26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Равноудаленная уполномоченность"

Архивная публикация 2003 года: "Равноудаленная уполномоченность"

Недавно стало известно, что в Минфине подготовлен проект положения со следующим названием: "О порядке проведения конкурсного отбора кредитных организаций, привлекаемых органами федерального казначейства Минфина РФ для осуществления отдельных банковских операций".Многие наблюдатели решили, что возвращаются во всей красе памятные времена системы уполномоченных банков-олигархов. Чиновники Минфина говорят, что до этого еще очень далеко, да и задача такая не стоит.
Действительно, в свое время и Минфин, и регионы любили окружать себя инфраструктурой уполномоченных банков.
Многие банки поднялись на этих деньгах до олигархического статуса: "ОНЭКСИМ" -- на платежах ГТК, "МЕНАТЕП" -- на минфиновских депозитах, СБС и МОСТ -- на московском бюджете и платежах ГАИ, Уникомбанк -- на бюджете Московской области etc.
Причем ситуации порой складывались поистине феерические. Например, Борис Федоров любил размещать депозиты (заметим -- в условиях архидефицитного бюджета) в "МЕНАТЕПе" под 10% годовых при рыночной ставке около 200%. Или поступал так. Скажем, прописана в бюджете строка: кредиты предприятиям под осуществление конверсионных программ. Минфин берет в долг у ЦБ под 10% годовых, отдает в уполномоченные банки под 40%, а те предлагают предприятиям под 240%.
Нередко, кстати, такими операциями банки спасались от банкротства. Стоит ли напоминать, что ни один из перечисленных банков не пережил август 1998 года.
Со сменой власти в Кремле в повестку дня, как известно, был включен тезис о равноудаленности власти от олигархов. В интересующей нас сфере это вылилось в решение о том, что с 2001 года бюджеты всех уровней были переведены на обслуживание в казначейство, счета которого обслуживаются в территориальных управлениях ЦБ.
И вот теперь, казалось бы, маятник полетел в обратную сторону. Опять начинается некий кастинг кредитных организаций, причем по инициативе самого Минфина.
Почему же вообще возникла необходимость пресловутого конкурса? Дело в том, что терруправления ЦБ в принципе не проводят ряд операций, необходимых при обслуживании бюджетных организаций. Они не работают с налом (не инкассируют выручку и не выплачивают зарплату). Более того, далеко не во всех субъектах Федерации и муниципиях они есть.
В результате эти операции все равно проводились комбанками. Причем в уполномоченные их (как правило, без всякого конкурса) назначали местные органы власти. Теперь речь идет о том, что терруправления ЦБ независимо от региональных элит (по крайней мере, так задумано) будут на конкурсной основе и по открытым критериям отбирать такие банки.
Заметим, кстати, что ЦБ и сам собирается реформировать свою структуру терруправлений. Сегодня они крайне неодинаковы по объему обслуживаемых операций. Есть идея их укрупнить. Если не по федеральным округам, то по крайней мере по 11 часовым поясам нашей родины. А это значит, что терруправления еще дальше окажутся от земли. При этом заметим, что по духу административной реформы бюджетный процесс как раз должен стать ближе к земле -- в большей степени перейти на уровень муниципалитетов.
На наш взгляд, идея Минфина не так уж плоха. Другое дело, что всем известно, какими намерениями мостится дорога в ад.
Пока же заметим, что, скорее всего, среди победителей в конкурсах на местах преобладающая квота явно будет у отделений Сбербанка РФ. Почему? Во-первых, потому, что он на 51% принадлежит государству. Во-вторых, потому, что он имеет самую разветвленную сеть в регионах. В-третьих, у него колоссальный опыт работы с платежами (включая наличные), осуществляемыми между властью и гражданами. В-четвертых, связь отделений Сбербанка с местными элитами гораздо слабее, чем с головной конторой. Да и вообще он самый большой в России.

Недавно стало известно, что в Минфине подготовлен проект положения со следующим названием: "О порядке проведения конкурсного отбора кредитных организаций, привлекаемых органами федерального казначейства Минфина РФ для осуществления отдельных банковских операций".Многие наблюдатели решили, что возвращаются во всей красе памятные времена системы уполномоченных банков-олигархов. Чиновники Минфина говорят, что до этого еще очень далеко, да и задача такая не стоит.

Действительно, в свое время и Минфин, и регионы любили окружать себя инфраструктурой уполномоченных банков.

Многие банки поднялись на этих деньгах до олигархического статуса: "ОНЭКСИМ" -- на платежах ГТК, "МЕНАТЕП" -- на минфиновских депозитах, СБС и МОСТ -- на московском бюджете и платежах ГАИ, Уникомбанк -- на бюджете Московской области etc.

Причем ситуации порой складывались поистине феерические. Например, Борис Федоров любил размещать депозиты (заметим -- в условиях архидефицитного бюджета) в "МЕНАТЕПе" под 10% годовых при рыночной ставке около 200%. Или поступал так. Скажем, прописана в бюджете строка: кредиты предприятиям под осуществление конверсионных программ. Минфин берет в долг у ЦБ под 10% годовых, отдает в уполномоченные банки под 40%, а те предлагают предприятиям под 240%.

Нередко, кстати, такими операциями банки спасались от банкротства. Стоит ли напоминать, что ни один из перечисленных банков не пережил август 1998 года.

Со сменой власти в Кремле в повестку дня, как известно, был включен тезис о равноудаленности власти от олигархов. В интересующей нас сфере это вылилось в решение о том, что с 2001 года бюджеты всех уровней были переведены на обслуживание в казначейство, счета которого обслуживаются в территориальных управлениях ЦБ.

И вот теперь, казалось бы, маятник полетел в обратную сторону. Опять начинается некий кастинг кредитных организаций, причем по инициативе самого Минфина.

Почему же вообще возникла необходимость пресловутого конкурса? Дело в том, что терруправления ЦБ в принципе не проводят ряд операций, необходимых при обслуживании бюджетных организаций. Они не работают с налом (не инкассируют выручку и не выплачивают зарплату). Более того, далеко не во всех субъектах Федерации и муниципиях они есть.

В результате эти операции все равно проводились комбанками. Причем в уполномоченные их (как правило, без всякого конкурса) назначали местные органы власти. Теперь речь идет о том, что терруправления ЦБ независимо от региональных элит (по крайней мере, так задумано) будут на конкурсной основе и по открытым критериям отбирать такие банки.

Заметим, кстати, что ЦБ и сам собирается реформировать свою структуру терруправлений. Сегодня они крайне неодинаковы по объему обслуживаемых операций. Есть идея их укрупнить. Если не по федеральным округам, то по крайней мере по 11 часовым поясам нашей родины. А это значит, что терруправления еще дальше окажутся от земли. При этом заметим, что по духу административной реформы бюджетный процесс как раз должен стать ближе к земле -- в большей степени перейти на уровень муниципалитетов.

На наш взгляд, идея Минфина не так уж плоха. Другое дело, что всем известно, какими намерениями мостится дорога в ад.

Пока же заметим, что, скорее всего, среди победителей в конкурсах на местах преобладающая квота явно будет у отделений Сбербанка РФ. Почему? Во-первых, потому, что он на 51% принадлежит государству. Во-вторых, потому, что он имеет самую разветвленную сеть в регионах. В-третьих, у него колоссальный опыт работы с платежами (включая наличные), осуществляемыми между властью и гражданами. В-четвертых, связь отделений Сбербанка с местными элитами гораздо слабее, чем с головной конторой. Да и вообще он самый большой в России.

НИКИТА КИРИЧЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».