26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Судьбоносное прошение"

Архивная публикация 2002 года: "Судьбоносное прошение"

Насколько серьезны намерения нашего правительства реформировать "черную дыру" российского бюджета -- социальную сферу, -- мы узнаем уже очень скоро. От членов совета директоров Всемирного банка.Хорошо американским политологам и социологам. Им для выдачи достоверных прогнозов не надо особенно трудиться, напряженно морщить лоб, бегать по улицам за отдельными представителями электората с просьбой ответить на вопросы анкеты. Словом, им многое чего не надо делать, поскольку в США есть такой просто-таки судьбоносный штат Нью-Гэмпшир. Кто в этом штате в ходе праймериз побеждает, тот и становится хозяином Белого дома.
Отсюда -- пусть и несколько безумное -- предложение: объявить нашим российским Нью-Гэмпширом в деле социально-экономического прогнозирования Всемирный банк. Если точнее, те его решения, которые принимаются в отношении России.
Откуда такая странная идея? А вот откуда. Давайте вспомним, какие из реформ последнего десятилетия российская власть провела более-менее успешно. Причем реформы не глобальные, которые и оценить-то трудно, а конкретные. Таких удачно реализованных проектов немного. Но они все-таки есть.
Ну, во-первых, угольная отрасль. Начиная с 1995 года Всемирный банк выделил на ее реструктуризацию $1,175 млрд. Можно спорить, насколько успешно они были потрачены, но результат налицо -- основная часть нерентабельных производств закрыта, "лишние" шахтеры переобучены и работают, а отрасль в целом стала рентабельной.
Или возьмем контроль государства над расходованием собственных (то есть бюджетных) средств. Раньше этим занимались уполномоченные банки. Сейчас все бюджетные потоки проходят через Федеральное казначейство. Участие в этом Всемирного банка -- кредит в размере $231 млн. (он рассчитан на 17 лет и уже осваивается).
Еще один пример -- сбор таможенных платежей. Пусть цифра собираемости, выдаваемая самим ГТК, -- а по их данным это 90% от возможного -- и вызывает ухмылку. Но очевидно, что значительная часть "черного" экспорта и импорта стала "серой", а, в свою очередь, многое из "серого" "побелело" за последние годы. Всемирный банк побывал и здесь.
Конечно, вложения в реформирование угольной отрасли, казначейства и таможни со стороны бюджета были не меньшими, а даже большими, чем кредиты ВБ. Ведь бюджет тратится на решение множества проблем, но гарантированно успешными эти траты становятся по удивительному совпадению в том случае, если к ним присоединяется Всемирный банк.
К чему я веду? К тому, что до 15 декабря нынешнего года наш Минфин должен обратиться во Всемирный банк с запросом о продлении займа на содействие реализации структурной перестройки системы соцзащиты населения. Собственно, в эту черную дыру нашего бюджета ВБ уже деньги вкладывал -- правда, немного и давно: в 1997 году на обустройство бирж труда. И биржи заработали.
Есть у банка еще ряд не очень крупных проектов в деле структурной перестройки системы соцзащиты. Но выделенные на эти цели кредиты уже потрачены. А новые еще не выделены. Так вот до 15 декабря Минфин и должен обратиться во Всемирный банк с просьбой о предоставлении новых траншей. Размеры возможного нового кредита пока неизвестны. Но дело не в них. А в самом факте запроса. Если он от правительства поступит, значит, власть серьезно решила заняться реформированием распределения средств на социальную сферу -- а это свыше трети расходов федерального бюджета. Такова (действительная или кажущаяся) сила дисциплинирующего воздействия ВБ на наших чиновников. И если это воздействие на самом деле столь значительно, может быть, имеет смысл провести рокировку: мы банку -- наших министров, а он нам -- своих директоров?

Насколько серьезны намерения нашего правительства реформировать "черную дыру" российского бюджета -- социальную сферу, -- мы узнаем уже очень скоро. От членов совета директоров Всемирного банка.Хорошо американским политологам и социологам. Им для выдачи достоверных прогнозов не надо особенно трудиться, напряженно морщить лоб, бегать по улицам за отдельными представителями электората с просьбой ответить на вопросы анкеты. Словом, им многое чего не надо делать, поскольку в США есть такой просто-таки судьбоносный штат Нью-Гэмпшир. Кто в этом штате в ходе праймериз побеждает, тот и становится хозяином Белого дома.

Отсюда -- пусть и несколько безумное -- предложение: объявить нашим российским Нью-Гэмпширом в деле социально-экономического прогнозирования Всемирный банк. Если точнее, те его решения, которые принимаются в отношении России.

Откуда такая странная идея? А вот откуда. Давайте вспомним, какие из реформ последнего десятилетия российская власть провела более-менее успешно. Причем реформы не глобальные, которые и оценить-то трудно, а конкретные. Таких удачно реализованных проектов немного. Но они все-таки есть.

Ну, во-первых, угольная отрасль. Начиная с 1995 года Всемирный банк выделил на ее реструктуризацию $1,175 млрд. Можно спорить, насколько успешно они были потрачены, но результат налицо -- основная часть нерентабельных производств закрыта, "лишние" шахтеры переобучены и работают, а отрасль в целом стала рентабельной.

Или возьмем контроль государства над расходованием собственных (то есть бюджетных) средств. Раньше этим занимались уполномоченные банки. Сейчас все бюджетные потоки проходят через Федеральное казначейство. Участие в этом Всемирного банка -- кредит в размере $231 млн. (он рассчитан на 17 лет и уже осваивается).

Еще один пример -- сбор таможенных платежей. Пусть цифра собираемости, выдаваемая самим ГТК, -- а по их данным это 90% от возможного -- и вызывает ухмылку. Но очевидно, что значительная часть "черного" экспорта и импорта стала "серой", а, в свою очередь, многое из "серого" "побелело" за последние годы. Всемирный банк побывал и здесь.

Конечно, вложения в реформирование угольной отрасли, казначейства и таможни со стороны бюджета были не меньшими, а даже большими, чем кредиты ВБ. Ведь бюджет тратится на решение множества проблем, но гарантированно успешными эти траты становятся по удивительному совпадению в том случае, если к ним присоединяется Всемирный банк.

К чему я веду? К тому, что до 15 декабря нынешнего года наш Минфин должен обратиться во Всемирный банк с запросом о продлении займа на содействие реализации структурной перестройки системы соцзащиты населения. Собственно, в эту черную дыру нашего бюджета ВБ уже деньги вкладывал -- правда, немного и давно: в 1997 году на обустройство бирж труда. И биржи заработали.

Есть у банка еще ряд не очень крупных проектов в деле структурной перестройки системы соцзащиты. Но выделенные на эти цели кредиты уже потрачены. А новые еще не выделены. Так вот до 15 декабря Минфин и должен обратиться во Всемирный банк с просьбой о предоставлении новых траншей. Размеры возможного нового кредита пока неизвестны. Но дело не в них. А в самом факте запроса. Если он от правительства поступит, значит, власть серьезно решила заняться реформированием распределения средств на социальную сферу -- а это свыше трети расходов федерального бюджета. Такова (действительная или кажущаяся) сила дисциплинирующего воздействия ВБ на наших чиновников. И если это воздействие на самом деле столь значительно, может быть, имеет смысл провести рокировку: мы банку -- наших министров, а он нам -- своих директоров?

ФЕДОР ЖЕРДЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».