26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Шумовые эффекты"

Архивная публикация 2003 года: "Шумовые эффекты"

Ждать программных установок или резких политических заявлений от нынешнего президентского послания не стоит. Оно все больше превращается в ритуальное действо."Почему российская общественность, политические круги придают такое большое значение ежегодному президентскому посланию? Ведь давно известно, что в нашей стране между политическими решениями верховной власти и реальностью или, точнее, тем, как эти решения выполняются, лежит большая дистанция. А может быть, в нынешнем году интерес к посланию обусловлен дефицитом новостей по другим проблемам? Думается, дело все же в другом.
В истории посткоммунистической России и раньше случалось, что послания сдвигали на более поздние сроки. Бывало также, что президент обращался к парламентариям на фоне отсутствия хоть сколько-нибудь значащих событий. Просто в российской политике подспудно живет еще традиция советских времен, когда программным речам генсеков всегда сопутствовали ожидания чего-то очень важного и судьбоносного для страны, даже если эта речь была обычным протокольным мероприятием, приуроченным к очередному юбилею, или выступлением перед трудящимися какой-нибудь республики или области.
Вот и сегодня от президентского послания снова ждут новых программных установок, свежих идей, заявлений о готовящихся переменах. Между тем предвыборный год уже вступил в свои права. Президенту и прокремлевским политическим силам в партийном спектре нужно получить максимально широкую поддержку в обществе -- среди правых и левых, националистов и сторонников дружбы с Западом, у сторонников реформ и тех, кто до сих пор ностальгирует по советскому прошлому. Значит, послание просто по определению не может быть конкретным и содержать некие прорывные идеи. Напротив, оно, скорее, должно быть более обтекаемым и выполненным в жанре умеренного оптимизма: дескать, не волнуйтесь, россияне, все идет нормально.
С другой стороны, в прошлогоднем обращении президент сформулировал масштабную программу социально-экономических реформ, преобразований армии и государственного аппарата. Однако по прошествии года многие наблюдатели всерьез стали говорить о том, что важные реформы погрязли в бесконечных дискуссиях и согласованиях. Возникли сомнения в способности власти воплотить на практике уже принятые реформаторские законы в условиях сильного сопротивления со стороны не заинтересованных в их реализации влиятельных политических игроков. Возникла некая пауза, неопределенность. Поэтому политические и деловые круги, наверное, были бы очень признательны президенту, если бы он посвятил их в планы своих дальнейших действий. Тем более что опросы общественного мнения фиксируют усиление недовольства значительной части населения нарастанием социальных проблем: ростом цен на товары и услуги, перспективами безработицы, новым подъемом уличной преступности. Едва ли в этом случае можно обойтись общими словами и обещаниями улучшить ситуацию или же ограничиться рассуждениями о новых горизонтах, которые открываются сегодня перед Россией.
Впрочем, еще в советские времена, когда власть в силу различных причин не желала всерьез акцентировать внимание на внутренних проблемах страны, во главе угла оказывалась проблематика международного характера: борьба за мир или же помощь национально-освободительным движениям, борющимся против империалистической агрессии. Вот и сегодня обращение к внешнеполитическим темам может оказаться вполне логичным. Мир после войны в Ираке стал другим. При этом для тех, кто сделал ставку на союз с США, новая картина мира видится более определенной и осмысленной, да и результаты предшествующей деятельности, ориентированной на этот союз, стимулируют больший оптимизм. Иной ситуация представляется тем, кто, как и Россия, делал ставку на многополярность, усиление роли ООН, других международных организаций в урегулировании разного рода конфликтов. Ни то, ни другое в нынешней обстановке пока не просматривается.
Словом, перед составителями нынешнего президентского послания встает немало сложнейших вопросов, на которые трудно дать ясные и определенные ответы. Быть может, именно поэтому само обращение отнесено на столь поздний срок, а политический класс и общественность ожидают его с таким напряженным вниманием".

Ждать программных установок или резких политических заявлений от нынешнего президентского послания не стоит. Оно все больше превращается в ритуальное действо."Почему российская общественность, политические круги придают такое большое значение ежегодному президентскому посланию? Ведь давно известно, что в нашей стране между политическими решениями верховной власти и реальностью или, точнее, тем, как эти решения выполняются, лежит большая дистанция. А может быть, в нынешнем году интерес к посланию обусловлен дефицитом новостей по другим проблемам? Думается, дело все же в другом.

В истории посткоммунистической России и раньше случалось, что послания сдвигали на более поздние сроки. Бывало также, что президент обращался к парламентариям на фоне отсутствия хоть сколько-нибудь значащих событий. Просто в российской политике подспудно живет еще традиция советских времен, когда программным речам генсеков всегда сопутствовали ожидания чего-то очень важного и судьбоносного для страны, даже если эта речь была обычным протокольным мероприятием, приуроченным к очередному юбилею, или выступлением перед трудящимися какой-нибудь республики или области.

Вот и сегодня от президентского послания снова ждут новых программных установок, свежих идей, заявлений о готовящихся переменах. Между тем предвыборный год уже вступил в свои права. Президенту и прокремлевским политическим силам в партийном спектре нужно получить максимально широкую поддержку в обществе -- среди правых и левых, националистов и сторонников дружбы с Западом, у сторонников реформ и тех, кто до сих пор ностальгирует по советскому прошлому. Значит, послание просто по определению не может быть конкретным и содержать некие прорывные идеи. Напротив, оно, скорее, должно быть более обтекаемым и выполненным в жанре умеренного оптимизма: дескать, не волнуйтесь, россияне, все идет нормально.

С другой стороны, в прошлогоднем обращении президент сформулировал масштабную программу социально-экономических реформ, преобразований армии и государственного аппарата. Однако по прошествии года многие наблюдатели всерьез стали говорить о том, что важные реформы погрязли в бесконечных дискуссиях и согласованиях. Возникли сомнения в способности власти воплотить на практике уже принятые реформаторские законы в условиях сильного сопротивления со стороны не заинтересованных в их реализации влиятельных политических игроков. Возникла некая пауза, неопределенность. Поэтому политические и деловые круги, наверное, были бы очень признательны президенту, если бы он посвятил их в планы своих дальнейших действий. Тем более что опросы общественного мнения фиксируют усиление недовольства значительной части населения нарастанием социальных проблем: ростом цен на товары и услуги, перспективами безработицы, новым подъемом уличной преступности. Едва ли в этом случае можно обойтись общими словами и обещаниями улучшить ситуацию или же ограничиться рассуждениями о новых горизонтах, которые открываются сегодня перед Россией.

Впрочем, еще в советские времена, когда власть в силу различных причин не желала всерьез акцентировать внимание на внутренних проблемах страны, во главе угла оказывалась проблематика международного характера: борьба за мир или же помощь национально-освободительным движениям, борющимся против империалистической агрессии. Вот и сегодня обращение к внешнеполитическим темам может оказаться вполне логичным. Мир после войны в Ираке стал другим. При этом для тех, кто сделал ставку на союз с США, новая картина мира видится более определенной и осмысленной, да и результаты предшествующей деятельности, ориентированной на этот союз, стимулируют больший оптимизм. Иной ситуация представляется тем, кто, как и Россия, делал ставку на многополярность, усиление роли ООН, других международных организаций в урегулировании разного рода конфликтов. Ни то, ни другое в нынешней обстановке пока не просматривается.

Словом, перед составителями нынешнего президентского послания встает немало сложнейших вопросов, на которые трудно дать ясные и определенные ответы. Быть может, именно поэтому само обращение отнесено на столь поздний срок, а политический класс и общественность ожидают его с таким напряженным вниманием".

АНДРЕЙ РЯБОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».