Наверх
28 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Размен на мелочи"

Власть в деле экономических реформ переходит от масштабности к результативности.На прошлой неделе власть сообщила предпринимательскому сообществу две новости. Как и положено, одну хорошую и одну плохую. Начали — по хронологии — с плохой: президент на встрече с молодыми бизнесменами объявил, что дальше снижать налоги государство не будет. Это, мол, опасно для бюджета, которому в ближайшие годы предстоит справиться с большими выплатами по внешнему долгу.
Новость хорошая: правительство решило создать систему поддержки российского экспорта на федеральном уровне.
Насколько хорошая новость «компенсирует» плохую, сказать трудно, но то, что появление обеих вызвано не надуманными причинами, очевидно. Как очевидно и то, что можно говорить об определенном переломе в экономической политике нынешней власти — от масштабных и разносторонних реформ по всем основным направлениям к «тонкой настройке» (выражение Михаила Касьянова) нареформированного.
Самая общая причина такого поворота понятна. До очередной парламентско-президентской выборной кампании осталось слишком мало времени, чтобы заниматься рискованными экспериментами. Но это причина политическая. А есть еще и экономические.
Возьмем заявление Владимира Путина о конце налоговой революции. Нетрудно догадаться, что оно вызвано провальными показателями по сбору налога на прибыль, ставка которого с начала нынешнего года снижена с 35 до 24%. Это напугало правительство. Ведь раньше «облегченные» единый социальный и подоходный налоги показывали прямо противоположную собираемость — при уменьшении ставки они дали в казну больше денег. Конечно, такую разницу в результатах можно объяснить и тем, что в реальности налог на прибыль (в отличие от ЕСН и подоходного) не уменьшился, а вырос, поскольку снижение ставки сопроводили полной отменой 50-процентной льготы по нему для тех, кто тратил заработанное на инвестиции. А когда налог растет, то собирать его труднее — это прописная истина. Однако чиновники в частных беседах выдвигают и еще одну версию: ожидание постоянного облегчения налогового бремени (а это и было смыслом проведенной реформы) расслабляло бизнес. Зачем уже сейчас полностью выходить из тени, когда это можно будет сделать чуть-чуть позже, уже после очередного снижения налогов. В подобной ситуации, как говорят в Белом доме, публичное объявление о том, что точка поставлена, просто необходимо. И стоять эта «точка» будет как минимум до июня 2004 года — до очередных президентских выборов.
Правда, отдадим должное власти: окончательный крест на реформах она ставить в преддверии выборов не собирается. Доводка до ума начатого продолжится. И в этом отношении объявленное правительством намерение создать систему господдержки экспорта пришлось как нельзя кстати. Среди предлагаемых в этом направлении мер есть, конечно, и такие, которые вызывают усмешку. Ну, например, намерение всего за $100 тыс. организовать широкомасштабный промоушн наших товаров в мире, где их в результате начнут воспринимать как недорогие, но «сердитые».
Однако наряду с подобными курьезами программа содержит и вполне здравые предложения. Не будем их перечислять, а подчеркнем лишь позитивность самого обращения правительства к данной проблеме. На фоне устойчивого посткризисного роста нашего экспорта как-то затушевался тот факт, что рост этот все равно вдвое меньше среднемировых показателей. Победные реляции таможенников также не могут отменить ту простую истину, что демпинговые преимущества наших экспортеров где-то близки к исчерпанию, а где-то уже и исчерпаны. Всего один пример: даже предложив выгодные по сравнению с западными конкурентами денежные условия по поставке энергетического оборудования для каскада ГЭС «Три ущелья» в Китае, наш концерн «Силовые машины» проиграл тендер — «западники» свои турбины предлагали в рассрочку, а наши этого позволить себе не могли.
Так что без создания госсистемы поддержки экспортеров уже в ближайшем будущем российские поставки за рубеж ограничатся одним лишь сырьем. И помочь здесь исключительно снижением налогового бремени не удастся. Требуется доведение экономической политики государства до логического конца, ее детализация — а вот на это у правительства и Кремля, занятых более глобальными реформами, руки как-то не доходили. Теперь дошли.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.

ФЕДОР ЖЕРДЕВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK