26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "США слишком сильно зависят от Саудовской Аравии"

Архивная публикация 2002 года: "США слишком сильно зависят от Саудовской Аравии"

Обезопасить США могут экономичные машины и увеличение импорта нефти из России.Политика в области энергетики -- одна из важнейших проблем, на которую должен обратить внимание американский конгресс. Президент Джордж Буш (George Bush) до сих пор вел речь об увеличении производства топлива в самих США и меньше говорил об экономии энергии. А 11 сентября заставило задуматься и о том, что Вашингтон не делает ничего, чтобы уменьшить опасную зависимость США от саудовской нефти. Пришло время принять трудные решения и во внешней, и во внутренней политике.
Доля Саудовской Аравии в объеме американского импорта нефти составляет 14%. Однако ее истинная роль в том, что она может добывать на 2--3 млн. баррелей нефти в день больше, чем сейчас, и стремится иметь возможность включать и выключать нефтяной кран по своему усмотрению, чтобы удерживать цену на среднем уровне. Когда это не получается, цены взлетают вверх, разоряя экономику США, как два года назад. Именно это заставляет администрацию Буша мириться с тем, что королевство финансирует обучение исламских фундаменталистов на своей территории и за рубежом и с тем, что граждане Саудовской Аравии оказались причастны к некоторым крупным террористическим актам против американцев, совершенным за последние семь лет, включая и события 11 сентября.
Некоторые специалисты по внешней политике, не входящие в администрацию США, требуют, чтобы Саудовская Аравия реформировала свои религиозные учебные заведения, в которых воспитывают нетерпимость, а также прекратила поддержку экстремистов и обеспечила своим гражданам больше политической свободы. Звучит все это хорошо, но невозможно поверить в то, что такие радикальные перемены могут произойти мирно и что при этом вопросы нефти решатся по-прежнему в интересах США. Дело не только в том, что королевство расположено в политически взрывоопасном регионе, но и в том, что сама саудовская элита ставит страну на грань дестабилизации, поскольку продолжает жить в роскоши, когда уровень жизни в расчете на душу населения с 1980 года снизился наполовину.
Несостоятельность Саудовской Аравии как союзника означает, что уменьшение зависимости от нее должно рассматриваться администрацией США как один из главных результатов антитеррористической кампании. Полной энергетической независимости Америка, возможно, и не достигнет. А Саудовская Аравия, где сосредоточено 25% мировых запасов нефти, всегда будет крупнейшим участником нефтяных рынков. И все равно американцам надо все возможное для того, чтобы быть стратегически менее уязвимыми.
Для начала -- в противовес Саудовской Аравии -- Вашингтон и американский бизнес должны помочь России увеличить объемы добычи и экспорта нефти. В этом году Россия могла бы выйти на первое место в мире по объемам добычи нефти, а в течение ближайших нескольких лет могла бы увеличить добычу по крайней мере на половину от нынешних 6,9 млн. баррелей в день. Уже сейчас объем российского экспорта нефти стремительно увеличивается, но для обеспечения его дальнейшего роста Москве нужны миллиарды долларов инвестиций на строительство нефтепроводов, портов и создание сопутствующей транспортной инфраструктуры. Но прежде чем американские компании начнут вкладывать в это деньги, им, в свою очередь, нужны от Москвы более благоприятные условия налогообложения и регулирования, а также более справедливые соглашения о партнерстве. На волне улучшения отношений между Вашингтоном и Москвой после 11 сентября самое время предпринять активные усилия для того, чтобы обо всем договориться. Например, заключить долгосрочные договоры. США могли бы начать с предоставления Москве преференций в пополнении американских стратегических запасов и получить в обмен на это более подходящие условия для инвестиций в энергетику.
США также необходимо расширить и модернизировать глобальную систему неприкосновенных запасов. Стратегический запас самих США должен быть увеличен вдвое, как минимум до 1 млрд. баррелей, что составляет объем импорта за 90 дней. Нужно побуждать и такие страны, как Китай, Бразилия, Индия, также импортирующие энергетическое сырье, к увеличению их запасов. На следующем этапе Вашингтон должен настоять на координации в управлении этими запасами, чтобы их можно было использовать для влияния на цены. Это будет резким изменением политики в этой области, так как до сих пор промышленные страны лишь накапливали некоторые запасы на случай перебоев в снабжении.
Президенту Бушу следует также обратить внимание и на экономию энергии внутри страны. Администрация поддерживает разработку альтернативы пожирающему бензин двигателю внутреннего сгорания. Но, к сожалению, какой-либо результат от этих разработок появится только через десятилетия. Повышение налогов на нефть могло бы повлечь сокращение потребления, но это, скорее всего, политически невозможно. Особенно после того, как Буш заявил, что новые налоги будут введены "только через его труп". Лучше всего было бы законодательно ввести более высокие стандарты на пробег в расчете на один галлон топлива -- сейчас они самые низкие за два десятилетия. Стоит также рассмотреть возможность снижения налога на автомобили с комбинированным электро-бензиновым двигателем, которые проходят на одном галлоне бензина более 50 миль (более 80 км. -- "Профиль") -- и такие машины уже есть.
Скажете, что все это далеко от реальности? Не более чем надежда на то, что США могут позволить себе закрыть на все глаза и сохранять статус-кво в отношениях с Саудовской Аравией. Как сказал мне Эдвард Морзе (Edward Morse), руководивший недавним семинаром Совета по международным отношениям по проблемам энергетики: "Самый большой риск -- это не делать ничего". И если в ближайшем будущем не будут предприняты решительные меры, США пойдут именно по этому пути.

Джеффри Гартен (Jeffry E. Garten). -- Business Week.

Обезопасить США могут экономичные машины и увеличение импорта нефти из России.Политика в области энергетики -- одна из важнейших проблем, на которую должен обратить внимание американский конгресс. Президент Джордж Буш (George Bush) до сих пор вел речь об увеличении производства топлива в самих США и меньше говорил об экономии энергии. А 11 сентября заставило задуматься и о том, что Вашингтон не делает ничего, чтобы уменьшить опасную зависимость США от саудовской нефти. Пришло время принять трудные решения и во внешней, и во внутренней политике.

Доля Саудовской Аравии в объеме американского импорта нефти составляет 14%. Однако ее истинная роль в том, что она может добывать на 2--3 млн. баррелей нефти в день больше, чем сейчас, и стремится иметь возможность включать и выключать нефтяной кран по своему усмотрению, чтобы удерживать цену на среднем уровне. Когда это не получается, цены взлетают вверх, разоряя экономику США, как два года назад. Именно это заставляет администрацию Буша мириться с тем, что королевство финансирует обучение исламских фундаменталистов на своей территории и за рубежом и с тем, что граждане Саудовской Аравии оказались причастны к некоторым крупным террористическим актам против американцев, совершенным за последние семь лет, включая и события 11 сентября.

Некоторые специалисты по внешней политике, не входящие в администрацию США, требуют, чтобы Саудовская Аравия реформировала свои религиозные учебные заведения, в которых воспитывают нетерпимость, а также прекратила поддержку экстремистов и обеспечила своим гражданам больше политической свободы. Звучит все это хорошо, но невозможно поверить в то, что такие радикальные перемены могут произойти мирно и что при этом вопросы нефти решатся по-прежнему в интересах США. Дело не только в том, что королевство расположено в политически взрывоопасном регионе, но и в том, что сама саудовская элита ставит страну на грань дестабилизации, поскольку продолжает жить в роскоши, когда уровень жизни в расчете на душу населения с 1980 года снизился наполовину.

Несостоятельность Саудовской Аравии как союзника означает, что уменьшение зависимости от нее должно рассматриваться администрацией США как один из главных результатов антитеррористической кампании. Полной энергетической независимости Америка, возможно, и не достигнет. А Саудовская Аравия, где сосредоточено 25% мировых запасов нефти, всегда будет крупнейшим участником нефтяных рынков. И все равно американцам надо все возможное для того, чтобы быть стратегически менее уязвимыми.

Для начала -- в противовес Саудовской Аравии -- Вашингтон и американский бизнес должны помочь России увеличить объемы добычи и экспорта нефти. В этом году Россия могла бы выйти на первое место в мире по объемам добычи нефти, а в течение ближайших нескольких лет могла бы увеличить добычу по крайней мере на половину от нынешних 6,9 млн. баррелей в день. Уже сейчас объем российского экспорта нефти стремительно увеличивается, но для обеспечения его дальнейшего роста Москве нужны миллиарды долларов инвестиций на строительство нефтепроводов, портов и создание сопутствующей транспортной инфраструктуры. Но прежде чем американские компании начнут вкладывать в это деньги, им, в свою очередь, нужны от Москвы более благоприятные условия налогообложения и регулирования, а также более справедливые соглашения о партнерстве. На волне улучшения отношений между Вашингтоном и Москвой после 11 сентября самое время предпринять активные усилия для того, чтобы обо всем договориться. Например, заключить долгосрочные договоры. США могли бы начать с предоставления Москве преференций в пополнении американских стратегических запасов и получить в обмен на это более подходящие условия для инвестиций в энергетику.

США также необходимо расширить и модернизировать глобальную систему неприкосновенных запасов. Стратегический запас самих США должен быть увеличен вдвое, как минимум до 1 млрд. баррелей, что составляет объем импорта за 90 дней. Нужно побуждать и такие страны, как Китай, Бразилия, Индия, также импортирующие энергетическое сырье, к увеличению их запасов. На следующем этапе Вашингтон должен настоять на координации в управлении этими запасами, чтобы их можно было использовать для влияния на цены. Это будет резким изменением политики в этой области, так как до сих пор промышленные страны лишь накапливали некоторые запасы на случай перебоев в снабжении.

Президенту Бушу следует также обратить внимание и на экономию энергии внутри страны. Администрация поддерживает разработку альтернативы пожирающему бензин двигателю внутреннего сгорания. Но, к сожалению, какой-либо результат от этих разработок появится только через десятилетия. Повышение налогов на нефть могло бы повлечь сокращение потребления, но это, скорее всего, политически невозможно. Особенно после того, как Буш заявил, что новые налоги будут введены "только через его труп". Лучше всего было бы законодательно ввести более высокие стандарты на пробег в расчете на один галлон топлива -- сейчас они самые низкие за два десятилетия. Стоит также рассмотреть возможность снижения налога на автомобили с комбинированным электро-бензиновым двигателем, которые проходят на одном галлоне бензина более 50 миль (более 80 км. -- "Профиль") -- и такие машины уже есть.

Скажете, что все это далеко от реальности? Не более чем надежда на то, что США могут позволить себе закрыть на все глаза и сохранять статус-кво в отношениях с Саудовской Аравией. Как сказал мне Эдвард Морзе (Edward Morse), руководивший недавним семинаром Совета по международным отношениям по проблемам энергетики: "Самый большой риск -- это не делать ничего". И если в ближайшем будущем не будут предприняты решительные меры, США пойдут именно по этому пути.


Джеффри Гартен (Jeffry E. Garten). -- Business Week.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».