Наверх
15 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "В ПРОБКЕ"

Какое явление может по праву считаться в России символом нулевых годов?    Сетевой «Русский жур-нал» подводит итоги нулевых и предлага-ет назвать их символ. Пока большинство сходится на том, что таким символом стали «Одноклассники.ру». Я не согласен, поскольку на «Одноклассников» не ходил, — там завели пару «моих» аккаунтов, но без меня. Я не любил реальных одноклассников и не хочу двадцать лет спустя смотреть на виртуальных, и нас таких — одноклассник-free — много. А универсальный символ, коснувшийся всех, на мой взгляд, — это пробка.
   К этому явлению в Москве и окрестностях настолько притерпелись, что говорить о нем неловко — это еще глупей, чем критиковать погоду. А погода у нас сейчас такая, что роптать неприлично: над всей европейской частью страны безоблачное небо. Живи да радуйся, но когда такая погода совпадает с пробкой — хочется проклясть все. А когда эта пробка возникает на Ленинградке, где и так скорость движения редко превышает 5 км/ч, люди утрачивают адекватность. Им начинает казаться, что мир в заговоре против них. Михаилу Василенко — гендиректору «Шереметьева» — так уже и кажется: он резонно предположил, что московские власти покровительствуют аэропорту «Внуково» и играют ему на руку. А там открывается новый терминал. И, значит, надо создать проблему конкурентам.
   Я в теорию заговора не верю. И сам не верил, и от умных людей слышал, что так не бывает. Например, свела меня давеча судьба с бывшим послом Британии в России сэром Робертом Бретуэйтом. Я ему задал пару вопросов о путче, а он с легким презрением говорит: вы что же, верите в конспирологию? Мировой заговор и в прочих-то странах маловероятен, а в российских условиях — забудьте вообще. Вы спасены от него навеки уровнем отечественной неорганизо-ванности: в России уме-ют писать, спасать, лю-бить, указывать новые пути человечеству (без иронии), но хорошо спланировать нечто, и чтобы об этом никто не знал, — скорее, можно допустить существование инопланетян.
   Так что я не думаю, что московские власти это спланировали. И тогда все еще обиднее. Просто кто-то именно сейчас решил ремонтировать путепровод на 24-м километре Ленинградки и не подумал, что от шести полос останется две. И эта радость продлится до 1 октября. А что летом бывает особая нагрузка на «Шереметьево» и соответственно Ленинградку — они тоже не подумали. Я почему так считаю? Потому что у нас на родной улице тоже раскопали нечто среди дороги и создали адскую пробку на ровном месте, и нет бы быстрее закопать — что вы, они будут там рыть и буравить еще месяц, не меньше, потому что большую часть дня никаких работ вообще не ведется. И ничего нельзя сделать.
   Ситуация, когда «ничего нельзя сделать», в принципе возможна только применительно к погоде, но у нас в России все — погода, вот в чем главная национальная проблема и, боюсь, национальная идея. Пробки во всем мире были и часто становились темой искусства (вспомните фильмы «Восемь с половиной» или «С меня хватит» с Майклом Дугласом). Потом с ними как-то разобрались. В сегодняшнем Лондоне попасть в пробку очень трудно, в Нью-Йорке проще, но то-же, в общем, обходится. Про Токио не говорю — там уже дороги чуть не десятиэтажные. И потому проблема пробок в принципе разрешима, и все мы это знаем, и вовсе для этого не обязательно выпускать на улицы «Наших», лепящих наклейки на стекла всех, кто, по их мнению, неправильно запарковался. Но как раз решение проблем в программу действий сегодняшней России не входит, потому что тогда ведь она поедет. И куда-нибудь приедет. А нынешняя российская власть — неважно, московская или федеральная, — совершенно не рассчитана на движущуюся страну. Эту конструкцию власти, если начнется движение, сбросят первой. И потому пробки у нас — внешне ненамеренно, а подсознательно, конечно, со смыслом — создаются везде: на пути прохождения любого документа, получения простого или заграничного паспорта, решения любого элементарного вопроса.
   Главный диагноз нынешнего состояния России — пробка, причем пробка среди изнурительной жары, когда машины и водители вскипают практически одновременно. Она во всем — в политике, в промышленности и в головах. И все обоснованно спрашивают: что будет, когда закипим? Да ничего не будет. Постоим, остынем и дальше поедем — с нашей нормальной теперь скоростью 5 км/ч.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK