Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Приворот на деньги"

Гарри Поттер наносит новый удар по умам малолетних поклонников и кошелькам их родителей.21 июня мама Гарри Поттера Джоан Роулинг поднимется на сцену, специально сооруженную на одной из центральных площадей Лондона. Ее будут ждать четыре тысячи фанатов. Она произнесет короткую речь, и толпа подростков ломанется к лоткам с новой книгой. О книге известно, что в ней 38 глав, 768 страниц и 250 000 слов. «Гарри Поттер и Орден Феникса» — пятая часть саги о «мальчике, который выжил».
Героев Роулинг давно провозгласили самыми скандальными и прекрасными фигурами последнего века. По ее сочинениям сделано два голливудских мегаблокбастера (с общей суммой кассовых сборов более двух миллиардов долларов), третий находится в работе. Кажется, нет человека, кто не нашел бы способ урвать кусок волшебного пирога: создатели игровых приставок предлагают электронный вариант игры в Квиддич (от $19 до $45 за копию); производители одежды штампуют носки и бейсболки (футболка с Поттером от Warner Brothers, компании-обладателя авторских прав, стоит до $30), а кондитеры делают шоколадных лягушек; аудиостудии выпускают звуковую версию романов (в том числе облегченную, для детей младшего возраста!) по $12 долларов за диск.
Гарри Поттер стал идеальным ньюсмейкером: незначительное сообщение с упоминанием его имени перепечатывают все новостные ленты. В марте было принято решение о включении выдуманного Роулинг слова «маггл» (не волшебник) в «Оксфордский словарь английского языка» — престижнейший справочник, готовящийся к переизданию всего лишь в третий раз за 146 лет (толкиенскому «хоббиту», например, понадобилось почти двадцать лет, чтобы попасть на страницы этого почтенного тома). В одном из рекламных роликов Мicrosoft Билл Гейтс одет в школьную форму Хогвартса. Книги Роулинг фигурируют в недавно изданном китайским правительством «списке литературы для сидящих дома», призванном развлечь тех, кто боится появляться в общественных местах из-за эпидемии атипичной пневмонии.
Став культурно-экономическим феноменом невиданного масштаба, «Поттер» продемонстрировал миру, что в литературе существуют золотые жилы, способные приносить миллиарды дохода. Особенно шокирующей неожиданностью для экспертов по книжному рынку стал факт, что эта жила обнаружилась именно в детской литературе. Которая до сих пор существовала фактически без скандалов и прорывов, как концептуальных, так, соответственно, и финансовых.
Едва Поттер сделал первые шаги по миру, как появились карикатуры, на которых маленький волшебник изображался со знаком доллара вместо знаменитого шрама на лбу: сейчас состояние Роулинг оценивают в $145 млн., больше, чем у английской королевы. Права на экранизацию первого романа обошлись студии Warner Brothers в $700 тыс., бюджет постановки составил $125 млн. Прошлой осенью на аукционе «Сотбис» прядь волос Дэниэла Рэдклифа, юного актера, играющего Гарри, ушла за $1300. Наконец, недавно завершился скандал с тремя главами «Ордена Феникса», выкраденными типографским рабочим: он пытался продать главы газетчикам ни много, ни мало за $40 тыс. В России судьба Поттера складывается примерно так же, как и во всем мире. Третья книга, «Гарри Поттер и Кубок Огня», поставила рекорд постсоветского книжного тиража — 1,2 млн. экземпляров, а фильм «Гарри Поттер и философский камень» за две недели проката собрал $4 млн.
Волшебство состоит еще и в том, что сиквелы (то есть римейки, вторые, третьи и т.п. части книг и фильмов), как правило, не приносят дохода, сравнимого с доходами от первого блокбастера. Но только не Поттер: третья книга вышла на английском языке тиражом 5 млн. копий, а пятая выходит тиражом 6,8 млн. Можно предположить, что ее содержание и даже качество текста почти не имеют значения. Поттер магическим образом продолжает владеть умами детей и их родителей. Говорят, что дело в сюжете, по которому обыкновенные школьники попадают в необыкновенные ситуации, в том, что взрослым всегда хотелось, чтобы у их детей волшебно сложилась жизнь, а дети, в свою очередь, мечтали о волшебной палочке в подарок. Говорят, что желание приобщения к чуду и его материальным аксессуарам умело поддерживают производители товаров. О том, какое колдовство обеспечило детской книжке сказочный успех, спорят бесконечно. Например, Александр Гаврилов, главный редактор «Книжного обозрения», уверяет, что это главная загадка книгомира нашего времени.
Григорий Остер, автор «Вредных советов»: «Все взрослые произошли от детей».

«Профиль»: Дети должны читать книги «для младшего школьного возраста». Но они зачитываются взрослыми книгами, от Дюма до Марининой. Имеет ли смысл жесткое разделение литературы на «детскую» и «недетскую»?
Григорий Остер: В истории литературы масса примеров, когда взрослые книги становились детскими, а потом в этих «детских» книгах открывались новые пласты и их снова начинали читать взрослые. Даже литература для самых маленьких — для взрослых и детей одновременно, потому что взрослые читают детям вслух. Когда я пишу книги для самых маленьких, я рассматриваю их как некие специальные машинки для общения взрослых и детей, и, на мой взгляд, любая настоящая книга для малышей должна быть такой машинкой.
«П.».: Как вы думаете, «Тимур и его команда» или «Мальчиш-Кибальчиш» навсегда сброшены с корабля истории?
Г.О.: Сложный вопрос. Недавно я перечитал «Старика Хоттабыча», и должен сказать, в этой увлекательной книжке есть чудовищные вещи. То, что сегодня запрещено даже конституционно: пропаганда межклассовой вражды, натравливание бедных на богатых. Во многих сказках богатый плох, а бедный — хорош. Но сказки разносторонни, злодеем может оказаться и бедняк. А в «Хоттабыче» вся эта пропаганда специально создавалась писателем в духе коммунистической идеологии.
Вся официальная литература в нашей стране при советской власти была, по сути, детской. Она была назойливо педагогической, назидательной, учила быть послушным гражданином советского государства, как нянька учит ребенка. Такая литература не нужна ни детям, ни взрослым. Настоящая литература занимается не воспитанием, но строительством души. Детская литература помогает строить фундамент, взрослая — отделывать квартиры и стелить крыши.
«П.»: Почему сейчас мало пишут для детей в России?
О.Г.: Потому что сейчас цензура не мешает авторам писать для взрослых. При советской власти многие таланты были вынуждены писать для детей — им не давали сказать желаемое во «взрослой литературе». Эта ситуация привела в детскую литературу Заходера, Сапгира, Берестова и многих других.
«П.».: Как вы выбираете книги для своих детишек?
Г.О: Я в свое время сделал великое открытие. Как Дарвин открыл, что все люди произошли от обезьяны, так я открыл, что все взрослые произошли от детей! Они сами были детьми и могут спросить себя: была бы эта книга интересна мне, когда я был маленьким? Если ответ будет «нет» — они эту книгу не купят.

ЛИНОР ГОРАЛИК

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK