник или акция протеста. Не исключено, что «Ника» вообще безропотно канет в Лету.

В 1987 году драматург Виктор Мережко и ветеран КВН режиссер Юлий Гусман удивились: почему в СССР нет своего «Оскара»? И придумали «Нику». Они были не только веселыми и находчивыми, но и рисковыми, потому что придумали ее как игру в нашу киноакадемию, которая будет давать премии. К подбору академиков тоже отнеслись несерьезно: просто позвонили другим драматургам, режиссерам, актерам, критикам и спросили: «Пойдешь в академики?» Кто тут откажется! Тем более что обстановка в Союзе кинематографистов была дружеская, и все приняли игру как должное. На первой церемонии лучшим фильмом признали «Покаяние» Тенгиза Абуладзе — грандиозную по общественному резонансу и воздействию на перестроечную публику ленту.

Так «Ника» с первого захода дала «Оскару» сто очков вперед: ее выбор и в дальнейшем был более точен, общественно значим и эстетически обоснован. Авторитет премии быстро рос. Вскоре ее лауреатами стало такое число мастеров, делающих историю нашего кино, и фильмов, составляющих его золотой фонд, что про игру все забыли: «Ника» стала знаком признания коллег, а лауреаты ею гордились. Опытный шоумен Юлий Гусман превратил церемонию в роскошное зрелище, и трансляций «Ники» стали ждать миллионы — у нас нарисовался собственный «Оскар». Академию возглавил Эльдар Рязанов.

Тучи над «Никой» стали сгущаться, когда к власти в Союзе кинематографистов пришел Никита Михалков. Он предложил киносъезду учредить другую академию и другую национальную премию — «Золотой орел». Можно только предполагать, что именно ему не глянулось в «Нике», которую он сам получал за режиссуру фильма «Урга». В кулуарах съезда недоумевали: зачем еще одна? Но спросить об этом с трибуны уже не получилось: мастер своего дела, Михалков и срежиссировал съезд так, что вопрос о новой академии был поставлен за четверть часа до финала. Начиналось новое мероприятие, Михалков торопился, люди уже стояли в проходах, и сколько там голосовало и за что именно — в спешке никто не понял. Но так, «по решению съезда», возникла академия «Золотой орел» во главе с режиссером Владимиром Наумовым.

Академию, согласно заявлениям, обещали сделать настоящей — с научными работами, исследованиями, публикациями, программами. Все оказалось блефом: «Золотой орел», как и «Ника», тоже всего лишь машина для голосований и награждений. Теперь в России две национальные кинопремии и обе — главные. За три года выявились эстетические предпочтения «Орла»: он особенно любит произведения Первого канала, который обеспечивает телетрансляцию церемонии, и студии своего патрона Никиты Михалкова «ТРИТЭ».

Кроме того, «Орел» оказался агрессивным. «Нике», чьи церемонии полтора десятка лет проходили в Доме кино, новые хозяева отказали в площадке. И это несмотря на то, что для церемоний «Золотого орла» выбрали душный, не приспособленный для зрителей, зато легендарный Первый павильон «Мосфильма», где снималась советская классика, включая киноревю из «Весны» и первый бал Наташи Ростовой из «Войны и мира».

Некоторое время премии шли ноздря в ноздрю: «Орлов» вручали зимой, «Ник» — весной. «Орлов» транслировал Первый канал, «Ник» — НТВ. Церемонии у «Ники» были неформальными и «домашними», у «Орла» — торжественными и державными. Но за «Никой» было преимущество — давность традиций. К тому же в последние годы, когда Союз кинематографистов фактически распался, она стала его заменителем: вокруг нее сплотилось большинство кинодеятелей.

Неудивительно, что 2006 год стал годом решающего наступления «Орла»: «Нику» надо было окончательно удушить. Не объясняя причин, ей внезапно отказали в телевизионной трансляции. А если главная национальная премия исчезает из поля зрения, то она естественным образом перестает быть не только главной, но и национальной. Подковерная борьба становилась делом мокрым: на глазах страны свершалось убийство ее любимой кинематографической игры. Чья тут действует рука, очевидно каждому, но поймать эту руку невозможно.

Проблему все же решили: трансляцию организует канал СТС. Но возникла коллизия с режиссером Александром Сокуровым: он попросил «Нику» снять свою картину «Солнце» с номинации. Такие отказы — уже чисто российское изобретение: на «Оскаре» подобное вообразить трудно.

Российское ноу-хау: отказники

Отказники в нашем кино бывают двух типов: идейные и «на всякий случай». По идейным соображениям, к примеру, снял свою номинацию с «Золотого орла» знаменитый аниматор Гарри Бардин — не хотел иметь ничего общего с людьми, объявившими коллегам по искусству войну. «На всякий случай» снимают свои фильмы с конкурсов, как правило, мэтры, считающие, что они отныне и навсегда вне конкурса — из-за этого они не умеют достойно проигрывать. Среди них и Никита Михалков, зарекшийся давать свои фильмы на фестивали, и Александр Сокуров, для которого любой проигрыш — хуже ножа.

Впрочем, на фестиваль можно свою картину и не посылать. Ларс фон Триер, к примеру, пару раз получил по носу от Канна и решил иметь дело только с карманным конкурсом в родном Копенгагене. Но отзывать картину с национального конкурса, который имеет дело со всей продукцией года и каждую картину вправе наградить или прокатить, все равно что запретить критикам писать о ней, а зрителям — о ней судачить. Так бы «Золотую малину» вручать было некому. Вот не явиться за премией создатель картины имеет полное право. Александр Сокуров уже не раз отзывал картины то с «Ники», то с «Кинотавра». Узнав, что в Европейской киноакадемии его «Русский ковчег» награжден не как лучший фильм, а всего лишь за операторскую работу, режиссер со скандалом вышел из академии. Но при этом исправно приехал получать свои премии, когда попавшая в опалу «Ника» гарантированно и даже «с походом» осыпала его «Русский ковчег» кучей золотых богинь. Впрочем, это была, скорее, тактическая победа, поскольку в объявленной Михалковым войне «Нике» был очень нужен маститый союзник. Нынче гарантий нет: русско-японскую картину Сокурова «Солнце» уже проигнорировало жюри Берлинского фестиваля, а на «Нике» — сильные конкуренты. «Ника» ответила, что снимать фильм с номинаций поздно: академики проголосовали. Теперь интересно, приедет ли мэтр за премией, если вдруг ее получит. Никита Михалков тоже номинирован на «Нику» как актер за вкусно сыгранную роль в фильме «Статский советник». Так что, в отличие от политкорректной Америки, светская жизнь у нас бьет ключом: пауки в банке развлекают друг друга как могут.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».