26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2004 года: "Умная голова рубль сбережет"

Архивная публикация 2004 года: "Умная голова рубль сбережет"

Сегодня очевидно, что доллар продолжит падение. Начиная с 1991 года, когда США отказались менять доллар на золото, их денежная политика строится по принципу финансовой пирамиды. Основанная на долларе, она обречена на саморазрушение, потому что американцы не могут остановиться: они вынуждены печатать все новые и новые объемы долларов для того, чтобы обслуживать старые долговые обязательства. Сегодня США должны миру примерно $30 трлн. При этом золотовалютных резервов у них в 25 раз меньше объема денежной массы. То есть доллар обеспечен всего на 4%.

Сегодня очевидно, что доллар продолжит падение. Начиная с 1991 года, когда США отказались менять доллар на золото, их денежная политика строится по принципу финансовой пирамиды. Основанная на долларе, она обречена на саморазрушение, потому что американцы не могут остановиться: они вынуждены печатать все новые и новые объемы долларов для того, чтобы обслуживать старые долговые обязательства. Сегодня США должны миру примерно $30 трлн. При этом золотовалютных резервов у них в 25 раз меньше объема денежной массы. То есть доллар обеспечен всего на 4%.

Нынешняя модель может работать лишь до тех пор, пока развитые страны покупают доллары в качестве резервной валюты, хранят в ней сбережения, то есть отказываются от использования своих национальных валют. Американцы добились этого в России, в Латинской Америке, в арабских странах. Основные резервы в долларах попрежнему держит и Европейский центральный банк. Российская денежная система также жестко привязана к доллару. Сегодня, прежде чем напечатать новый рубль, нам нужно, чтобы в страну поступил эквивалент в иностранной валюте. Через Международный валютный фонд (МВФ) на российское правительство оказывается давление для того, чтобы оно не меняло принципы денежной политики: печатало ровно столько денег, сколько накопило валютных резервов.

В такой ситуации наше государство не может предоставить необходимое количество кредитов для развития экономики. Связывая денежные предложения только приростом валюты, оно создает искусственный спрос на доллары: Центральный банк держит в резерве $100 млрд., российский Стабилизационный фонд также создается в долларовой форме. Нам грозит обесценивание этих валютных резервов, так как положение американского доллара теряет стабильность. Ведь спрос на доллары обусловлен многими внешними факторами, которые США не контролируют. Это и возможные изменения политики валютных резервов Китая, арабских стран, Евросоюза, и мировые цены на нефть. В настоящее время, к примеру, спрос на доллар искусственно поднимается из-за роста цен на нефть, поскольку торговля черным золотом идет в основном в американской валюте. Но все это имеет свои пределы.

В такой ситуации наш рубль оказывается самой перспективной валютой в мире: он единственный обеспечен золотовалютными резервами на 150%. Это нам дорого обходится: из-за искусственного занижения денежной массы у нас завышены процентные ставки, не хватает оборотных средств, сдерживается рост доходов населения. Но если рубль станет мировой валютой, нас уже не будет волновать вопрос вывоза капитала из страны. В рублевой форме он начнет работать на российскую экономику, даже за рубежом. А сейчас, наоборот, доллары, которые есть в России, работают на Америку. Мы имеем уникальный шанс добиться внешней конвертируемости рубля и его признания в качестве одной из мировых резервных валют. Для этого необходимо вернуть россиянам уверенность в том, что рублевые вклады в коммерческих банках — это надежный способ сбережения. Но главный наш рычаг — перевод торговли нефтью и газом на рубли. Вот если бы это было сделано, мы могли бы увеличить объем финансовых ресурсов российской экономики в два раза только за счет расширения денежного пространства. Это резко поднимет спрос на рубль. В результате он автоматически станет одной из резервных валют, и мы тем самым сможем существенно улучшить условия предоставления кредитов нашей экономике.

Пять лет назад у России уже был удобный момент для вывода рубля на мировой рынок. Европейский союз, начав внедрение евро, столкнулся с резким падением его курса. И г-н Проди, руководивший тогда экономической комиссией ЕС, приезжал и уговаривал Москву изменить структуру валютных резервов России: заменить доллары на евро. У меня с ним тогда была беседа, и на вопрос: «Согласится ли в свою очередь Европейский центральный банк рекомендовать банковскому сообществу Европы открыть рублевые счета и начать с ними работать так же, как с долларами и прочей свободно конвертируемой валютой?» — Проди ответил: «Почему бы и нет, давайте откажемся от доллара и начнем торговать в национальных валютах».

В этом случае мы могли бы сделать рубль резервной валютой не только в Евросоюзе, но и на Украине, в Белоруссии, Казахстане, других странах СНГ. Ведь вопрос внешней конвертируемости — это вопрос договоренности центральных банков разных стран: признают они валюту друг друга или не признают. Но ЦБ России европейскую валюту не поддержал. А Китай рискнул и принял решение перейти на евро. Прошло три года. Как мы и предполагали, курс евро выровнялся. Этим летом Проди снова был в Москве, я ему задал тот же вопрос. Он ответил: «…мы не против, но теперь это — ваш вопрос». Мол, как хотите, так и добивайтесь конвертируемости рубля, нас это больше не интересует.

Он немного лукавит. Очевидно, что доллар обречен на девальвацию. Вслед за его падением неизбежно начнется и ослабление позиций евро, потому что в основе золотовалютных резервов Европейского центрального банка, повторюсь, лежит все тот же доллар. И европейцы пребывают сегодня в поисках новых рынков сбыта своей валюты.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».