26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2001 года: ""Стальная" женщина"

Архивная публикация 2001 года: ""Стальная" женщина"

Семья генерального директора "Северстали" Алексея Мордашова нынче в центре внимания. Первая супруга Мордашова обвиняет бизнесмена в неисполнении отцовского долга, а сам Алексей считает организацию семейного скандала делом рук конкурентов. Тем временем его вторая жена, Елена, воспитывает двух сыновей и по-человечески огорчается из-за того, что их личная жизнь перестает быть личной.Елена Мордашова: В 1993 году я, окончив Ленинградский институт текстильной промышленности, вернулась домой, в Череповец, и пошла работать на комбинат "Северсталь" бухгалтером. Алексей в то время был финансовым директором. Как-то он зашел в кабинет знакомиться с новыми сотрудниками. Нас было двое, и обе Лены. Он еще пошутил: "Не забуду, мою жену тоже зовут Леной". Мы с подругой вздохнули: "Не судьба" -- Алексей нам очень приглянулся. Прошло года два. Мы иногда сталкивались в коридорах, на лестницах, здоровались. У меня был абонемент в бассейн, а Алексей ходил туда время от времени. Плавали на соседних дорожках. И однажды я поняла, что между нами что-то происходит.
Наталья Щербаненко: Что же происходило? Алексей начал ухаживать за вами?
Е.М.: Нет, но любая женщина чувствует, когда она нравится мужчине. Мне было это очень приятно чувствовать, потому что в Алексея трудно не влюбиться.
Н.Щ.: Одним словом, вы потеряли голову?
Е.М.: Я была очень влюблена. У нас был классический служебный роман. Встречались редко и ненадолго. Алексей работал допоздна, часто бывал в командировках. Да и ходить куда-то вместе было проблемой: в Череповце 300 с лишним тысяч жителей, около 50 тысяч работают на комбинате. Так что, сами понимаете, трудно найти место, чтобы не встретить кого-то знакомого.
Н.Щ.: Шила в мешке не утаишь. В какой-то момент коллеги догадались о ваших отношениях?
Е.М.: Догадались. Пошли разговоры. Я стала подумывать об уходе с комбината, чувствовала, что многим со мной стало трудно работать -- люди не знали, как себя в этой ситуации вести. Ушла я в строительную фирму.
Н.Щ.: Как ваша мама отнеслась к тому, что у дочери роман с женатым мужчиной?
Е.М.: Она была категорически против. Говорила, что я зря теряю время. Как-то по телевизору шла программа "Я сама", женщины рассказывали невеселые истории о том, как их отношения с женатыми мужчинами ни во что толковое не вылились. И мама сказала: "Вот видишь, Лена, тебя ждет то же".
Н.Щ.: Но вы, судя по всему, советам мамы не вняли.
Е.М.: Я отвечала маме, что очень люблю Алексея и что, может быть, это единственное столь сильное чувство в моей жизни.
Н.Щ.: Алексей обсуждал с вами свою семью?
Е.М.: Не вдаваясь в подробности.
Н.Щ.: Вы форсировали события? Ставили Алексею условия вроде "или я, или она"?
Е.М.: Нет. Разумеется, мне хотелось, чтобы Алексей был со мной, но я ему об этом не говорила. Мне казалось, что мужчина должен сам принять решение.
Н.Щ.: И как он его принял?
Е.М.: Мне кажется, уходят не к кому-то, а от кого-то. Рано или поздно это все равно бы произошло. Отметив свой тридцатилетний юбилей, Алексей сказал мне, что в день рождения задумался о том, как он живет, и решил, что надо менять эту самую жизнь.
Алексей оставил жене и сыну квартиру, машину, все сбережения. А сам снял квартиру, куда мы и переехали. Я -- от мамы, с кастрюльками и сковородками, он -- с чемоданом вещей.
Поначалу, честно говоря, я испугалась и растерялась. И не представляла себе, как теперь, вот так сразу, изменится моя привычная жизнь. Но тут мама меня поддержала, она уже была знакома с Алексеем и сказала, что не надо останавливаться. В июне 1997 года мы поженились. Свадьба была скромная, человек на пятнадцать.
Н.Ш.: Вы с первой женой Алексея общались?
Е.М.: Виделась несколько раз. Никаких выяснений отношений между нами не было.
Н.Щ.: Вы знали, что Алексей оставляет не только жену, но и сына.
Е.М.: Илье тогда было десять лет. Когда Алексей ушел, они с женой договорились, что пока, чтобы не травмировать мальчика, не будут говорить, что родители развелись. Елена Григорьевна, видимо, считала, что я явление временное и что ребенка не надо знакомить с подругой папы. Когда же мы поженились, Илья стал приходить к нам в гости. Мы совершенно нормально общались.
Н.Щ.: Вы чувствовали ответственность за разрушение семьи, в которой остался ребенок?
Е.М.: Я знала, что Алексей сильный человек и что все решения он принимал без моего давления.
Он женился в 20 лет, во многом Алексея связывало чувство долга. Нет ничего сверхъестественного в том, что люди разводятся. По статистике, распадается больше половины браков. Мне неприятно, что на наши отношения сейчас смотрят как в кривое зеркало. То, как повела себя Елена, -- все эти иски, открытые письма, -- для нас оказалось полной неожиданностью. У них после развода были ровные отношения двух взрослых разумных людей.
Еще мне жалко Илью. Я бы хотела, чтобы Илья был хорошим другом отцу и моим детям. А тут заварилась такая каша.
Н.Щ.: Расскажите, пожалуйста, про ваших детей.
Е.М.: В сентябре 1999 года у нас родился сын Кирилл. Алексей был со мной во время родов, держал за руку. На следующее утро он подарил мне жемчужные серьги и колье.
А за несколько дней до 2001 года я преподнесла Алексею, как он сам говорит, лучший новогодний подарок в его жизни -- сына Никиту.
Н.Щ.: Трое мальчишек -- мечта многих мужчин.
Е.М.: Да, доктор, который принимал наших сыновей, сказал, что обязательно поинтересуется у Алексея секретом, как "заводить" мальчиков.
Н.Щ.: Алексей много времени проводит с детьми?
Е.М.: Когда он дома -- у детей праздник. Кирилл бегает за ним как хвостик. Малышей Алексей просто обожает, он очень нежный папа. Как-то Кирюша взял папину бритву и, конечно, порезался. Я стала ругать его: мол, говорила же тебе, не хватай острое! А Алексей сказал мне, что малыша надо не ругать, а жалеть.
Н.Щ.: Кто помогает вам по хозяйству?
Е.М.: Мы живем вместе с моей мамой, есть девушка, которая помогает с уборкой квартиры.
Н.Щ.: И как складываются отношения тещи с зятем?
Е.М.: Нормально. У нас традиция: по воскресеньям все вместе -- и моя мама, и родители мужа -- собираемся за ужином. Раньше обязательно приходил Илья.
Н.Щ.: Кто ужин готовит?
Е.М.: Я или мама. Признаться, я не очень люблю готовить, мне этот процесс кажется бессмысленным: полдня стоишь у плиты, а потом за полчаса все съедается.
Н.Щ.: Неужели муж не требует разносолов?
Е.М.: Алексей спокойно к еде относится. Любит рыбу в любом виде и блины с икрой.
Н.Щ.: А к чему он не спокойно относится?
Е.М.: Иногда Алексей приходит домой такой взвинченный, и любой мелочи достаточно, чтобы он закипел. Но он знает: я не умею первой делать шаг навстречу. Так что мириться все равно приходит муж.
Н.Щ.: Вы собираетесь снова пойти работать и отдать детей в сад?
Е.М.: Работать собираюсь года через два, когда подрастет Никита. Что касается садика, думаю, наши дети ходить туда не будут. Во-первых, я за домашнее воспитание, а во-вторых, наши сыновья за ворота дома выходят только с охраной. Я плохо себе представляю, как при этом ходить в детсад.
Н.Щ.: А у вас есть охрана?
Е.М.: В связи с последними событиями появилась. Меня смущает, что даже в магазин за продуктами я хожу под наблюдением.
Н.Щ.: Дом, в котором вы сейчас живете, ваш собственный?
Е.М.: Да, мы поселились здесь в 1999 году.
Н.Щ.: Кто занимался интерьером?
Е.М.: Обсуждали вместе, но последнее слово оставалось за мной. Алексей только собственный кабинет обставил по своему вкусу.
Н.Щ.: Как это -- последнее слово за вами? Вы же сами говорили, что Алексей -- сильный человек?
Е.М.: В данном случае я настояла на своем.
Н.Щ.: Детишки характером в кого пошли?
Е.М.: Пока они слишком маленькие, чтобы сказать наверняка. Мама Алексея рассказывала мне, что, когда Алеше было три годика и они куда-нибудь шли вместе, она ему, когда надо было поворачивать налево, говорила: "Леша, поворачиваем направо". Мальчик из духа противоречия непременно бежал влево, то есть куда и надо было маме. Пока наши малыши ничего подобного не вытворяют. Но благодаря свекрови я хотя бы знаю, в случае чего, как с этим бороться.
Н.Щ.: Лена, вы можете влиять на мужа? Он изменился от общения с вами?
Е.М.: Наверное, он стал больше внимания уделять своему гардеробу. Давно, когда мы только начали встречаться, Алексей давал интервью по телевидению, был в темном костюме и светлых носках. Я посмотрела программу и сказала Алексею, что это неправильно -- светлые носки из-под темных брюк. Алексей прислушался.
Н.Щ.: Какие подарки вы делаете мужу?
Е.М.: Чаще всего покупаю открытки, знаете, с трогательными и забавными надписями: "Я по тебе скучаю!", "Я с тобой!" или "Не грусти!".
Н.Щ.: Вы ревнуете мужа?
Е.М.: Я знаю, что он видный мужчина и пользуется женским вниманием. Но Алексей серьезный человек, и я верю ему.
Н.Щ.: А вы можете, например, звонить и выяснять, где он находится?
Е.М.: Алексей сам звонит, когда у него появляется свободная минутка. В крайней ситуации я могу позвонить его секретарю и передать, чтобы он связался со мной. Но дергать человека, который с головой в делах, я считаю неправильным.
Н.Щ.: Алексей обсуждает с вами рабочие проблемы?
Е.М.: Я думаю, что он должен рассказывать мне ровно столько, сколько сам считает нужным, а потому никогда не задаю лишних вопросов. Хотя для Алексея важно со мной поделиться: когда он хочет мне что-то рассказать, я его внимательно слушаю. Единственное, что я могу посоветовать, -- не изводить себя.
Н.Щ.: Какие у вас самые приятные минуты?
Е.М.: По воскресеньям, когда папа не торопится на работу, к нам в спальню рано утром прибегает Кирилл. Мы валяемся, дурачимся. Теперь берем к себе еще и Никиту. Жаль, что такое счастье случается только раз в неделю.

Семья генерального директора "Северстали" Алексея Мордашова нынче в центре внимания. Первая супруга Мордашова обвиняет бизнесмена в неисполнении отцовского долга, а сам Алексей считает организацию семейного скандала делом рук конкурентов. Тем временем его вторая жена, Елена, воспитывает двух сыновей и по-человечески огорчается из-за того, что их личная жизнь перестает быть личной.Елена Мордашова: В 1993 году я, окончив Ленинградский институт текстильной промышленности, вернулась домой, в Череповец, и пошла работать на комбинат "Северсталь" бухгалтером. Алексей в то время был финансовым директором. Как-то он зашел в кабинет знакомиться с новыми сотрудниками. Нас было двое, и обе Лены. Он еще пошутил: "Не забуду, мою жену тоже зовут Леной". Мы с подругой вздохнули: "Не судьба" -- Алексей нам очень приглянулся. Прошло года два. Мы иногда сталкивались в коридорах, на лестницах, здоровались. У меня был абонемент в бассейн, а Алексей ходил туда время от времени. Плавали на соседних дорожках. И однажды я поняла, что между нами что-то происходит.

Наталья Щербаненко: Что же происходило? Алексей начал ухаживать за вами?

Е.М.: Нет, но любая женщина чувствует, когда она нравится мужчине. Мне было это очень приятно чувствовать, потому что в Алексея трудно не влюбиться.

Н.Щ.: Одним словом, вы потеряли голову?

Е.М.: Я была очень влюблена. У нас был классический служебный роман. Встречались редко и ненадолго. Алексей работал допоздна, часто бывал в командировках. Да и ходить куда-то вместе было проблемой: в Череповце 300 с лишним тысяч жителей, около 50 тысяч работают на комбинате. Так что, сами понимаете, трудно найти место, чтобы не встретить кого-то знакомого.

Н.Щ.: Шила в мешке не утаишь. В какой-то момент коллеги догадались о ваших отношениях?

Е.М.: Догадались. Пошли разговоры. Я стала подумывать об уходе с комбината, чувствовала, что многим со мной стало трудно работать -- люди не знали, как себя в этой ситуации вести. Ушла я в строительную фирму.

Н.Щ.: Как ваша мама отнеслась к тому, что у дочери роман с женатым мужчиной?

Е.М.: Она была категорически против. Говорила, что я зря теряю время. Как-то по телевизору шла программа "Я сама", женщины рассказывали невеселые истории о том, как их отношения с женатыми мужчинами ни во что толковое не вылились. И мама сказала: "Вот видишь, Лена, тебя ждет то же".

Н.Щ.: Но вы, судя по всему, советам мамы не вняли.

Е.М.: Я отвечала маме, что очень люблю Алексея и что, может быть, это единственное столь сильное чувство в моей жизни.

Н.Щ.: Алексей обсуждал с вами свою семью?

Е.М.: Не вдаваясь в подробности.

Н.Щ.: Вы форсировали события? Ставили Алексею условия вроде "или я, или она"?

Е.М.: Нет. Разумеется, мне хотелось, чтобы Алексей был со мной, но я ему об этом не говорила. Мне казалось, что мужчина должен сам принять решение.

Н.Щ.: И как он его принял?

Е.М.: Мне кажется, уходят не к кому-то, а от кого-то. Рано или поздно это все равно бы произошло. Отметив свой тридцатилетний юбилей, Алексей сказал мне, что в день рождения задумался о том, как он живет, и решил, что надо менять эту самую жизнь.

Алексей оставил жене и сыну квартиру, машину, все сбережения. А сам снял квартиру, куда мы и переехали. Я -- от мамы, с кастрюльками и сковородками, он -- с чемоданом вещей.

Поначалу, честно говоря, я испугалась и растерялась. И не представляла себе, как теперь, вот так сразу, изменится моя привычная жизнь. Но тут мама меня поддержала, она уже была знакома с Алексеем и сказала, что не надо останавливаться. В июне 1997 года мы поженились. Свадьба была скромная, человек на пятнадцать.

Н.Ш.: Вы с первой женой Алексея общались?

Е.М.: Виделась несколько раз. Никаких выяснений отношений между нами не было.

Н.Щ.: Вы знали, что Алексей оставляет не только жену, но и сына.

Е.М.: Илье тогда было десять лет. Когда Алексей ушел, они с женой договорились, что пока, чтобы не травмировать мальчика, не будут говорить, что родители развелись. Елена Григорьевна, видимо, считала, что я явление временное и что ребенка не надо знакомить с подругой папы. Когда же мы поженились, Илья стал приходить к нам в гости. Мы совершенно нормально общались.

Н.Щ.: Вы чувствовали ответственность за разрушение семьи, в которой остался ребенок?

Е.М.: Я знала, что Алексей сильный человек и что все решения он принимал без моего давления.

Он женился в 20 лет, во многом Алексея связывало чувство долга. Нет ничего сверхъестественного в том, что люди разводятся. По статистике, распадается больше половины браков. Мне неприятно, что на наши отношения сейчас смотрят как в кривое зеркало. То, как повела себя Елена, -- все эти иски, открытые письма, -- для нас оказалось полной неожиданностью. У них после развода были ровные отношения двух взрослых разумных людей.

Еще мне жалко Илью. Я бы хотела, чтобы Илья был хорошим другом отцу и моим детям. А тут заварилась такая каша.

Н.Щ.: Расскажите, пожалуйста, про ваших детей.

Е.М.: В сентябре 1999 года у нас родился сын Кирилл. Алексей был со мной во время родов, держал за руку. На следующее утро он подарил мне жемчужные серьги и колье.

А за несколько дней до 2001 года я преподнесла Алексею, как он сам говорит, лучший новогодний подарок в его жизни -- сына Никиту.

Н.Щ.: Трое мальчишек -- мечта многих мужчин.

Е.М.: Да, доктор, который принимал наших сыновей, сказал, что обязательно поинтересуется у Алексея секретом, как "заводить" мальчиков.

Н.Щ.: Алексей много времени проводит с детьми?

Е.М.: Когда он дома -- у детей праздник. Кирилл бегает за ним как хвостик. Малышей Алексей просто обожает, он очень нежный папа. Как-то Кирюша взял папину бритву и, конечно, порезался. Я стала ругать его: мол, говорила же тебе, не хватай острое! А Алексей сказал мне, что малыша надо не ругать, а жалеть.

Н.Щ.: Кто помогает вам по хозяйству?

Е.М.: Мы живем вместе с моей мамой, есть девушка, которая помогает с уборкой квартиры.

Н.Щ.: И как складываются отношения тещи с зятем?

Е.М.: Нормально. У нас традиция: по воскресеньям все вместе -- и моя мама, и родители мужа -- собираемся за ужином. Раньше обязательно приходил Илья.

Н.Щ.: Кто ужин готовит?

Е.М.: Я или мама. Признаться, я не очень люблю готовить, мне этот процесс кажется бессмысленным: полдня стоишь у плиты, а потом за полчаса все съедается.

Н.Щ.: Неужели муж не требует разносолов?

Е.М.: Алексей спокойно к еде относится. Любит рыбу в любом виде и блины с икрой.

Н.Щ.: А к чему он не спокойно относится?

Е.М.: Иногда Алексей приходит домой такой взвинченный, и любой мелочи достаточно, чтобы он закипел. Но он знает: я не умею первой делать шаг навстречу. Так что мириться все равно приходит муж.

Н.Щ.: Вы собираетесь снова пойти работать и отдать детей в сад?

Е.М.: Работать собираюсь года через два, когда подрастет Никита. Что касается садика, думаю, наши дети ходить туда не будут. Во-первых, я за домашнее воспитание, а во-вторых, наши сыновья за ворота дома выходят только с охраной. Я плохо себе представляю, как при этом ходить в детсад.

Н.Щ.: А у вас есть охрана?

Е.М.: В связи с последними событиями появилась. Меня смущает, что даже в магазин за продуктами я хожу под наблюдением.

Н.Щ.: Дом, в котором вы сейчас живете, ваш собственный?

Е.М.: Да, мы поселились здесь в 1999 году.

Н.Щ.: Кто занимался интерьером?

Е.М.: Обсуждали вместе, но последнее слово оставалось за мной. Алексей только собственный кабинет обставил по своему вкусу.

Н.Щ.: Как это -- последнее слово за вами? Вы же сами говорили, что Алексей -- сильный человек?

Е.М.: В данном случае я настояла на своем.

Н.Щ.: Детишки характером в кого пошли?

Е.М.: Пока они слишком маленькие, чтобы сказать наверняка. Мама Алексея рассказывала мне, что, когда Алеше было три годика и они куда-нибудь шли вместе, она ему, когда надо было поворачивать налево, говорила: "Леша, поворачиваем направо". Мальчик из духа противоречия непременно бежал влево, то есть куда и надо было маме. Пока наши малыши ничего подобного не вытворяют. Но благодаря свекрови я хотя бы знаю, в случае чего, как с этим бороться.

Н.Щ.: Лена, вы можете влиять на мужа? Он изменился от общения с вами?

Е.М.: Наверное, он стал больше внимания уделять своему гардеробу. Давно, когда мы только начали встречаться, Алексей давал интервью по телевидению, был в темном костюме и светлых носках. Я посмотрела программу и сказала Алексею, что это неправильно -- светлые носки из-под темных брюк. Алексей прислушался.

Н.Щ.: Какие подарки вы делаете мужу?

Е.М.: Чаще всего покупаю открытки, знаете, с трогательными и забавными надписями: "Я по тебе скучаю!", "Я с тобой!" или "Не грусти!".

Н.Щ.: Вы ревнуете мужа?

Е.М.: Я знаю, что он видный мужчина и пользуется женским вниманием. Но Алексей серьезный человек, и я верю ему.

Н.Щ.: А вы можете, например, звонить и выяснять, где он находится?

Е.М.: Алексей сам звонит, когда у него появляется свободная минутка. В крайней ситуации я могу позвонить его секретарю и передать, чтобы он связался со мной. Но дергать человека, который с головой в делах, я считаю неправильным.

Н.Щ.: Алексей обсуждает с вами рабочие проблемы?

Е.М.: Я думаю, что он должен рассказывать мне ровно столько, сколько сам считает нужным, а потому никогда не задаю лишних вопросов. Хотя для Алексея важно со мной поделиться: когда он хочет мне что-то рассказать, я его внимательно слушаю. Единственное, что я могу посоветовать, -- не изводить себя.

Н.Щ.: Какие у вас самые приятные минуты?

Е.М.: По воскресеньям, когда папа не торопится на работу, к нам в спальню рано утром прибегает Кирилл. Мы валяемся, дурачимся. Теперь берем к себе еще и Никиту. Жаль, что такое счастье случается только раз в неделю.

НАТАЛЬЯ ЩЕРБАНЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».