26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Размен на мелочи"

Архивная публикация 2002 года: "Размен на мелочи"

Власть в деле экономических реформ переходит от масштабности к результативности.На прошлой неделе власть сообщила предпринимательскому сообществу две новости. Как и положено, одну хорошую и одну плохую. Начали -- по хронологии -- с плохой: президент на встрече с молодыми бизнесменами объявил, что дальше снижать налоги государство не будет. Это, мол, опасно для бюджета, которому в ближайшие годы предстоит справиться с большими выплатами по внешнему долгу.
Новость хорошая: правительство решило создать систему поддержки российского экспорта на федеральном уровне.
Насколько хорошая новость "компенсирует" плохую, сказать трудно, но то, что появление обеих вызвано не надуманными причинами, очевидно. Как очевидно и то, что можно говорить об определенном переломе в экономической политике нынешней власти -- от масштабных и разносторонних реформ по всем основным направлениям к "тонкой настройке" (выражение Михаила Касьянова) нареформированного.
Самая общая причина такого поворота понятна. До очередной парламентско-президентской выборной кампании осталось слишком мало времени, чтобы заниматься рискованными экспериментами. Но это причина политическая. А есть еще и экономические.
Возьмем заявление Владимира Путина о конце налоговой революции. Нетрудно догадаться, что оно вызвано провальными показателями по сбору налога на прибыль, ставка которого с начала нынешнего года снижена с 35 до 24%. Это напугало правительство. Ведь раньше "облегченные" единый социальный и подоходный налоги показывали прямо противоположную собираемость -- при уменьшении ставки они дали в казну больше денег. Конечно, такую разницу в результатах можно объяснить и тем, что в реальности налог на прибыль (в отличие от ЕСН и подоходного) не уменьшился, а вырос, поскольку снижение ставки сопроводили полной отменой 50-процентной льготы по нему для тех, кто тратил заработанное на инвестиции. А когда налог растет, то собирать его труднее -- это прописная истина. Однако чиновники в частных беседах выдвигают и еще одну версию: ожидание постоянного облегчения налогового бремени (а это и было смыслом проведенной реформы) расслабляло бизнес. Зачем уже сейчас полностью выходить из тени, когда это можно будет сделать чуть-чуть позже, уже после очередного снижения налогов. В подобной ситуации, как говорят в Белом доме, публичное объявление о том, что точка поставлена, просто необходимо. И стоять эта "точка" будет как минимум до июня 2004 года -- до очередных президентских выборов.
Правда, отдадим должное власти: окончательный крест на реформах она ставить в преддверии выборов не собирается. Доводка до ума начатого продолжится. И в этом отношении объявленное правительством намерение создать систему господдержки экспорта пришлось как нельзя кстати. Среди предлагаемых в этом направлении мер есть, конечно, и такие, которые вызывают усмешку. Ну, например, намерение всего за $100 тыс. организовать широкомасштабный промоушн наших товаров в мире, где их в результате начнут воспринимать как недорогие, но "сердитые".
Однако наряду с подобными курьезами программа содержит и вполне здравые предложения. Не будем их перечислять, а подчеркнем лишь позитивность самого обращения правительства к данной проблеме. На фоне устойчивого посткризисного роста нашего экспорта как-то затушевался тот факт, что рост этот все равно вдвое меньше среднемировых показателей. Победные реляции таможенников также не могут отменить ту простую истину, что демпинговые преимущества наших экспортеров где-то близки к исчерпанию, а где-то уже и исчерпаны. Всего один пример: даже предложив выгодные по сравнению с западными конкурентами денежные условия по поставке энергетического оборудования для каскада ГЭС "Три ущелья" в Китае, наш концерн "Силовые машины" проиграл тендер -- "западники" свои турбины предлагали в рассрочку, а наши этого позволить себе не могли.
Так что без создания госсистемы поддержки экспортеров уже в ближайшем будущем российские поставки за рубеж ограничатся одним лишь сырьем. И помочь здесь исключительно снижением налогового бремени не удастся. Требуется доведение экономической политики государства до логического конца, ее детализация -- а вот на это у правительства и Кремля, занятых более глобальными реформами, руки как-то не доходили. Теперь дошли.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Власть в деле экономических реформ переходит от масштабности к результативности.На прошлой неделе власть сообщила предпринимательскому сообществу две новости. Как и положено, одну хорошую и одну плохую. Начали -- по хронологии -- с плохой: президент на встрече с молодыми бизнесменами объявил, что дальше снижать налоги государство не будет. Это, мол, опасно для бюджета, которому в ближайшие годы предстоит справиться с большими выплатами по внешнему долгу.

Новость хорошая: правительство решило создать систему поддержки российского экспорта на федеральном уровне.

Насколько хорошая новость "компенсирует" плохую, сказать трудно, но то, что появление обеих вызвано не надуманными причинами, очевидно. Как очевидно и то, что можно говорить об определенном переломе в экономической политике нынешней власти -- от масштабных и разносторонних реформ по всем основным направлениям к "тонкой настройке" (выражение Михаила Касьянова) нареформированного.

Самая общая причина такого поворота понятна. До очередной парламентско-президентской выборной кампании осталось слишком мало времени, чтобы заниматься рискованными экспериментами. Но это причина политическая. А есть еще и экономические.

Возьмем заявление Владимира Путина о конце налоговой революции. Нетрудно догадаться, что оно вызвано провальными показателями по сбору налога на прибыль, ставка которого с начала нынешнего года снижена с 35 до 24%. Это напугало правительство. Ведь раньше "облегченные" единый социальный и подоходный налоги показывали прямо противоположную собираемость -- при уменьшении ставки они дали в казну больше денег. Конечно, такую разницу в результатах можно объяснить и тем, что в реальности налог на прибыль (в отличие от ЕСН и подоходного) не уменьшился, а вырос, поскольку снижение ставки сопроводили полной отменой 50-процентной льготы по нему для тех, кто тратил заработанное на инвестиции. А когда налог растет, то собирать его труднее -- это прописная истина. Однако чиновники в частных беседах выдвигают и еще одну версию: ожидание постоянного облегчения налогового бремени (а это и было смыслом проведенной реформы) расслабляло бизнес. Зачем уже сейчас полностью выходить из тени, когда это можно будет сделать чуть-чуть позже, уже после очередного снижения налогов. В подобной ситуации, как говорят в Белом доме, публичное объявление о том, что точка поставлена, просто необходимо. И стоять эта "точка" будет как минимум до июня 2004 года -- до очередных президентских выборов.

Правда, отдадим должное власти: окончательный крест на реформах она ставить в преддверии выборов не собирается. Доводка до ума начатого продолжится. И в этом отношении объявленное правительством намерение создать систему господдержки экспорта пришлось как нельзя кстати. Среди предлагаемых в этом направлении мер есть, конечно, и такие, которые вызывают усмешку. Ну, например, намерение всего за $100 тыс. организовать широкомасштабный промоушн наших товаров в мире, где их в результате начнут воспринимать как недорогие, но "сердитые".

Однако наряду с подобными курьезами программа содержит и вполне здравые предложения. Не будем их перечислять, а подчеркнем лишь позитивность самого обращения правительства к данной проблеме. На фоне устойчивого посткризисного роста нашего экспорта как-то затушевался тот факт, что рост этот все равно вдвое меньше среднемировых показателей. Победные реляции таможенников также не могут отменить ту простую истину, что демпинговые преимущества наших экспортеров где-то близки к исчерпанию, а где-то уже и исчерпаны. Всего один пример: даже предложив выгодные по сравнению с западными конкурентами денежные условия по поставке энергетического оборудования для каскада ГЭС "Три ущелья" в Китае, наш концерн "Силовые машины" проиграл тендер -- "западники" свои турбины предлагали в рассрочку, а наши этого позволить себе не могли.

Так что без создания госсистемы поддержки экспортеров уже в ближайшем будущем российские поставки за рубеж ограничатся одним лишь сырьем. И помочь здесь исключительно снижением налогового бремени не удастся. Требуется доведение экономической политики государства до логического конца, ее детализация -- а вот на это у правительства и Кремля, занятых более глобальными реформами, руки как-то не доходили. Теперь дошли.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

ФЕДОР ЖЕРДЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».