Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2012 года: "Русская рулетка"

В Новый год сбываются самые смелые мечты. Поэтому отечественные кинематографисты и «выкатывают» свои главные проекты в конце декабря — начале января   Предновогодние дни и каникулы, пожалуй, самое хлебное время для создателей фильмов и владельцев кинотеатров. В этом году афиша обещала картины на любой вкус. Комедия «О чем еще говорят мужчины», новогодний карнавал «Елки-2», авантюрный боевик «Шерлок Холмс: Игра теней», анимационный дуплет «Иван Царевич и Серый волк» и «Смешарики. Начало». Наконец, американский триллер «Девушка с татуировкой дракона» от одного из главных умельцев пощекотать нервы — Дэвида Финчера. Короче говоря, ни один зритель не остался без «своего» фильма.
   Нетрудно заметить, что в новогоднем прокате было немало российских лент. Тому есть довольно простое объяснение. Дело в том, что основные хиты фабрики грез, поставляемые во все страны мира и Россию в том числе, выходят накануне католического Рождества. А вот в новогодние праздники голливудцы за редким исключением берут тайм-аут — и на «сцену» выходят отечественные картины.
   Так, в предпраздничную неделю 2007-го проект Первого канала «Ирония судьбы. Продолжение» собрал порядка $50 млн. «Черная молния», вышедшая в конце года огненного Быка, выручила $21,5 млн. При том, что генеральный продюсер ленты и глава компании «Базелевс» Тимур Бекмамбетов вложил в историю про летающую «Волгу» всего $8 млн.
   Фамилия Бекмамбетова гремела и в 2009-м. Тогда большой куш сорвал его продюсерский проект «Елки»: пятимиллионные вложения принесли генеральному продюсеру и режиссеру одной из историй этого альманаха порядка $23 млн. При этом львиная доля производственных средств была на безвозмездной основе предоставлена Фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. На втором месте оказался анимационный проект «Три богатыря и Шамаханская царица»: при смехотворных 3-миллионных вложениях мультфильм компании «Наше кино» заработал почти $20 млн. Короче говоря, в новогодние каникулы происходят кинематографические чудеса и сбываются самые смелые мечты наших продюсеров и режиссеров.
   Впрочем, дело тут не всегда только в качестве того или иного российского фильма, но и в посещаемости кинотеатров. Так, по словам главного редактора и издателя журнала «Кинобизнес сегодня» Александра Семенова, в праздники зритель демонстрирует невиданный на протяжении года всплеск активности: «Официальной статистики увеличения посещаемости мультиплексов не ведется, ее нет даже в США, — поделился Семенов с «Профилем». — Чаще всего люди ходят в кинотеатры по выходным. А новогодние праздники — это как раз длинный одиннадцатидневный уикенд». Достаточно сказать, что в декабре 2010 года, по данным исследовательской компании Movie Research, российская киноиндустрия заработала более $111 млн. В то время как август, например, принес почти вдвое меньше — немногим более 60 млн. Немудрено, что прокатчики стремятся стартовать именно в декабре и начале января. Ведь это время богато на рекорды.
   Конец 2011 года не стал исключением. Так, анимационная лента кинокомпании Сергея Сельянова «Наше кино» «Иван Царевич и Серый волк» стала самой кассовой в новейшей истории российского кино. На ее создание предположительно было потрачено $3 млн, отдача же составила $21,5 млн. Это самое лучшее соотношение «затраты-сборы» за все время существования нашей киноиндустрии. «Наше кино» несколько лет подряд снимает анимационные ленты, в основе сю-жета которых лежит русский фольклор. И с каждым годом делает это все успешней.
   Второе место снова занял продюсерский проект Тимура Бекмамбетова. Желание режиссера и продюсера повторить успех своей взрослой сказки «Елки», где нашлось место гламурным дивам, карманникам, карикатурным экстремалам и офисным работникам (то есть всем представителям нового российского общества), вполне понятно и оправданно. А ведь в то время, когда глава компании «Базелевс» планировал «Елки-2», Голливуд предлагал ему широкомасштабную экранизацию «Моби Дика» Германа Мелвилла. Но Бекмамбетов отказался. Как в том анекдоте про российского актера, которого прочили на роль в фильме Спилберга, а он ответил, мол, не могу: у меня «елки».
   «Прокатив» фабрику грез, Бекмамбетов внакладе не остался. Он поставил на кон 9 млн долларов (по слухам) и сорвал куш примерно в $25 млн. Что немудрено: и без того звездный актерский состав пополнился двумя «светилами» — Гошей Куценко и Сергеем Безруковым. Отзывы профессиональной прессы о фильме лучше оставить за скобками — подобные фильмы в России пока не пользуются успехом у критики. Разумеется, сейчас кинокомпания «Базелевс» готовится войти в ту же реку третий раз. В конце концов, веселые и нелепые новогодние истории отечественного производства нравятся зрителю больше, чем многомиллионные голливудские хиты. А вот с мультфильмом «Смешарики. Начало» продюсеру не повезло. Пока 8-миллионный фильм не окупился, заработав $7 млн 800 тыс. Не помогло даже то, что лента была пересчитана в 3D: таким образом, «Смешарики» опровергли существующую теорию о том, что трехмерная картинка в состоянии «вытянуть» даже слабую историю. Эта неудача выглядит тем более странно, что «Смешарики» — самый капитализированный российский проект: в 2009 году оборот продукции под этой маркой составил $200 млн. Впрочем, художественный руководитель «Смешариков» Анатолий Прохоров был готов к такому повороту. По его словам, «сегодня детское кино меньше всего нужно детям. Они сосредоточены на Интернете и компьютерных играх». Впрочем, пока создатели полуторачасовой версии похождений Кроша, Лосяша, Нюши и других героев не унывают, делая ставку на DVD, Blue Ray и продажу телевизионных прав.
   По сравнению с 355-миллионными мировыми сборами «Шерлока Холмса: Игра теней» российский бокс-офис картины Гая Риччи выглядит довольно скромно. История про смертельные интриги профессора Мориарти, которые распутывал знаменитый сыщик, собрала в России около $22 млн. Возможно, коммерческий успех в России был бы куда убедительнее, если бы на роль профессора Мориарти утвердили Брэда Питта, Гэри Олдмена, Хавьера Бардема, Шона Пенна или Дэниела Дэй-Льюиса — все эти звездные кандидатуры рассматривались режиссером, однако в итоге он сделал ставку на не слишком известного, но талантливого исполнителя Джареда Харриса (сериал «Грань», фильм «Счастье»).
   У комедии «О чем еще говорят мужчины» есть все шансы окупить себя. Прокат еще не окончен, а бокс-офис уже приближается к цифре $14 млн. Критерий окупаемости проекта един и в России, и в США: для того чтобы выбиться в фавориты, лента должна собрать вдвое больше бюджета. Те, кто не успеет ознакомиться с советами «Квартета И» на важные для мужчин темы в кино, непременно приобретет DVD с фильмом. Тем более что пока картину еще не успели выложить на торрент-трекеры. В последнее время создатели российских фильмов все чаще полюбовно договариваются с пиратами. Наверняка так поступили и «квартетчики»: их желание отбить «Мужчин» вполне понятно, ведь на производство они потратили не банковские кредиты, а свои кровные $7 млн.
   Завершает наш обзор финчеровская «Девушка с татуировкой дракона». Американская экранизация бестселлера Стига Ларссона заработала в отечественном прокате чуть более $6 млн. Да и мировые результаты триллера пока не слишком впечатляют. На сегодняшний день фильм принес создателям $79 млн при бюджете в $90 млн. Картина прокатывается не слишком бодро, что довольно странно: триллеры Дэвида Финчера «Семь», «Бойцовский клуб» и «Игра» всегда оказывались на вершинах бокс-офисов. Возможно, нынешние прокатные трудности связаны со стремительным угасанием интереса к скандинавским детективам.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK