26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Системный кризис"

Архивная публикация 2002 года: "Системный кризис"

Компания "Транснефть" планирует резко увеличить экспорт российской нефти через порты Балтики. Реализация этих планов обойдется минимум в $300 млн.Государственная компания "Транснефть", контролирующая более 90% нефтепроводов в России, в конце нынешнего года планирует приступить к строительству второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС).
Напомним, что первая очередь БТС, включающая нефтепровод Кириши--Приморск с пропускной способностью 12 млн. тонн нефти в год и нефтеналивной терминал на Финском заливе, была пущена в строй в начале нынешнего года. Ее строительство обошлось в $450 млн.
С пуском второй очереди, по первоначальным планам, пропускная способность БТС должна была возрасти до 18 млн. тонн. Для этого необходимо проложить 245 км новых трубопроводов, построить в дополнение к двум уже имеющимся еще одну нефтеперекачивающую станцию и возвести в порту Приморска 8 резервуаров для нефти емкостью по 50 тыс. тонн каждый.
Однако недавно "Транснефть" объявила о том, что планирует пересмотреть свои планы и увеличить пропускную способность второй очереди БТС сразу до 30--50 млн. тонн в год.
Появление таких масштабных планов вполне обосновано. Во-первых, последние годы стабильно растет добыча нефти российскими компаниями, следовательно, растет и потребность в дополнительных экспортных возможностях. Согласно прогнозам Минэнерго, к 2010 году в России будет добываться в год 450 млн. тонн нефти -- еще пять лет назад уровень добычи не доходил до 300 млн. тонн.
К увеличению мощности второй очереди БТС "Транснефть" подталкивают и планы строительства в Приморске нефтеперерабатывающего завода, о которых недавно заявили "Сургутнефтегаз" и "Роснефть". Поставки сырья на этот завод потребуют увеличения объемов прокачки нефти по трубопроводам БТС.
В связи с планируемым наращиванием мощности второй очереди БТС "Транснефть" решила изменить схему финансирования проекта. Напомним, что первая очередь системы финансировалась за счет так называемого инвестиционного тарифа (нефтедобывающие компании платили "Транснефти" по $1,43 сверх обычного за прокачку каждой тонны сырья).
С целью аккумулирования средств на строительство второй очереди БТС тариф для экспортеров также увеличивается, однако собранные таким способом средства компания вынуждена частично пускать на ремонт уже имеющихся трубопроводов. Поэтому для реализации своих планов "Транснефть" рассчитывает прибегнуть еще и к масштабному заимствованию.
"Мы ведем переговоры и с западными, и с российскими банками, -- сообщил "Профилю" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. -- Однако итоги переговоров будут озвучены только к концу года".
Аналитики оценивают перспективы заимствования оптимистично.
"У "Транснефти" блестящее финансовое положение, -- считает аналитик компании Brunswick UBS Warburg Пол Коллисон. -- К тому же сейчас для нее самое подходящее время для того, чтобы начинать писать свою кредитную историю. Трубопроводная система России стареет, и через несколько лет "Транснефти" придется прибегать к более масштабному кредитованию для ее обновления".
Впрочем, в этой "бочке меда" есть и своя "ложка дегтя". Дело в том, что большая часть дополнительной нефти, которая должна пойти по новым трубам компании, -- из Тимано-Печорского месторождения (Республика Коми), разрабатываемого "ЛУКойлом". А эта компания планирует строительство собственного инфраструктурного комплекса за $2 млрд., включающего трубопровод Ярославль--Мурманск, нефтеналивной терминал и глубоководный порт в Мурманске. И в результате вполне может получиться так, что -- даже с учетом роста добычи -- на загрузку всех планируемых мощностей в России просто не хватит нефти.

Компания "Транснефть" планирует резко увеличить экспорт российской нефти через порты Балтики. Реализация этих планов обойдется минимум в $300 млн.Государственная компания "Транснефть", контролирующая более 90% нефтепроводов в России, в конце нынешнего года планирует приступить к строительству второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС).

Напомним, что первая очередь БТС, включающая нефтепровод Кириши--Приморск с пропускной способностью 12 млн. тонн нефти в год и нефтеналивной терминал на Финском заливе, была пущена в строй в начале нынешнего года. Ее строительство обошлось в $450 млн.

С пуском второй очереди, по первоначальным планам, пропускная способность БТС должна была возрасти до 18 млн. тонн. Для этого необходимо проложить 245 км новых трубопроводов, построить в дополнение к двум уже имеющимся еще одну нефтеперекачивающую станцию и возвести в порту Приморска 8 резервуаров для нефти емкостью по 50 тыс. тонн каждый.

Однако недавно "Транснефть" объявила о том, что планирует пересмотреть свои планы и увеличить пропускную способность второй очереди БТС сразу до 30--50 млн. тонн в год.

Появление таких масштабных планов вполне обосновано. Во-первых, последние годы стабильно растет добыча нефти российскими компаниями, следовательно, растет и потребность в дополнительных экспортных возможностях. Согласно прогнозам Минэнерго, к 2010 году в России будет добываться в год 450 млн. тонн нефти -- еще пять лет назад уровень добычи не доходил до 300 млн. тонн.

К увеличению мощности второй очереди БТС "Транснефть" подталкивают и планы строительства в Приморске нефтеперерабатывающего завода, о которых недавно заявили "Сургутнефтегаз" и "Роснефть". Поставки сырья на этот завод потребуют увеличения объемов прокачки нефти по трубопроводам БТС.

В связи с планируемым наращиванием мощности второй очереди БТС "Транснефть" решила изменить схему финансирования проекта. Напомним, что первая очередь системы финансировалась за счет так называемого инвестиционного тарифа (нефтедобывающие компании платили "Транснефти" по $1,43 сверх обычного за прокачку каждой тонны сырья).

С целью аккумулирования средств на строительство второй очереди БТС тариф для экспортеров также увеличивается, однако собранные таким способом средства компания вынуждена частично пускать на ремонт уже имеющихся трубопроводов. Поэтому для реализации своих планов "Транснефть" рассчитывает прибегнуть еще и к масштабному заимствованию.

"Мы ведем переговоры и с западными, и с российскими банками, -- сообщил "Профилю" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. -- Однако итоги переговоров будут озвучены только к концу года".

Аналитики оценивают перспективы заимствования оптимистично.

"У "Транснефти" блестящее финансовое положение, -- считает аналитик компании Brunswick UBS Warburg Пол Коллисон. -- К тому же сейчас для нее самое подходящее время для того, чтобы начинать писать свою кредитную историю. Трубопроводная система России стареет, и через несколько лет "Транснефти" придется прибегать к более масштабному кредитованию для ее обновления".

Впрочем, в этой "бочке меда" есть и своя "ложка дегтя". Дело в том, что большая часть дополнительной нефти, которая должна пойти по новым трубам компании, -- из Тимано-Печорского месторождения (Республика Коми), разрабатываемого "ЛУКойлом". А эта компания планирует строительство собственного инфраструктурного комплекса за $2 млрд., включающего трубопровод Ярославль--Мурманск, нефтеналивной терминал и глубоководный порт в Мурманске. И в результате вполне может получиться так, что -- даже с учетом роста добычи -- на загрузку всех планируемых мощностей в России просто не хватит нефти.

ЕКАТЕРИНА ДРАНКИНА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».